Ольга Коновалова
Развитие творческого потенциала детей средствами изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческого потенциала детей средствами изобразительной деятельности.
Формирование творческой личности- одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение её должно начаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого- изобразительная деятельность в дошкольном учреждении.
Публикация «Развитие творческого потенциала детей средствами изобразительной деятельности» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
В одной из книг Л. С. Выготский писал, что «высшие выражения творчества до сих пор доступны только немногим избранным гениям человечества, в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и всё, что выходит за пределы рутины, обязано своим происхождением процессу человека».
Реализация творческого потенциала дошкольника требует участия взрослого, направляющего деятельность ребёнка. С его помощью ребёнок более быстро накапливает опыт путём его обогащения и уточнения (что является необходимым условием развития творческого мышления,вырабатывает умение создавать новые образы разными способами. В изобразительной деятельности ребёнок самовыражается как личность, пробует свои творческие способности. Тем не менее вопрос о развитии творческого потенциала ребёнка остаётся актуальным. Анализ современной практики дошкольного образования позволяет говорить о том, что потенциальные возможности дошкольного детства для развития творчества не всегда используются полностью.
Основной целью педагогической идеи является поиск таких стимулов к творчеству, которые позволили у ребёнка подлинное действенное желание «сочинять».
Не каждый ребёнок приходит в мир, чтобы стать художником. И этого не изменят самые лучшие психологические рекомендации и педагогические методики. Но верно и то, что определённым потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек. И этот потенциал надо раскрыть. Исходя из этого вытекают задачи:
Развивать устойчивый интерес к изобразительной деятельности, эмоционально - эстетические чувства, вкус, оценки и суждения, эмоционально- нравственные ориентации на проявление эстетического в разнообразных предметах и явлениях природного и социального характера;
Способствовать пониманию положительных и отрицательных (ярко выраженных и переходных) эмоциональных состояний, проявляемых окружающими ребёнка людьми, формировать умение соответственно реагировать на них, сопереживая и высказывая своё отношение к ним;
Подводить детей к пониманию : искусство отражает окружающий мир, и художник изображает то, что вызвало его интерес, удивление. Обращает их внимание на то, что искусство окружает нас всюду: дома, в детском саду, на улице, оно доставляет людям удовольствие, радость, к нему следует бережно относится.
Знакомить детей с разными видами и жанрами изобразительного искусства. Учить сравнивать художественные образы, созданные разнымивидами искусств;
Применять анализ детской работы как обучающий метод;
Развивать речевую активность детей в процессе изодеятельности;
Творчество - не новый предмет исследований, оно всегда привлекало
внимание учёных и практиков, художников, писателей.
Известный отечественный художник - график В. А Фаворский писал: «Было бы черезвычайно радостно, если бы удалось детское творчество, не ломая и не консервируя его, а постепенно усложняя, переводить в творчество взрослых, не теряя богатств, завоёванных ребёнком».
Хочется, чтобы каждый рисунок или выполненная работа были наполнены не учебным, а детским содержанием, чтобы в них нашли отражение впечатления ребёнка, его отношение к тому, что он изображает.
Пусть дети рисуют то, что поразило их воображение, вызвало восторг, удивление, чувство страха, грусти, открыло им красоту природы, искусства. А это значит, что учить детей надо не впрок, как мы привыкли, а по мере необходимости, тому, в чём ребёнок нуждается сейчас. Личная практика, собственный опыт должны как бы опережать овладение теоретическими и практическими знаниями, вызывая живую потребность в них. Поэтому занятиям изодеятельности нужно отводить роль источников фантазии, творчества, самостоятельности.
Формирование творческого потенциала детей идёт за счёт использования разнообразных методов и приёмов работы в трёх направлениях художественно изобразительной деятельности : художественное рисование, художественная аппликация, художественное конструирование