Карпова Елена
Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста через внеурочную кружковую деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире творчество ценится очень высоко. Творческие профессии сегодня одни из самых востребованных, а целеустремленные творческие люди всегда находят свой жизненный путь для успешной реализации своего творческого потенциала. Именно в творческом поиске рождаются новые идеи, рушатся стереотипы, мешающие движению вперёд, вырабатываются приоритеты и ценности к пониманию и организации жизненного пространства личности. С распространением гуманистической парадигмы в обществе, в том числе и в сфере образования, все большее значение стало придаваться необходимости развития творческих способностей, креативных характеристик личности, созданию условий для формирования основных компонентов творческого мышления.
Темочки:
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Одна из основных задач школы – подготовить учеников к жизни в современном обществе, воспитать личность, способную анализировать, сравнивать и ориентироваться в потоке информации. А для этого необходимо создавать условия для выявления творческих способностей у детей, направлять их к самостоятельному творчеству, подготавливать к беспрерывному обучению и самообучению. Творчество – это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель. Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам нравственного воспитания.
Актуальность проблемы развития творческих задатков и способностей у младших школьников обусловлена интенсивными изменениями, происходящими в современной системе образования, задающие новые ориентиры в обществе и предъявляющие требования к развитию творческой личности в современных условиях. Сегодня востребованы творческие ученики, умеющие адаптироваться к постоянно меняющимся жизненным ситуациям, способные искать пути нестандартного разрешения ситуаций и проблем. Следовательно, возникает необходимость формирования творческой личности детей, развитию в них стремления к активному творчеству и реализации своих способностей, а также приобретению умений для формирования творческих навыков. Успешно решить это помогает не только учебная,но и внеурочная деятельность детей.
Развитие и воспитание творческих способностей детей – ответственный и сложный процесс, осуществить который можно только при внимательном отношении к детям, зная их потребности, интересы, увлечения. Уже в раннем возрасте у детей можно обнаружить самое первое проявление способностей, выражающееся в склонности к какому–либо виду деятельности.
С приходом ребенка в школу развитие творческих способностей значительно ускоряется под воздействием различных факторов. Так как происходит активный процесс взаимодействия ребенка со сверстниками, то его сознание обогащается новыми образами и представлениями, которыми он впоследствии сможет оперировать, включая воображение и фантазию. Стоит отметить, что в младшем школьном возрасте ведущим видом деятельности еще является игра, в процессе которой творческие способности реализуются на максимальном уровне. Они помогают углублять представления о таких значимых для личности качествах как смелость, взаимопонимание, решительность, организованность. В процессе деятельности младшие школьники сопоставляют свое и чужое поведение в воображаемых ситуациях, что формирует у них оценочный аппарат, а также навыки саморегуляции. Очень хорошо это раскрывается на занятиях кружка «Театральные этюды», когда ребенок примеряет на себя роль различных персонажей, видит реакцию зрителей на плохие и наоборот хорошие поступки его героев, тем самым формирует свою модель поведения в социуме.
Творческие способности являются ключевыми предпосылками при осуществлении какой–либо деятельности, однако и сами творческие способности могут развиваться только в деятельности. Таким образом, это взаимодополняемый процесс, который может осуществляться только при наличии обоих компонентов.
Многие педагоги и психологи придерживаются мнения о том, что творческие способности являются источником всех видов деятельности. Но игра, наряду с обучением, по–прежнему является определяющим видом деятельности в младшем школьном возрасте. В игровой деятельности ребенок отображает окружающую его действительность в творческой форме. Именно в игре в удивительных сочетаниях сплетаются реальность и вымысел, стремление к точному воспроизведению действительности с самыми вольными нарушениями этой реальности. Поэтому в начальной школе дети так охотно участвуют в сюжетно –ролевых сценках, разучивают веселые стихи, потешки, прибаутки. Очень важно для развития творчества использовать материал, имеющий нравственное и патриотическое направление, связанный с традициями и историей нашей страны. Дети с удовольствием поют колядки, делают кукол –Маслениц, не только развивая творчество, но и обогащаясь духовно.
Сюжетно–ролевые игры являются необходимым условием развития творческих способностей у младших школьников, так как в игровой деятельности ребенок принимает на себя определенные роли, моделирует и корректирует собственное поведения в различных ситуациях, использует приемы замещения одних предметов другими. Таким образом, в игре процесс творчества реализуется в полной мере, и всесторонне развиваются творческие способности.
С приходом в школу,постепенно основным видом деятельности ребенка становится учение, которое во многом определяет дальнейшее развитие всех его сфер: физиологической, интеллектуальной и психической, в том числе и творческих способностей. Многие исследователи считают, что с возрастом творческие способности имеют свойство угасать. Внеурочная деятельность дает возможность сохранять и развивать творческие способности, чтобы использовать их и в дальнейшей жизни. Девочки любят играть роль мамы, бабушки, дочки и тд. А мальчики,наоборот роль папы, дедушки, сына. Все мальчишки хотят быть добрым и сильным богатырем, храбрым солдатом,а вот злым Змеем Горынычем не очень.
Через игру и творчество формируется представление ребенка о его будущей роли в обществе.
Чтобы процесс развития творческих способностей имел успех, необходимо постоянно расширять представления младшего школьника об окружающем мире. Поэтому во внеурочной деятельности нужно использовать не только традиционные занятия, но и экскурсии, прогулки, виртуальные путешествия.
Значение творческих способностей в жизни человека сложно переоценить. Это справедливо и для младшего школьного возраста, в котором творчество развивается с особой интенсивностью. По мнению Л. С. Выготского «если в период младшего школьного возраста процесс развития творческих способностей не будет систематичным и целенаправленным, то в дальнейшем их функции могут значительно снизиться, что негативно повлияет на многие сферы жизни человека» .Для развития творческих способностей учеников, я включила в программу кружка «Театральные этюды» следующие разделы и занятия:
№ урока Дата Тема Основные понятия Виды контроля Домашнее задание Обеспечение урока
Вводно-информационный раздел (4 часа).
1 Вводное занятие. Игра «Репка». Задачи и особенности занятий в театральном кружке, коллективе. Игра «Театр – экспромт»: «Репка». Понятие «экспромт» Выучить
роль
2 Здравствуй, театр!
Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Познакомить с понятием «театр». Знакомство с театрами Москвы. текущий Рассказать про любимый театр Москвы. Презентация
3 Театральная игра
Как вести себя на сцене! Как вести себя на сцене. Учимся строить диалог с партнером на заданную тему. Понятие «рифма». Учимся сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. текущий Сочинить
Сказку про ….
4 Виды театрального искусства Рассказать детям в доступной форме о видах театрального искусства.
Упражнения на развитие дикции (скороговорки, чистоговорки).
Чтение сказки Н. Грибачёва «Заяц Коська и его друзья». Инсценирование понравившихся диалогов. соревнование Перечитать сказку Презентация
Основы театральной культуры (2 часа)
5 Основы театральной культуры Театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий
Музыкальные пластические игры и упражнения
Фонохрестоматия
6. Правила поведения в театре Познакомить детей с правилами поведения в театре
Как вести себя на сцене. Правила диалога. Учимся строить диалог с партнером на заданную тему
Ролевая игра: «Мы в театре» Поиграть
Культура и техника речи (3 часа)
7. В мире пословиц. Разучиваем пословицы. Инсценировка пословиц. Игра-миниатюра с пословицами «Объяснялки»
Придумать пословицу Интернет-ресурсы
8-9 Репетиция сценки «Спящая красавица!» Работа над темпом, громкостью, мимикой на основе игр: «Репортаж о школьной жизни» Показ Порепетировать
Театральная азбука (8 часов).
10 Кукольный театр Мини-спектакль с пальчиковыми куклами. Показ сказки. Порепетировать
11 Театральная азбука. Разучивание скороговорок, считалок, потешек и их обыгрывание Тематический Рассказать скороговорку
12 «Сказка, сказка, приходи». Театральная игра. Викторина по сказкам
Вспомнить любимые сказки Презентация
13-14 Инсценирование сказки. «Репка» Знакомство с текстом, выбор мультсказки, распределение ролей, диалоги героев. Показ сказки Порепетировать
15 Театральная игра
«Дед Мороз»
Учимся развивать зрительное, слуховое внимание, наблюдательность. Учимся находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом. текущий Поработать над артикуляцией
16-17 Инсценирование народных сказок. Знакомство с содержанием, выбор сказки, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ. Отработать выразительность
Ритмопластика (5 часов).
18 Театр в лицах Знакомство с содержанием, выбор литературного материала, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ
текущий
Сделать маску своего героя
19-21 Ритмопластика Создание образов с помощью жестов, мимики. Учимся создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений. Текущий Изобразить мимикой животное
22 Театральная игра Игры на развитие образного мышления, фантазии, воображения, интереса к сценическому искусству. Игры-пантомимы. Изобразить животное пантомимой
Работа над спектаклем (11 часов).
23 Просмотр фильма
«Сын полка» Знакомство с содержанием, распределение ролей, диалоги героев, репетиции. Помотреть фильм и обсудить с родителями Видеопьеса
24-25 Репетиции отрывка пьесы «Сын полка» Упражнения на постановку дыхания (выполняется стоя). Упражнения на развитие артикуляционного аппарата. Знакомство с содержанием сказки, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ Поработать над артикуляцией
26-27 Репетиция Обсуждение музыки, распределение ролей, репетиции и показ Выучить слова
28-32 Репетиции пьесы Чтение сказок, распределение ролей, репетиции. репетировать
33 Показ отрывка из пьессы «Сын полка». Выступление перед гостями
Подведение итогов.
34 Заключительное занятие, Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок. Заключительный Награждение Фото и видео выступлений в течении года
Каждое занятие направлено на развитие творчества детей. Оно включает в себя разные виды деятельности от придумывания сказок до изготовления элементов костюмов. Я ставлю перед собой цель: дать детям возможность проявить себя в творческой деятельности и тем самым помочь развитию положительных качеств их личности, одобрять любые творческие порывы ребенка, создавать доброжелательную атмосферу для созидания,дарить ребенку новые впечатлений и обогащать его мир предметами, способствующими развитию его творчества.
Внеурочная деятельность, направленная на развитие творчества младших школьников, создает особые условия для овладения учащимися приемами творческого труда, исследовательской поисковой работы, связанной с умением самостоятельно решать сложные проблемы, с критическо-оценочной деятельностью. В такого рода учебном труде развиваются творческие способности, школьники понимают практическую направленность своей работы, а также оценивают собственные возможности, что повышает заинтересованность в результатах.
На основе вышесказанного можно сделать вывод, что посещение кружков это наилучший способ проявить свои творческие способности и развить их. Для того чтобы, ребенок развивался ему необходимо посещать кружки, подходящие его интересу. Ведь у детей школьного возраста много сил и энергии и они их могут направить для своего развития. К тому же дети в этом возрасте все воспринимают и усваивают, поэтому нужно, как можно большему научиться, пока есть свободное время. Стоит помнить, что увлечение детства может превратиться в будущую профессию. Сейчас снова становятся актуальными уроки по профориентации, но к сожалению они проводится только с 5 класса. Поэтому в начальной школе занятия по внеурочной и кружковой деятельности могут подготовить базу для таких уроков, дать обучающимся определенный набор знаний и умений, которые помогут им определится с выбором будущей профессии. Не обязательно все дети, которые посещают театральный кружок, должны стать артистами, но их раскрытый творческий потенциал поможет им реализовать себя во многих направлениях профориентации.