Федорова Светлана Леонтьевна
Развитие творческой активности у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческой активности у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования.
Федорова Светлана Леонтьевна,
воспитатель МБДОУ детский сад «Малыш»
Публикация «Развитие творческой активности у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Старшая группа
- Темочки
Художественно – эстетическое развитие предполагает формирование предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей; развитие художественного вкуса и творческих способностей.
Изобразительная деятельность в дошкольном возрасте теснейшим образом связана с эмоциональным развитием ребенка, с формированием игровой деятельности и зависит от уровня развития восприятия, мышления, речи. Занятия изобразительной деятельностью служат важным средством развития творческих способностей ребенка (создание оригинального продукта, изделия, где ребенок самостоятельно применяет усвоенные знания, умения и навыки).
Дошкольный возраст – благоприятный период для развития творчества. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуется его потенциальные возможности и первые проявления творчества.
Хороший результат в развитии творческих способностей ребенка дают нетрадиционные техники и приемы в рисовании. Они открывают широкий простор для детской фантазии, являются замечательным способом создания маленьких шедевров, позволяют детям увлечься творчеством, развивают воображение, способствуют проявлению самостоятельности и инициативы.
В 2021-2022 учебном году мною были организованы занятия с детьми старшего дошкольного возраста в кружке по дополнительной общеобразовательной программе художественной направленности «Чудеса своими руками», где мы знакомились с нетрадиционными техниками рисования (граттаж, монотипия, пальцеграфия, принт, набрызг и т. д.).
Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную, если применяется на основе нетрадиционных материалов или же предполагает использование самых обычных материалов. Например, обычными красками, карандашами и фломастерами можно рисовать на белой или цветной, сухой и влажной, ровной и мятой, гладкой и наждачной бумаге. Можно изобретать свои способы и техники «из того, что под рукой».
Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции (кляксография).
Так как это были новые приемы в изобразительной деятельности, то мы начали с самых простых: рисование пальцами, рисование ватными палочками, рисование ладошками.
Детей сразу заинтересовала возможность использовать непривычные средства и материалы для рисования (пальчиками рисовали ветку рябины, ватными палочками желтые листья на березе).
С помощью ладошек дети рисовали хвост павлина, а также животных Африки: льва, черепаху, слона, тигра. Эта техника как веселая игра, измазал ладошку краской, приложил к листу бумаги, дорисовал хвост, гриву и получается изображение тех животных, которых в обычной традиционной технике нарисовать очень сложно.
Следующий прием, который был использован на занятиях: рисование по мокрому листу. До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например, если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т. д. Рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов. Дети на кружке рисовали каждый свой «Город в тумане».
Еще один прием, который освоили дети – это набрызг. Непростая техника, ее суть – в разбрызгивании капель с помощью специального приспособления, которое в детском саду заменяет зубная щетка со стекой. Зубной щеткой в левой руке наберем немного краски, а стекой будем проводить по поверхности – быстрыми движениями, по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу. С помощью набрызга дети украшали новогоднюю елку.
Нетрадиционная техника рисования кляксография (выдувание трубочкой) - это очередное волшебство творческих занятий. Такое занятие для детей очень увлекательно, интересно и очень полезное. Так, как выдувание через соломинку укрепляет здоровье: силу лёгких и дыхательную систему ребёнка в целом. Игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию и силу движений, фантазию и изображение. Для создания картины на лист бумаги нужно поставить кляксу. Взять трубочку для коктейля и подуть, повернуть лист и снова подуть. Клякса будет оставлять след на бумаге. Когда странный рисунок был готов, дети подрисовывали детали того, что видели на листе: дерева, цветка, животного.
Одной из непростых, но интересных, является техника граттаж. Слово граттаж произошло от французского «gratter» (скрести, царапать). Для начала работы в этой технике необходимо подготовить картон. Картон необходимо покрыть толстым слоем воска или разноцветной масляной пастели. Затем широкой кистью или губкой нужно нанести на поверхность картона темный слой краски. Когда краска высохнет, острым предметом (зубочистка, спица) процарапывается рисунок. На темном фоне появляются тонкие однотонные или разноцветные штрихи. В технике граттаж была выполнена работа «Петушок» в стиле вологодских кружев.
Нетрадиционные приемы и техники в рисовании дают ребенку возможность раскрепоститься и сделать то, что в традиционном рисовании «нельзя». Измазать палец и ладошку краской, намочить бумажный лист водой, забрызгать лист краской и др.
Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дают ребенку возможность увлечься творчеством, развивают воображение, позволяют детям создавать свои собственные маленькие шедевры.
Таким образом, использование нетрадиционных техник в рисовании дает возможность ребенку поэкспериментировать, научиться творить, радоваться миру и делать открытия чего-то нового, необычного.
Список литературы:
1. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. Г. Н. Давыдова. М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
2. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. Г. Н. Давыдова. М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2007.