Гелиня Федорова
Развитие творческого интеллекта посредством занимательной математики
▼ Скачать + Заказать документы
1.2. Новизна программы
Ведущий принцип современного дошкольного образования – создание условий для целостного развития личности ребенка. Такой подход требует организованного включения предлагаемого детям математического материала в процесс живого наблюдения за всем что происходит вокруг, осуществления практических действий по фиксации особенностей окружающих нас предметов, а так же выявления признаков сходства и различая объектов.
Публикация «Развитие творческого интеллекта посредством занимательной математики» размещена в разделах
В процессе использования различных видов несложных логических игр и упражнений у детей развиваются последовательность умственных действий, умение анализировать, сравнивать, обобщать по признаку, целенаправленно думать. Обучение детей по данному направлению начинается с более простых задач и постепенно переходит к более сложным действиям. Организуя такую работу, необходимо ставить цель – научить детей приемам самостоятельного поиска решения задач, не предлагая никаких готовых способов.
Особая роль при этом отводится нестандартным дидактическим средствам. Сегодня это блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, счетные палочки, наглядные модели, разрезанные картинки и др. при совместной деятельности с детьми целесообразно использовать математические загадки, математические упражнения, загадки – шутки, задачи в стихах, направленные на развитие интеллектуальных операций и логического мышления, дидактические и подвижные игры по математическому развитию, физкультминутки, считалки, головоломки, задачи на сообразительность. Дидактическая игра создает условия для развития самостоятельности, уверенности, формирует интерес к количественной стороне действительности, оказывает положительное влияние на дальнейшее усвоение математического материала, о количестве, счете, числе. Нетрадиционный подход позволяет раскрыть новые возможности этих средств.
Особенной популярностью у детей пользуются палочки Кюизенера. Использование чисел в цвете позволяет развивать у детей представление о числе на основе счета и измерения. Выделение цвета и длины палочек помогают дошкольникам освоить ключевые для их возраста средства познания – сенсорные эталоны (цвета, размеры) и такие способы познания как сравнение, сопоставления предметов (по цвету, длине, ширине, высоте). Дети быстро учатся переводить игру красок в числовые отношения. В играх с палочками, которые могут носить соревновательный характер, детям представляется возможность проявления самостоятельности в поиске решения и ответа на поставленный вопрос, выдвигать предположения и их проверять, осуществлять и мысленные пробы. Цветные палочки Кюизенера являются многофункциональным математическим пособием.
Игры с блоками Дьенеша способствуют развитию памяти, внимания, логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей. Они формируют и развивают навыки, которые необходимы для решения логических заданий: способность выявлять в объектах различные свойства, правильно называть их и удерживать в памяти одно, два или даже три свойства, умение обобщать. И все это – в виде интересной и увлекательной игры.
Игры по математическому развитию привлекательны творческим потенциалом, возможностью использовать их в различных видах деятельности. Игра позволяет ребенку радоваться тому, что он познает. Развивающие игры по математике активизируют внимание детей, закрепляют полученные навыки и умения.
Работа в данном направлении очень интересна самим детям, пользуется большим спросом у родителей в формировании их образовательного заказа. Рамок образовательной программы средней группы недостаточно для совершенствования навыков творческого мышления посредством занимательной математики, поэтому было принято решение углубить данную работу в рамках дополнительного образования.
1.3. Цель программы
Развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания.
1.4. Задачи программы
Обучающие:
• Формировать умение следовать устным инструкциям.
• Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, четырехугольник, угол, сторона, длина, длиннее – короче, больше – меньше, выше – ниже, толще – тоньше.
Развивающие :
Развивать у детей :
• - мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение);
• - познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение);
• - мелкую моторику рук и глазомер;
• - творческие способности и фантазию, способности к моделированию и конструированию.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к интеллектуальным играм.
• Формировать стремление доводить дело до конца.
• Содержание программы соответствует заявленным принципам ФГОС принцип развивающего образования, принцип необходимости и достаточности, принцип интеграции.
1.5. Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты работы ориентированы не только на формирование отдельных математических представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению.
Развивая умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать своё мнение, способность логично и обстоятельно выдвигать свои идеи, стремиться к тому, чтобы каждый ребёнок, посещающий детский сад, в дальнейшем мог стать интересным, грамотным человеком, личностью.
1.6. Информация о направленности, уровне
• - доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
• - наглядность (наличие дидактических материалов);
• - демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ребенка, реализация творческих потребностей);
• - «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных игровых заданий);
• - научность (обоснованность, наличие методических рекомендаций и теоретической основы).