Cветлана Ворончихина
Развитие у ребёнка-дошкольника основы информационной грамотности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие у ребёнка-дошкольника основы информационной грамотности. Современная жизнедеятельность ребенка-дошкольника, мир электронных игрушек, социальная среда, наполненная информационными средствами и носителями, — все это актуализирует информационный опыт детей. Информационная компетентность дошкольника представляет собой основы, элементы знаний, умений и ценностного отношения к информации и информационным процессам, позволяющим ребенку включаться в доступные ему виды информационной деятельности : познавательной, игровой и др.
Публикация «Развитие у ребёнка-дошкольника основы информационной грамотности» размещена в разделах
Традиционная система образования, призванная передать детям лишь определенную сумму знаний, умений и навыков, оказалась несостоятельной в нынешней ситуации. Дошкольное обучение ориентировано на создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Необходимы условия для развития компетентной личности — «человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы, используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки и оставаясь при этом человеком»
Ключевые компетентности, сообразные дошкольному возрасту:
- социальная;
- коммуникативная;
- информационная;
-деятельностная;
-здоровьесберегающая.
Информационная компетентность - умение использовать различные источники информации и возможность их использования в повседневной жизни.
Мало подготовить детей к школе путем приобретенных в дошкольном учреждении знаний и учебных умений. Намного важнее развить у дошкольников внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умения делать открытия и удивляться им. Познавательная, исследовательская деятельность способствует формированию определенной установки на необходимость приобретать знания, добывать их, находить самим ответы на возникающие вопросы из разных источников. В процессе этой деятельности дети осознают, уточняют представления об окружающем мире и о самом себе в этом мире.
Задача взрослых предоставить развивающие условия для саморазвития и самовыражения каждому дошкольнику:
- построение личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми;
- предоставление каждому ребенку возможности выбора средств исследовательской деятельности;
- ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности;
- создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка.
Решать данные задачи более эффективно возможно, благодаря обучению дошкольников исследовательской деятельности.
В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности – всё это способствует расширению детского опыта. У ребенка должно появиться желание овладеть каким-либо исследовательским навыком, т. е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего исследовательского навыка.
Многократное увеличение информационного потока вынуждает все интенсивнее искать новые способы работы с детьми. И тут необходимы специфические рационально-образовательные технологии, одна из которых ТРИЗ - технология. Использование ТРИЗ - технологии позволяет дать ребенку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности, познать радость при преодолении трудностей, воспитать у дошкольника интерес к самому процессу познания, находить самостоятельный путь решения познавательных исследовательских задач, а также не бояться ошибок.
Несомненно, залогом успешного развития детей и формирования компетенций является насыщенная предметно-развивающая среда, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития. В групповых комнатах педагоги организовывают игровые зоны, которые позволяют осознать ребёнку себя, формируют социальный опыт, дают возможность действовать, обогащать практический опыт, помогают осваивать способы сохранения своего здоровья, способствуют раскрытию художественно-творческого потенциала, создают условия для познавательной активности, стимулирует исследовательскую деятельность.
Таким образом, всё это следует рассматривать как один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения, а формирование информационной компетентности дошкольника является залогом успешного обучения в школе.