Лучший педагог года

Развитие у детей предпосылок ценностно-смыслового восприятия средствами и формами театрального искусства (4 фото)

Анжела Александровна Геккель
Развитие у детей предпосылок ценностно-смыслового восприятия средствами и формами театрального искусства
▼ Скачать + Заказать документы

Согласно требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, существует часть обязательной образовательной программы, которая в свою очередь направлена на решение задачи по развитию восприятия произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы.

Публикация «Развитие у детей предпосылок ценностно-смыслового восприятия средствами и формами театрального искусства» размещена в разделах

В этой связи, в нашем детском саду, мы реализуем эту задачу согласно Программе развития эмоциональной отзывчивости на музыкально-художественные произведения у старших дошкольников, которая, в свою очередь базируется на принципах интегративности, природосообразности и личностно-ориентированного обучения.

Внедрение Программы способствует решению следующих задач:

-развитие эмоционально-двигательных реакций в процессе восприятия музыкальных произведений;

-развитие способности определять характер, настроение музыкального произведения, формирование словаря эмоций «тезауруса»;

-развитие способов творческого самовыражения разными способами художественно-творческой деятельности;

-развития способности воплощать переживание возникшего в результате слушания произведения в собственном творческом продукте;

-развитие способности определять эмоционально-образное содержание музыкального произведения.

Театрализация песни или музыкально-хореографическая композиция по мативам песни – это один из новых видов театрализованного представления. Однако, историки искусства утверждают, что театрализация – как жанр искусства – зародилась еще в 16 веке в Италии. В то время она возникла в форме «театра масок» и суть ее заключалась в том, что исполнитель песни по ходу ее исполнения надевал разные маски и изображал разные действия. Позже театрализация песни претерпела некоторые изменения и возродилась уже в начале 20 века во Франции преимущественно в жанре шансон (в этом случае исполнитель как бы принимал на себя роль героя песни и исполнял ее от первого лица). В современном театральном искусстве и форма, и содержание театрализации песни изменились. Итак, что же такое театрализация песни и как организовать работу в этом жанре искусства?

К сожалению, несмотря на возрастающую роль театрализации, теория ее разработана недостаточно. По существу, сегодня нет единого понимания сущности театрализации, ее места во многих сферах культурно–просветительной работы, границ возможностей и принципов использования. Сам термин «театрализация» – новый для нашего общества, культуры, искусства, редко используется в контексте, так как для обозначения принадлежности того или иного феномена в культуре к театру применяется похожее по звучанию, но не тождественное по смыслу понятие - театральность.

Для того, чтобы точнее разобраться в различии значений терминов «театральность» и «театрализация» обратимся к лингвистическому анализу этих понятий. Итак, «театральность» обозначает свойства уже имеющиеся у того или иного предмета, и именно благодаря этим свойствам предмет можно отнести к театру (например, театральные декорации). «Театрализация» или музыкально-художественная композиция же характеризует собой процесс, во время которого тот или иной предмет, напрямую не связанный с искусством театра, приобретает свойства театральности.

Таким образом, театрализация песни, в таком случае становится тем самым процессом, что органически сочетает литературно-художественные и музыкальные элементы, превращает простое исполнительство в трехминутный спектакль. В таком случае театрализацию песни, как жанра, не имеющего отношения к театру, можно определить как процесс, в котором исполнители, с помощью определенных средств выразительности (мимика, поза, движение) обыгрывают сюжеты, предложенные авторами песни. Особенностью данного вида театрального искусства является то, что на представление публике в этом жанре отводится не часы, как в истинно театральных постановках, а всего лишь три-четыре минуты (средняя продолжительность песни). И режиссеру, необходимо захватить зрительский интерес за максимально короткий срок и вызвать у зрителя такие же чувства, как и на традиционном театральном представлении. Иными словами - песня "ставится", как театральный мини-спектакль. Однако, когда речь идет о театрализации существует один распространенный стереотип. Чаще всего руководитель отталкивается от смыслового содержания песни и старается выстроить действие персонажей в соответствии с текстом песни. Выбираются действующие лица и сопровождают действиями пение исполнителей. В этом случае театрализация песни превращается в драматизацию песни, которой как раз присуще синхронное сопровождение текста соответствующими действиями. Таким образом, она попадает в один ряд с художественной иллюстрацией, представляя по существу лишь более сложную ее разновидность (своего рода живая картинка, аналог видеоряда на проекторе).

Театрализация песни ставит перед собой иную задачу - отразить содержание песни и усилить её воздействие на слушателей-зрителей средствами театрального искусства. Иными словами, театрализация или постановка музыкально-хореографической композиции по мативам песни – это визуальное подкрепление содержания песни с целью усиления её эмоционального воздействия на зрителя. При этом не обязательно должна сохраняться присущая песне последовательность сценических действий, главное чтобы разворачивающееся на сцене действие в целом совпадало со смысловым содержанием песни, текстом.

Разумеется, мало только видеть особенность театрализации. Нужно уметь и организовывать её. Как это происходит?

Прежде всего, необходимо отобрать музыкальное произведение для театрализации. Главным критерием отбора здесь должна выступить эмоциональная наполняемость песни, она должна вызывать у слушателя яркие, эмоциональные впечатления, «трогать за душу».

Как для любого театрального представления для театрализации песни необходимо разработать сценарий. При этом – напомним - сценарием не должен являться переписанный текст песни. Ирина Васильевна Маркова – президент Тольяттинской городской ассоциации театрального искусства «Браво» предлагает следующий способ разработки сценария.

1. Послушать внимательно песню.

2. Затем записать на листе бумаги то, что вы услышали, вдуматься: о чем эта песня.

3. Разобрать каждый предмет (персонаж) песни: какую характерную нагрузку несет, как выглядит, как движется, как взаимодействует с другими предметами (персонажами).

4. «Нарисовать песню», опираясь на эмоциональные впечатления и образность.

5. На основе полученного текста и нужно будет строить сценарий. При этом очень важно четко прописывать все мезансцены, поскольку речевого сопровождения данная форма не предполагает.

Здесь важнейшим инструментом выступает образность, составляющая главную сущность театрализации, позволяющая показать в действии тот или иной факт, событие, эпизод. Образность – это основа театрализации, позволяющая выстроить внутреннюю сценарную логику и отобрать средства художественной выразительности. Средствами выразительности, как и в традиционном театральном представлении, будут: движение (пластика, поза (статика, мимика, жест. Грамотное оформление декораций и сцены, подбор костюмов подчеркнет игру актеров и будет способствовать эмоциональному восприятию произведения. Т. е. песня должна быть фоном мини-спектакля, но при этом должна отражать суть происходящего на сцене. Режиссер при этом может представить песню в своем видении и понимании.

Каждый год в нашем детском саду проходит «Театральная неделя», в которой принимают участие воспитанники, педагоги и родители, на которой каждая группа представляет свой проект. С наиболее удавшимися постановками мы принимаем участие в конкурсах. Так, например, в подготовительной и старшей общеобразовательных группах: по мативам песни «Ах, ты, Русь моя» в исполнении Таисии Повалий и «В горнице моей светло», которые были представлены и получили признания на конкурсах «Виват Победа!», «Пасхальный перезвон» (лауряты конкурса).

Так как для нас, педагогов, это направление новое, то работая над постановкой мы придерживались рекомендаций нашего руководителя – И. В. Марковой. Над постановкой музыкально-хореографической композиции мы работали в течении трёх месяцев. Работа с детьми просматривалась во всех видах деятельности:

познавательно-исследовательской (знакомство с обычаями, традициями, культурой и бытом русского народа; формирование представления о берёзе, как символе Росси, нашей Родины с давних времён; формирование представлений нравственных качеств: добре и зле, силе духа русского народа, сплочённости, любви к родине);

коммуникативной и восприятии художественной литературы (чтение и обсуждение былин «Сказания о богатырях земли русской», стихотворений о Руси, о Родине, русской берёзе); просмотр мультфильмов о богатырях и древней Руси);

продуктивной деятельности (художественные и лепные работы по тематике, изготовление атрибутов и декораций к композиции)

музыкально-художественной (знакомство с музыкальным произведением, распределение ролей, обыгрывание сюжетов с каждым из персонажей, постановка всей композиции).

Так-же, активное участие в групповых театральных проектах принимают родители воспитанников. Они готовят и шьют костюмы, приобретают необходимые атрибуты к персонажам, оформляют декорации и сопровождают участников на конкурсы. Необходимо отметить, что хорошая организация, слаженная работа над постановкой, положительный эмоциональный настрой и интерес даёт положительный результат всей работы.

Развитие у детей предпосылок ценностно-смыслового восприятия средствами и формами театрального искусства
Фото №1 Развитие ребенка Фото №2 Материалы для педагогов развитию восприятия произведений искусства словесного музыкального изобразительного мира природы Фото №3 Публикация Развитие у детей предпосылок ценностно смыслового восприятия средствами и формами театрального искусства размещена в разделах Развитие ребенка
Публикации по теме:

Арт-терапия подростков с девиантным поведением средствами музыкального искусства в условиях сельской школы «Арт-терапия подростков с девиантным поведением средствами музыкального искусства в условиях сельской школы» Методическая разработка по.

Игры и упражнения на развитие восприятия у детей с нарушенным зрениемИгры и упражнения на развитие восприятия у детей с нарушенным зрением Основной формой обучающего воздействия на ребенка с ОВЗ, в наших группах компенсирующего вида для детей с нарушением зрения, являются дидактические.

Развитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формыРазвитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формы Ранний возраст – период, когда зарождаются продуктивные виды деятельности ребенка, в частности - рисование. Их возникновение также тесно.

Картотека игр на развитие восприятия для детей дошкольного возраста Восприятие - это целостное отражение внешнего материального предмета. Оно является основой мышления и практической деятельности как взрослого.

Неделя детского театрального искусства Видео Уважаемые коллеги! Мне хочется поделится с вами найденным давним материалом. "Неделя детского театрального искусства". Я думаю он вам понравиться.

Проект «Развитие зрительного восприятия у детей с ОВЗ» в старшей группеПроект «Развитие зрительного восприятия у детей с ОВЗ» в старшей группе Вид проекта – познавательный. Продолжительность проекта - 2 месяца (сентябрь-октябрь). Участники проекта – педагоги, дети старшей группы,.

Развитие мелкой моторики детей с ОВЗ средствами нетрадиционного оборудования (ФГОС до) Развитие мелкой моторики детей с ОВЗ средствами нетрадиционного оборудования (ФГОС ДО) Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. В. А.

Развитие тактильного восприятия у детей с ДЦПРазвитие тактильного восприятия у детей с ДЦП Консультация для педагогов К тактильной чувствительности (осязанию) относят ощущения прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.).

Развитие зрительного восприятия у слабовидящих детей дошкольного возрастаРазвитие зрительного восприятия у слабовидящих детей дошкольного возраста На сегодняшний день существуют различные методики развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Среди.

Родительское собрание «Развитие ребенка средствами изобразительного искусства» Протокол №3 родительского собрания в средней группе от 25.02.12г. Повестка дня: 1.«Развитие ребенка средствами изобразительного искусства».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие у детей предпосылок ценностно-смыслового восприятия средствами и формами театрального искусства
Опубликовано: 10 октября 2020 в 10:28
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие у детей предпосылок ценностно-смыслового восприятия средствами и формами театрального искусства» (включая файлы) размещена пользователем Анжела Александровна Геккель в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД