Виктория Пимонова
Развитие творческого мышления у старших дошкольников посредством краткосрочного проекта «Увлекательный мир природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Разработала: педагог-психолог МБДОУ №37 г. Салават
Пимонова виктория Юрьевна
Актуальность
Развитие творческих возможностей важно на всех этапах обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в дошкольном возрасте. Способность к творчеству, творческая самостоятельность, и активность формируются у детей постепенно. Поэтому, игровые занятия по развитию творческого мышления планируется проводить в течение учебного года.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап (разработка концепции проекта) – сентябрь.
Темочки:
- Природа, планета Земля, экология
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, природа. Проекты
- Темочки
Практический этап (проведение основных мероприятий) – сентябрь – ноябрь.
Основные рассматриваемые темы: живая природа; природа – наш дом.
Заключительный этап: проведение итогового игрового занятия Викторина: «Знатоки природы» с детьми с детьми подготовительной группы – ноябрь.
Цель проекта: создание условий и внедрение систем игр для развития творческого мышления у старших дошкольников.
Для достижения целей поставлены следующие задачи:
1. Создать эмоционально благоприятную атмосферу в группе и условия для творческой активности детей.
2. Показать возможность применения нестандартного подхода к решению задач.
3. Создать условия для развития воображения и фантазии.
4. Создать условия самостоятельности в выборе решения.
Подобранные игровые занятия создают условия для размышления детей о явлениях живой и неживой природы в разные времена года, находить оригинальные решения в предлагаемых игровых заданиях, самостоятельно делать выводы, творчески применять полученные знания. Целью некоторых игр стало повышение интереса детей в становлении осознанно-правильного отношения к природе.
В рамках экологического проекта мною были проведены игровые занятия на тему: «Удивительный мир растений и животных», направленных на развитие творческого мышления. Следует отметить, что психические функции, такие как речь, внимание, память, воображение, восприятие связаны между собой.
Мышление – это процесс познавательной деятельности, является высшей психической функцией, чувственной основой которого является восприятие. Восприятие – это сложный психофизиологический процесс формирования целостного образа предмета.
Предлагаемые игровые упражнения на развитие восприятия:
1. Игра «Какие животные, листья спрятались на картинке?»
2. Собери фигуру птицы, животного из разрезных частей.
3. Игра «Волшебный мешочек» (Узнай листья на ощупь).
4. Игра «Узнай животное по части его тела».
Цель: развитие структурности восприятия. Инструкция: в течение 5-10 секунд показать детям лист бумаги, на котором нарисованы: белка, кошка, рысь, утка, сова. Попросить детей назвать, что нарисовано, и рассказать об особенностях и различиях этих житвотных.
5. Игра «Узнай по клюву птицу».
Воображение является необходимым элементом творческой деятельности. Хорошо развитое воображение обогащает восприятие мира, делает его ярким и запоминающимся. Основа активного воображения дошкольника реализуется в игре. Игра переносит его и в другие виды деятельности – рисование, конструирование, сочинительство. Поэтому, некоторые игровые занятия включали в себя работу детей с природным материалом (ракушки, соленое тесто, цветной и обычной бумагой, нитками для развития творческой самостоятельности и оригинальности.
Воображение – способность сознания формировать образы, идеи, представления и манипулировать ими. Играет определяющую роль в таких психических процессах, как планирование, моделирование, игра, творчество, память.
Следует отметить, что воображение у дошкольников имеет два компонента: порождение общей идеи и составление плана реализации этой идеи. При построении нового образа дети трех-пяти лет используют в основном элементы реальности, а дети шести-семи лет строят образ уже в процессе свободного оперирования представлениями.
Игры на развитие воображения
1. Игра: «Собери из осенних листьев животное, птицу, насекомое»
Цель: развитие воображения и фантазии, умение действовать в команде сообща.
Инструкция: дети делятся на команды и собирают из разных листьев композицию в виде изображения животного, птицы, насекомое.
(также из осенних листьев можно собрать свою оригинальную композицию)
Игры – превращения
2. Игра: «Осенний букет»
Цель: развитие воображения, умение действовать по инструкции, развитие невербального способа общения.
Инструкция: дети мысленно загадывают, каким листом с дерева они хотят стать и изображают его. Дети без помощи слов должны найти детей с загаданным таким же листом и собраться в кружок.
В итоге получается осенний букет из листьев рябины, осенний букет из листьев березы и т. д.
3. Игра «Оживи картинку».
Дети рисуют картинку, а затем ее оживляют, изображая ее и рассказывая о ней.
Хорошими стимулами для фантазии являются незаконченные рисунки, неопределённые образы типа чернильных пятен или каракулей, описание необычных, новых свойств предметов.
Рисование под музыку нетрадиционным способом «Кляксография», «Ниткография» -
Увидеть в полученных образах птицу, животное, растение.
- Рисование лужи и облаков, деревьев, животных неестественными цветами.
- «Дорисовать фигуру по заданной линии, чтобы получилось животное или птица». Вариант 2 -работа в команде по несколько человек: один ребенок рисует линию, второй ее дорисовывает и т. д.
- Разукрашивание листьев необычным способом (узорами, цифрами, буквами).
- Придумай и вырежи из бумаги лист необычной формы.
Мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого-либо результата. Мыслительная операция — это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.
Мыслительные операции разнообразны. Это — анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация.
На игровых занятиях создавались условия для развития познавательных интересов дошкольников, для формирования стремления к размышлению и чувства уверенности в своих возможностях. Поэтому игровые занятия включалось коллективное обсуждение, где формируется качество осознанности собственных действий и коллективная проверка задач, где осуществлялся самоконтроль.
Игры способствовали развитию способности анализировать, комбинировать, планировать, рассуждать.
1. Игра «Мозговой штурм»
Цель: выдвижение как можно больше числа разнообразных идей.
(мыслительные операции – рассуждение, анализирование)
Варианты
. дождь будет идти, не переставая.
. люди научатся летать, как птицы.
. собаки начнут разговаривать человеческим голосом.
. из водопроводного крана польется апельсиновый сок.
. если исчезнут все птицы…
Три этапа мозгового штурма:
1. Предварительный этап – постановка проблемы.
2. Основной этап – Генерация идей (количество без ограничений, в т. ч. необычные идеи).
3. Группировка и оценка идей.
Генератор, критик, аналитик.
2. Продолжи фразу: «На улице идет дождь…». «На землю падают листья (какие)»
Инструкция: придумать как можно больше необычных ответов.
Цель: выдвижение как можно больше числа разнообразных идей.
(мыслительные операции – рассуждение, абстрагирование).
3. Игра «Птички на веточках»
Инструкция: рассади на веточке разными способами птичек, воробья, синичку, ласточку.
Ответы могут быть такими:
Воробей, синичка, ласточка.
Воробей, ласточка, синичка.
Синичка, воробей, ласточка.
Синичка, ласточка, воробей.
Ласточка, синичка, воробей.
Ласточка, воробей, синичка.
4.«Узнай животное, растение (дерево, цветы) по описанию»
Цель: развитие наблюдательности внимания, умения различать признаки предмета, развитие воображения.
Инструкция: одна группа детей загадывали животное или растение, описывали его, другая группа детей отгадывала. Затем дети менялись ролями.
5. Игра «Уменьшение-увеличение»
Цель: развитие мыслительных операций: сравнение, рассуждение.
Игра-беседа. Ребенку говорят: «Вот тебе волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что ты захочешь. Что бы ты хотел увеличить, а что уменьшить (тема природа?»
Один ребенок говорит, что бы он хотел сделать, а остальные дети высказывают свое мнение, что из этого может произойти.
6. Запоминание перелетных и зимующих птиц с помощью мнемотехники
Цель: развитие памяти, мышления, воображения.
Инструкция: использование опорных рисунков для запоминания.
Подводя итог по проведенным занятиям можно сказать, что в творческих упражнениях и играх не бывает правильного и неправильного ответа, все ответы рассматриваются как естественно правильные. Важным компонентом творческого мышления является оригинальность. Она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других решений.
Любовь и бережное отношение к природе берет начало с детства. На формирование правильного экологического поведения ребенка оказывают сильное воздействие отношение к природе самих взрослых. Очень важно, чтобы теория подкреплялась конкретными примерами. Среди разнообразных направлений совместной деятельности взрослых и детей можно выделить: уход за комнатными растениями, сезонные работы в цветнике и на огороде, забота о домашних животных и пернатых друзьях, наблюдение за птицами и насекомыми. Ухаживая за растениями и животными, ребёнок проявляет заботу о природе. Идёт активный процесс познания и применения полученных знаний.