Белокобыльская Татьяна
Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста средствами интерактивной песочницы
▼ Скачать
Аннотация. В статье рассматривается проблема развития творческого потенциала в дошкольном возрасте. Поднимается вопрос о том, в каком возрасте начать развивать творческие способностей ребенка. Акцентируется внимание на необходимости создать оптимальные условия для воспитания творческой личности. Перечислено оборудование, которое направлено на развитие познавательных качеств ребенка. Особое внимание уделяется интерактивной песочнице «Островок».
Публикация «Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста средствами интерактивной песочницы» размещена в разделах
- Интерактивная песочница
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Ключевые слова: творчество, творческий потенциал, творческие способности, интерактивная песочница.
В современном обществе все больше становятся востребованы люди, которые привыкли неординарно мыслить, нестандартно решать поставленные задачи. Воспитывать личность, которая имеет богатый творческий потенциал, начинают еще с дошкольного возраста, ведь это время является сензитивным периодом для формирования уникальной личности.
Тема развития творческого потенциала является актуальной в современном образовании, ведь воспитание творческой личности является одной из целей педагогики. Система образования поставила одну из важных задач – социализировать ребенка, развить в нем любознательность, творческий потенциал, мотивацию в достижении целей. Такой человек вносит большой вклад в развитие общества, создает и совершенствует что-то новое в различных сферах жизни.
Творческий потенциал – это совокупность человеческих качеств, которые определяют возможность и границы его участия в трудовой деятельности, характеризуются новизной и оригинальностью мышления [3, с. 462].
Вопросами творческого потенциала занимались отечественные педагоги и психологи Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, О. М. Дьяченко, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова, Н. С. Лейтес, В. Г. Рындак [2, с. 54]. В своих работах они указывали на то, что развивать ребенка уже следует в детском возрасте, ведь именно этот период подходит для развития восприятия, воображения, мышления, поэтому многие знания, которые получают дети в дошкольном возрасте остаются на всю жизнь. Основной особенностью этого возрастного периода является пластичность нервной системы, что создает благоприятные условия для обучения, воспитания и развития творческого потенциала ребенка [1, с. 71-72].
Для всестороннего развития дошкольника наибольшей популярностью пользуются интерактивные оборудования. Такие средства, как интерактивные панели, сенсорные столы, лего-робототехника, интерактивные кубы, песочницы, необходимы для работы с детьми «информационного» поколения для того, чтобы вовлечь детей в процесс обучения.
Из всего списка современного оборудования хотелось бы выделить интерактивную песочницу «Островок». Она представляет собой комплекс, в котором с помощью технологий дополненной реальности дети на песке воплощают свои задумки в жизнь. Данное оборудование направлено на развитие различных психических познавательных процессов и закрепление пройденного материала. В интерактивной песочнице имеется восемнадцать режимов, где дети могут изучать географию, окружающий мир, погодные условия, цвета, цифры, фигуры и др. При организации занятий на интерактивной песочнице с целью развития творческого потенциала детей важно создавать доброжелательную благоприятную атмосферу, поощрять творческие идеи каждого ребенка, обеспечить возможность самостоятельного применения детьми своих замыслов и задумок.
Для проведения занятий на развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста средствами интерактивной песочницы используется следующий перечень игрушек: природный материал, фигурки людей и животных, набор для релаксации, формочки, фигурки домов и набор кубиков для построек. В процессе игры большое внимание уделяет восприятию детей. Было определено, что продуктом творческого воображения являются новые образы, поэтому выбор игр на интерактивной песочнице основывается на обеспечении условий для реализации творческих замыслов. Такой режим как «Черепашка» развивает элементы прогнозирования и мышление. Режим «Раскраска» направлен на развитие творческого потенциала. Режим «Природа» подходит для создания чего-то уникального, каждый ребенок может выступать в роли творца. Данный режим направлен на то, что рельеф дошкольник может моделировать исходя из потребностей участников игрового процесса. Дошкольники могут формировать горные цепи внутри водоемов, создавать равнины. Режим «Подводный мир» позволяет развивать творческое воображение, формирует знания об окружающем мире. Дошкольники не только знакомятся с обитателями подводного мира, но и придумают свои истории про морское царство. На занятиях для развития творческих способностей детей могут использовать режим «Цветной песок». Дети могут проводить ассоциации с определенным цветом, сравнивать с объектами окружающего мира. Также данный режим используется для рисования ладонями, пальцами, кисточками на песке. Каждая игра на интерактивной песочнице дает возможность учитывать индивидуальные особенности ребенка, а также проводить коррекционные занятия для детей, имеющих различные отклонения в развитии.
Перечисленные режимы помогают создавать условия для игры дошкольников, в ходе которой они могут изобретать новое, уникальное, реализовывать творческие замыслы. Использование интерактивной песочницы позволяет гармонично повысить познавательный и творческий потенциал ребенка. В процессе грамотно организованных занятий на интерактивной песочнице у детей развиваются наблюдательность, воображение, зрительная память, фантазия, а также формируются и уточняются многие представления, которые служат основой для усвоения знаний, получаемых в общем процессе обучения.
Список литературы
1. Орлова, Т. Э. Развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников у старших дошкольников. – Москва: Учитель, 2018. – 243 c.
2. Севостьянова, И. Н. Психолого-педагогическая наука о развитии творческих способностей дошкольников // Начальная школа. – 2014. – №2. – С. 52-56.
3. Шапарь, В. Б., Рассоха, В. Е., Шапарь, О. В. Новейший психологический словарь / под общ. ред. В. Б. Шапаря. 4-е изд. Ростов н/Д. : Феникс, 2009. – 806 с.