Смольная Рада
Развитие творческой активности дошкольников в процессе детского экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
У каждого ребенка есть потребность в творческой деятельности : ребенок ищет возможность реализовать свой потенциал, через творчество он может наиболее полно раскрыться как личность. Малыш растет, развивается, стремится понять окружающий мир, хочет найти секрет заводной игрушки, узнать, почему светит солнышко, течет ручей, падает снег … Важный момент, который нельзя пропустить – выбор области детских исследований, потому как это уже выбор ребенком самого себя.
Темочки:
Творчество для ребенка – это больше процесс, нежели результат. В ходе этого процесса он лучше расширяет свой опыт, радуется общению, начинает больше доверять себе. По мнению М. А. Нахаловой, С. Д. Якушевой, «в этой связи требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости – все, что в совокупности и составляет творческие способности».
Однако желание ребенка исследовать окружающий мир носит спонтанный характер, поэтому при формировании творческих способностей дошкольников очень важно осуществлять целенаправленное руководство взрослыми, которые перед ребенком ставят ребенком определенную задачу, дают средства ее решения и контролируют процесс превращения знаний в инструмент творческого освоения мира, через самостоятельный творческий поиск. В младшем и среднем дошкольном возрасте дети начинают овладевать первоначальными навыками самостоятельности, но в большинстве случаев продолжают действовать вместе со взрослыми или под их контролем. Задавая вопросы, пытаются искать на них ответы, пытаются высказывать предположения о возможном результате опыта и о способах его достижения.
Ученые выделяют деятельность экспериментирования как ведущую деятельность дошкольного возраста. В процессе детского экспериментирования ребенок выступает активным субъектом. Экспериментирование – ценный инструмент познания окружающего мира и шанс на опережающее развитие их способностей. Познание – творческий процесс, и задача педагога – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям; создать необходимые для этого условия. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Детское экспериментирование – как метод обучения.
В настоящее время в системе дошкольного образования формируется ещё один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.
Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-образным, наглядно-действенным. Поэтому педагогический процесс в ДОУ строится на методах наглядных и практических. Очень важно соблюдать этот принцип по экологическому воспитанию, а также необходимо уделять большое внимание проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы.
Главное достоинство метода экспериментирования в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируется речь, мышление. Дошкольник получает возможность удовлетворить любознательность (почему? зачем? как? что будет? если, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель-наставник, а равноправный партнёр, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность.
Детское экспериментирование – это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь – наблюдение и труд. Но само наблюдение может происходить и без эксперимента. Например, наблюдение за весенним пробуждением природы не связано с экспериментом, так как процесс развивается без участия человека. Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом. Труд, например, обслуживающий может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает.
Указанные связи двухсторонние. С одной стороны, наличие у детей трудовых навыков и навыков наблюдения создаёт благоприятные условия для экспериментирования, а с другой – экспериментирование вызывает у ребёнка большой интерес, который способствует развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Во - первых, при формировании цели, во вторых при обсуждении методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчёте об увиденном. Отмечаем двухсторонний характер этих связей: достаточно развитая речь облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи.
Связь детского экспериментирования с художественным творчеством (рисование) тоже двухсторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет изображён результат опыта.
В тоже время, чем глубже ребёнок изучает объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов деятельности одинаково важны: развитие наблюдательности и способность отражать увиденное.
Не требует особого доказательства связь экспериментирования с ФЭМП (формирование элементарных математических познаний). Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. Всё это придаёт математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими способностями облегчает экспериментирование, проведение опытов.
Экспериментирование связано и с другими видами деятельности – чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.
Эксперименты можно классифицировать по разным принципам:
По характеру объектов, используемых в эксперименте :
Опыты с растениями.
Опыты с животными
Опыты с объектами неживой природы
Опыты, объектом, которых является человек.
По месту проведения опытов:
В групповой комнате
На участке
В лесу, в поле
По количеству детей:
Индивидуальные – 1-4 ребёнка
Групповые – 5-10 детей
Коллективные – вся группа
Решение экспериментальных задач :
Демонстрационные
Фронтальные
По причине их проведения:
По характеру включения в педагогический процесс.
По продолжительности:
Случайные
Запланированные
Эпизодические – проводимые от случая к случаю
Систематические
Кратковременные – от 5 до 15 минут
Длительные – свыше 15 минут
По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:
Однократные
Многократные
Циклические
Первичные
Повторные
По месту в цикле:
Заключительные и итоговые
По характеру познавательной деятельности:
Иллюстративные – детям всё известно, и опыт только подтверждает знакомые факты.
Поисковые – дети не знают, каков будет результат
По способу применения (в аудитории, помещении) :
Характеристику дадим, только двум видам экспериментов, так как другие виды более знакомы:
Демонстрационными называются наблюдения и эксперименты, при которых в помещении имеется всего один объект, и этот объект находится в руках педагога. Педагог сам проводит опыт и демонстрирует его, а дети следят за ходом и результатом
Фронтальными называются такие наблюдения и эксперименты, при которых в помещении имеется много объектов, и они находятся в руках детей. Наблюдения этого типа также имеют «плюсы» и «минусы».
Эмоциональное воздействие фронтальных экспериментов намного выше, чем демонстрационных, так как процесс обучения – индивидуализирован.
Слабая сторона – труднее найти много объектов, сложнее написать конспект.
Во время фронтального эксперимента труднее следить за ходом процесса познания, за качеством усвоения знаний каждым ребёнком.
Труднее установить контакт с детьми.
Повышается риск нарушения правил безопасности и возникновения различных непредвиденных и нежелательных ситуаций.
При выборе метода обучения демонстрационным наблюдениям и экспериментам отдаё тся предпочтение в следующих случаях:
— если объект существует в одном экземпляре,
— если объект не может быть дан в руки детей – гора, солнце, дерево,
— если объект представляет для детей определённую опасность, например, ядовитое растение и грибы, опасные животные,
— если понятия, намеченные к изучению, сложны и не могут быть усвоены детьми самостоятельно,
— если педагог не уверен, что сможет в данной ситуации удержать дисциплину.