Наталья Журавлева
«Развитие у детей познавательного интереса к окружающему миру в процессе экспериментирования»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие у детей познавательного интереса к окружающему миру в процессе экспериментирования»
Коментарии к презентации
«РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ»
СЛАЙД 1
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации.
Публикация «„Развитие у детей познавательного интереса к окружающему миру в процессе экспериментирования“» размещена в разделах
В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
От отношения окружающих взрослых к познавательной активности ребенка, от того, насколько правильно они смогут создать на каждом возрастном этапе развивающую среду, отвечающую возможностям и потребностям ребенка, зависит его познавательное и интеллектуальное развитие.
В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основном в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами и объектами. В ходе экспериментально-познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении. Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
СЛАЙД 2
В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей и закономерностей.
Элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего и младшего дошкольного возраста. Они с удовольствием обследуют песок, глину, тесто, бумагу, гипс, дерево, ткань, краски, познавая их полезные и вредные свойства; плещутся в воде, открывая её тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, запускают самолётики; пробуют делать пену и рисовать ею; превращают снег в воду, а воду – в разноцветные льдинки; пускают мыльные пузыри. Дети учатся активно применять полученные знания в играх. Игры с песком и водой не только приносят детям радость и эмоциональное равновесие, но и развивают целый спектр умений и способностей, развивают моторику и координацию движений рук, тактильные чувства, воображение, мышление, фантазию, речь.
СЛАЙД 3
Чем же важна и полезна для детей экспериментальная работа в целом :
• она вызывает активный интерес к исследованию окружающего мира,
• развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение,
• стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка,
• активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе.
Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
СЛАЙД 4
Любой эксперимент можно разделить на составные части.
СТРУКТУРА ЭКСПЕРИМЕНТА, ПРЕДСТАВЛЕНА ТАКИМ ОБРАЗОМ:
• Постановка проблемы, которую необходимо разрешить.
• Выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения)
• Проверка гипотез (сбор данных, экспериментирование, реализация в действиях).
• Анализ полученных результатов (подтвердились ли гипотезы, формулирование выводов
• Фиксация результатов
СЛАЙД 5
Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены совместная экспериментальная работа детей и педагога, демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, познавательные беседы с элементами экспериментирования, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы (например, приобретение опыта работы с магнитами, различных способов измерения предметов и др., долгосрочные проекты.
СЛАЙД 6
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т. п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с различными способами измерений, с правилами техники безопасности при проведении эксперимента.
Создание условий для детского экспериментирования позволяет педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребенок может найти себе дело по силам, интересам и способностям. Творчество есть пространство свободы, поэтому творческая экспериментальная работа всегда свободна в том плане, что ребенок самореализует себя. Творчество в экспериментировании обусловливает создание новых реальностей и ценностей в процессе сознательного проявления способностей ребенка. Экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка.
СЛАЙД 7
Ребенок должен знать, что результаты его изысканий интересны другим, и он обязательно будет услышан. С одной стороны, мы должны обязательно дать каждому ребенку возможность изложить собственные результаты, с другой – обучать его элементарным навыкам презентации собственных открытий. Постепенно каждый ребенок должен понять, что результаты своих исследований нужно не просто изложить, их требуется защитить. Для этого надо стимулировать детей к тому, чтобы слушая других, они задавали вопросы, учились слышать чужие аргументы.
СЛАЙД 8
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, в этот период интенсивно идет развитие познавательной деятельности.
Но познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. И мы все из личного опыта знаем, что знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Короткова Надежда Александровна писала: «ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности, но именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность практикуется в установлении связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире».
СЛАЙД 9
И ещё ко всему сказанному хочется добавить:
Творческие личности - это люди, сохранившие в себе черты детства с его изумлением перед окружающим миром и свежестью взгляда, не отягощенного мыслительными стереотипами и готовыми решениями.