Получи документы

Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста через внеурочную кружковую деятельность

Карпова Елена
Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста через внеурочную кружковую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы

В современном мире творчество ценится очень высоко. Творческие профессии сегодня одни из самых востребованных, а целеустремленные творческие люди всегда находят свой жизненный путь для успешной реализации своего творческого потенциала. Именно в творческом поиске рождаются новые идеи, рушатся стереотипы, мешающие движению вперёд, вырабатываются приоритеты и ценности к пониманию и организации жизненного пространства личности. С распространением гуманистической парадигмы в обществе, в том числе и в сфере образования, все большее значение стало придаваться необходимости развития творческих способностей, креативных характеристик личности, созданию условий для формирования основных компонентов творческого мышления.

Темочки:

Одна из основных задач школы – подготовить учеников к жизни в современном обществе, воспитать личность, способную анализировать, сравнивать и ориентироваться в потоке информации. А для этого необходимо создавать условия для выявления творческих способностей у детей, направлять их к самостоятельному творчеству, подготавливать к беспрерывному обучению и самообучению. Творчество – это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель. Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам нравственного воспитания.

Актуальность проблемы развития творческих задатков и способностей у младших школьников обусловлена интенсивными изменениями, происходящими в современной системе образования, задающие новые ориентиры в обществе и предъявляющие требования к развитию творческой личности в современных условиях. Сегодня востребованы творческие ученики, умеющие адаптироваться к постоянно меняющимся жизненным ситуациям, способные искать пути нестандартного разрешения ситуаций и проблем. Следовательно, возникает необходимость формирования творческой личности детей, развитию в них стремления к активному творчеству и реализации своих способностей, а также приобретению умений для формирования творческих навыков. Успешно решить это помогает не только учебная,но и внеурочная деятельность детей.

Развитие и воспитание творческих способностей детей – ответственный и сложный процесс, осуществить который можно только при внимательном отношении к детям, зная их потребности, интересы, увлечения. Уже в раннем возрасте у детей можно обнаружить самое первое проявление способностей, выражающееся в склонности к какому–либо виду деятельности.

С приходом ребенка в школу развитие творческих способностей значительно ускоряется под воздействием различных факторов. Так как происходит активный процесс взаимодействия ребенка со сверстниками, то его сознание обогащается новыми образами и представлениями, которыми он впоследствии сможет оперировать, включая воображение и фантазию. Стоит отметить, что в младшем школьном возрасте ведущим видом деятельности еще является игра, в процессе которой творческие способности реализуются на максимальном уровне. Они помогают углублять представления о таких значимых для личности качествах как смелость, взаимопонимание, решительность, организованность. В процессе деятельности младшие школьники сопоставляют свое и чужое поведение в воображаемых ситуациях, что формирует у них оценочный аппарат, а также навыки саморегуляции. Очень хорошо это раскрывается на занятиях кружка «Театральные этюды», когда ребенок примеряет на себя роль различных персонажей, видит реакцию зрителей на плохие и наоборот хорошие поступки его героев, тем самым формирует свою модель поведения в социуме.

Творческие способности являются ключевыми предпосылками при осуществлении какой–либо деятельности, однако и сами творческие способности могут развиваться только в деятельности. Таким образом, это взаимодополняемый процесс, который может осуществляться только при наличии обоих компонентов.

Многие педагоги и психологи придерживаются мнения о том, что творческие способности являются источником всех видов деятельности. Но игра, наряду с обучением, по–прежнему является определяющим видом деятельности в младшем школьном возрасте. В игровой деятельности ребенок отображает окружающую его действительность в творческой форме. Именно в игре в удивительных сочетаниях сплетаются реальность и вымысел, стремление к точному воспроизведению действительности с самыми вольными нарушениями этой реальности. Поэтому в начальной школе дети так охотно участвуют в сюжетно –ролевых сценках, разучивают веселые стихи, потешки, прибаутки. Очень важно для развития творчества использовать материал, имеющий нравственное и патриотическое направление, связанный с традициями и историей нашей страны. Дети с удовольствием поют колядки, делают кукол –Маслениц, не только развивая творчество, но и обогащаясь духовно.

Сюжетно–ролевые игры являются необходимым условием развития творческих способностей у младших школьников, так как в игровой деятельности ребенок принимает на себя определенные роли, моделирует и корректирует собственное поведения в различных ситуациях, использует приемы замещения одних предметов другими. Таким образом, в игре процесс творчества реализуется в полной мере, и всесторонне развиваются творческие способности.

С приходом в школу,постепенно основным видом деятельности ребенка становится учение, которое во многом определяет дальнейшее развитие всех его сфер: физиологической, интеллектуальной и психической, в том числе и творческих способностей. Многие исследователи считают, что с возрастом творческие способности имеют свойство угасать. Внеурочная деятельность дает возможность сохранять и развивать творческие способности, чтобы использовать их и в дальнейшей жизни. Девочки любят играть роль мамы, бабушки, дочки и тд. А мальчики,наоборот роль папы, дедушки, сына. Все мальчишки хотят быть добрым и сильным богатырем, храбрым солдатом,а вот злым Змеем Горынычем не очень.

Через игру и творчество формируется представление ребенка о его будущей роли в обществе.

Чтобы процесс развития творческих способностей имел успех, необходимо постоянно расширять представления младшего школьника об окружающем мире. Поэтому во внеурочной деятельности нужно использовать не только традиционные занятия, но и экскурсии, прогулки, виртуальные путешествия.

Значение творческих способностей в жизни человека сложно переоценить. Это справедливо и для младшего школьного возраста, в котором творчество развивается с особой интенсивностью. По мнению Л. С. Выготского «если в период младшего школьного возраста процесс развития творческих способностей не будет систематичным и целенаправленным, то в дальнейшем их функции могут значительно снизиться, что негативно повлияет на многие сферы жизни человека» .Для развития творческих способностей учеников, я включила в программу кружка «Театральные этюды» следующие разделы и занятия:

№ урока Дата Тема Основные понятия Виды контроля Домашнее задание Обеспечение урока

Вводно-информационный раздел (4 часа).

1 Вводное занятие. Игра «Репка». Задачи и особенности занятий в театральном кружке, коллективе. Игра «Театр – экспромт»: «Репка». Понятие «экспромт» Выучить

роль

2 Здравствуй, театр!

Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Познакомить с понятием «театр». Знакомство с театрами Москвы. текущий Рассказать про любимый театр Москвы. Презентация

3 Театральная игра

Как вести себя на сцене! Как вести себя на сцене. Учимся строить диалог с партнером на заданную тему. Понятие «рифма». Учимся сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. текущий Сочинить

Сказку про ….

4 Виды театрального искусства Рассказать детям в доступной форме о видах театрального искусства.

Упражнения на развитие дикции (скороговорки, чистоговорки).

Чтение сказки Н. Грибачёва «Заяц Коська и его друзья». Инсценирование понравившихся диалогов. соревнование Перечитать сказку Презентация

Основы театральной культуры (2 часа)

5 Основы театральной культуры Театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий

Музыкальные пластические игры и упражнения

Фонохрестоматия

6. Правила поведения в театре Познакомить детей с правилами поведения в театре

Как вести себя на сцене. Правила диалога. Учимся строить диалог с партнером на заданную тему

Ролевая игра: «Мы в театре» Поиграть

Культура и техника речи (3 часа)

7. В мире пословиц. Разучиваем пословицы. Инсценировка пословиц. Игра-миниатюра с пословицами «Объяснялки»

Придумать пословицу Интернет-ресурсы

8-9 Репетиция сценки «Спящая красавица!» Работа над темпом, громкостью, мимикой на основе игр: «Репортаж о школьной жизни» Показ Порепетировать

Театральная азбука (8 часов).

10 Кукольный театр Мини-спектакль с пальчиковыми куклами. Показ сказки. Порепетировать

11 Театральная азбука. Разучивание скороговорок, считалок, потешек и их обыгрывание Тематический Рассказать скороговорку

12 «Сказка, сказка, приходи». Театральная игра. Викторина по сказкам

Вспомнить любимые сказки Презентация

13-14 Инсценирование сказки. «Репка» Знакомство с текстом, выбор мультсказки, распределение ролей, диалоги героев. Показ сказки Порепетировать

15 Театральная игра

«Дед Мороз»

Учимся развивать зрительное, слуховое внимание, наблюдательность. Учимся находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом. текущий Поработать над артикуляцией

16-17 Инсценирование народных сказок. Знакомство с содержанием, выбор сказки, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ. Отработать выразительность

Ритмопластика (5 часов).

18 Театр в лицах Знакомство с содержанием, выбор литературного материала, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ

текущий

Сделать маску своего героя

19-21 Ритмопластика Создание образов с помощью жестов, мимики. Учимся создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений. Текущий Изобразить мимикой животное

22 Театральная игра Игры на развитие образного мышления, фантазии, воображения, интереса к сценическому искусству. Игры-пантомимы. Изобразить животное пантомимой

Работа над спектаклем (11 часов).

23 Просмотр фильма

«Сын полка» Знакомство с содержанием, распределение ролей, диалоги героев, репетиции. Помотреть фильм и обсудить с родителями Видеопьеса

24-25 Репетиции отрывка пьесы «Сын полка» Упражнения на постановку дыхания (выполняется стоя). Упражнения на развитие артикуляционного аппарата. Знакомство с содержанием сказки, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ Поработать над артикуляцией

26-27 Репетиция Обсуждение музыки, распределение ролей, репетиции и показ Выучить слова

28-32 Репетиции пьесы Чтение сказок, распределение ролей, репетиции. репетировать

33 Показ отрывка из пьессы «Сын полка». Выступление перед гостями

Подведение итогов.

34 Заключительное занятие, Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок. Заключительный Награждение Фото и видео выступлений в течении года

Каждое занятие направлено на развитие творчества детей. Оно включает в себя разные виды деятельности от придумывания сказок до изготовления элементов костюмов. Я ставлю перед собой цель: дать детям возможность проявить себя в творческой деятельности и тем самым помочь развитию положительных качеств их личности, одобрять любые творческие порывы ребенка, создавать доброжелательную атмосферу для созидания,дарить ребенку новые впечатлений и обогащать его мир предметами, способствующими развитию его творчества.

Внеурочная деятельность, направленная на развитие творчества младших школьников, создает особые условия для овладения учащимися приемами творческого труда, исследовательской поисковой работы, связанной с умением самостоятельно решать сложные проблемы, с критическо-оценочной деятельностью. В такого рода учебном труде развиваются творческие способности, школьники понимают практическую направленность своей работы, а также оценивают собственные возможности, что повышает заинтересованность в результатах.

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что посещение кружков это наилучший способ проявить свои творческие способности и развить их. Для того чтобы, ребенок развивался ему необходимо посещать кружки, подходящие его интересу. Ведь у детей школьного возраста много сил и энергии и они их могут направить для своего развития. К тому же дети в этом возрасте все воспринимают и усваивают, поэтому нужно, как можно большему научиться, пока есть свободное время. Стоит помнить, что увлечение детства может превратиться в будущую профессию. Сейчас снова становятся актуальными уроки по профориентации, но к сожалению они проводится только с 5 класса. Поэтому в начальной школе занятия по внеурочной и кружковой деятельности могут подготовить базу для таких уроков, дать обучающимся определенный набор знаний и умений, которые помогут им определится с выбором будущей профессии. Не обязательно все дети, которые посещают театральный кружок, должны стать артистами, но их раскрытый творческий потенциал поможет им реализовать себя во многих направлениях профориентации.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» Тема моего самообразования называется "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных.

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей через ручной труд»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей через ручной труд» Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев, от пальца, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Консультация для педагогов «Развитие музыкальных способностей детей через театрализованную деятельность» РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Для осуществления данной цели делаем следующие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста через внеурочную кружковую деятельность
Опубликовано: 19 февраля 2025 в 19:33
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста через внеурочную кружковую деятельность» (включая файлы) размещена пользователем Карпова Елена (УИ 1709851) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 февраля 2025 суббота
Президент подписал закон о ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РФ и ДНР
23 февраля 2025 воскресенье



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД