Марина Куксина
Развитие творческих способностей вне занятий изобразительной деятельностью
▼ Скачать + Заказать документы
В одном мгновении видеть вечность,
Огромный мир – в зерне песка,
В единой горсти – бесконечность
И небо – в чашечке цветка.
(Уильям Блейк)
Кажется, эти слова мог сказать ребёнок.
Фантазируя, дети из реального мира попадают в придуманный. Увидеть его могут лишь они. Только в детстве облака, плывущие по небу, превращаются в «белоснежных лошадок», а небо помещается в бутоне цветка.
Публикация «Развитие творческих способностей вне занятий изобразительной деятельностью» размещена в разделах
Вспомните, какое значение придаёт ребёнок своим «драгоценностям» (камешкам, гвоздикам, кусочкам кружева, бусинкам, пуговицам и др.). на взгляд взрослого. Это «ненужные вещи и предметы», а для ребёнка они ценней и значимей, чем настоящие дорогие игрушки. Так почему бы эти «необычные материалы» не включить в детское творчество? Именно то, что ближе и понятней ребёнку, должно помочь ему в изобразительной деятельности. Ведь всё, что попадает в руки ребёнка, вызывает у него стремление посмотреть, ощупать, изучить. Каждая новая вещь – открытие, каждый новый навык – достижение и предмет гордости.
В процессе работы ребёнок открывает для себя такие понятия, как «линия», «цвет», «форма», «ритм». Это порой происходит неосознанно, интуитивно, без заучивания законов и правил. Ребёнок использует возможности ритма и цвета, не имея предварительных знаний о них, он просто увлекается доступным ему на данный момент материалом. Чтобы ребёнок лучше представлял, осознавал, что он делает, и знал, какой затем получит результат, необходимо направлять его практические действия. При этом крайне важно помнить, что «направлять» ребёнка – это не значит ограничивать его строгими рамками, лишать свободы самовыражения, творчества и поисков способов передачи своих ощущений, чувств, переживаний.
Самостоятельная художественная деятельность может быть различной по содержанию, однако все аспекты проблемы в данном случае рассматриваются применительно к изобразительной деятельности.
Самостоятельную изобразительную деятельность можно противопоставить изобразительной деятельности детей на занятии. Она осуществляется в свободное от занятий время и как игра возникает по инициативе ребёнка. Ребёнок свободен в выборе тем, материала, начала и окончания работы.
Возникая под влиянием тех или иных мотивов, она представляет собой одну из форм самодеятельности дошкольников, и уже в этом её ценность. Ребёнок проявляет себя как субъект деятельности : он самостоятельно ставит цель (определяет тему изображения, средства её достижения, выполняет работу и получает результат.
Если соотнести самостоятельную изобразительную деятельность и изобразительную деятельность детей на занятии, то смысл последней в конечном счёте заключается в формировании у ребят самостоятельности, в отражении своих впечатлений. Именно в условиях самостоятельной деятельности идёт процесс саморазвития, установления личности.
Однако самостоятельная художественная деятельность, в силу даже объективных причин, не сразу становится таковой. Но в любом возрасте, будучи не столь развитой по объективным возможностям, она должна быть самостоятельной и иметь место вне занятий. В противном случае она не будет самодеятельной и в старшем возрасте.
Любая деятельность, возникающая по инициативе ребёнка, требует особенно внимательного отношения и тонкого руководства, так как инициативу ребёнка легко нейтрализовать, более того, можно невольно разрушить замыслы детей и даже разрушить деятельность. дети не всегда принимают взрослого в свою игру, часто не позволяют вмешиваться в изобразительный замысел. Поэтому в целях сохранения самостоятельности и активизации творчества руководство такой деятельностью должно быть косвенным.
В нашей группе, на мой взгляд, созданы необходимые условия для самостоятельной изобразительной деятельности детей, а также развития у них творческих способностей вне занятий. С это целью оборудован ИЗО уголок; его расположение соответствует санитарно-гигиеническим требованиям; реализуется принцип доступности. В распоряжении детей цветные карандаши, фломастеры, акварельные краски, бумага, необходимый материал для лепки, аппликаций. Дети в свободное время с большим увлечением рисуют, лепят, создают свои поделки.
Однако, анализ массовой практики показывает, что при отсутствии обучения самостоятельная деятельность нередко носит репродуктивный характер: дети рисуют (лепят) наизусть то, что умеют (как правило, по тематике и способу изображения они сходны с темами занятий). Чтобы этого избежать мы сделали папки «Последовательность изображения (лепки) предметов». Дети самостоятельно, используя алгоритм, могут научиться рисовать (лепить) птицу, собаку, человека и т. д.
Для отработки приёмов закрашивания мы используем раскраски. На первый взгляд при этом виде деятельности ни о каком развитии творчества не может и идти речи…. А выбор цветовой гаммы? Каждая девочка видит принцессу в «своём» платье, да и машины мальчиков тоже редко похожи друг на друга.
Нравится детям работать и с трафаретами. И здесь заложен большой творческий потенциал : обведенного дельфина дети рисуют на фоне бушующего моря, на фоне леса появляются обведенные грибы и т. д.
Развитие творческих способностей детей не может быть осуществлено в полной мере без ознакомления с окружающим миром и формирования ярких впечатлений. Как результат этого – наличие эмоционально-интеллектуального опыта. Чем богаче опыт, тем разнообразнее детские рисунки, поделки по тематике и содержанию. Для этого в ИЗО уголке вниманию детей предложены различные альбомы:
«Декоративные росписи» - знакомит детей с разными видами декоративной росписи (Городецкая, Дымковская, Жостовская и многие другие).
«Жанры искусства» - знакомит детей с такими жанрами искусства как портрет, натюрморт, пейзаж.
«Хохлома» - представлены яркие красочные образцы Хохломской росписи.
«Нанайские узоры» - позволяет детям увидеть характерные особенности росписи народов Приамурья.
Кроме того, в ИЗО уголке представлены предметы народного творчества : деревянная расписная матрёшка, ложка, ваза с фруктами, расписные тарелочки.
Альбом с портретами художников позволяет детям наглядно увидеть тех людей, которые создали известные картины, иллюстрируют детские книжки.
При работе с детьми мы стараемся формировать у них позицию активного отражения впечатлений. Например: на прогулке дети отметили, что солнце светит ярко, небо безоблачное, мы предлагаем увиденное отобразить в рисунке. Или, например, в День космонавтики шёл разговор о космосе, были показаны иллюстрации – потом дети в рисунках передавали своё представление о космосе. Также мы предлагаем детям попытаться изобразить то, как они провели выходные дни, отпуск и т. д.
И ещё хотелось бы сказать об одном немаловажном аспекте – работа с семьёй с целью создания благоприятных условий для изобразительной деятельности в домашнем кругу. Ведь не секрет, что дома, в кругу семьи у некоторых детей совсем иначе могут проявляться творческие способности (они могут раскрываться в большей мере). К сожалению, в этом направлении в нашей группе не велась работа. Но мы планируем в дальнейшем проводить с родителями индивидуальные и групповые консультации, давать рекомендации по этому вопросу.
И в заключении хотелось бы сказать: рисунки, поделки, выполненные детьми вне занятий, дают богатую информацию воспитателю об интересах ребёнка, о том, что его волнует, о способах изображения, которыми он владеет. Такая информация позволяет педагогу более точно планировать работу на специальных занятиях : отбирать любимые темы, более точно определять задачи, характер методов обучения и т. п.