Арекаева Диана Игоревна
Развитие творческих способностей в рисовании у дошкольников старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время большие требования предъявляются обществом к подрастающему поколению. Творческая, активная личность – движущая сила, обеспечивающая залог успеха во многих сферах деятельности, будущего нашего города, области, страны. Решение данной проблемы начинается уже в дошкольном детстве, поскольку именно этот возраст является восприимчивым для развития и формирования творческой личности. В этом возрасте дети любознательны, у них есть огромное желание познавать и изображать окружающий мир.
Темочки:
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Старшая группа
- Темочки
Отечественный психолог Л. С. Выготский рассматривает творчество как создание человеком объективно и субъективно нового. Художественное творчество детей дошкольного возраста – это создание ребенком значимого, прежде всего для него субъективно нового продукта. Под творчеством понимается и сам процесс создания образов, и поиск способов, путей решения задачи. Сам же творческий процесс представляет собой выражение индивидуальности через преобразование своих эмоциональных состояний и чувств в некий продукт творческой деятельности или саму деятельность.
Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, то творчество доступно всем в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития. Опираясь на исследования Л. С. Выготского, можно утверждать, что центральным компонентом креативности дошкольника является его способность к воображению. Именно развитое воображение является основой творческой деятельности. То, что ребёнок видит и слышит, внешние восприятия и внутренние, составляющие основу его опыта, являются первыми опорными точками его будущего творчества. Накапливается материал из которого будет строиться фантазия.
К основным критериям проявления творческого воображения у дошкольников относят :
- оригинальность выполнения детьми творческих задач;
- комбинаторность;
- произвольность.
Развитие творческих способностей детей будет эффективным, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс:
Проблемой целенаправленного и активного воздействия на развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности занимались такие учёные, как Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, В. С. Кузин, А. Г. Ковалев Н. П. Сакулина, Н. А., Флёрина, Е. А. Ветлугина, Т. С. Комарова, И. Я. Лернер, Н. М. Зубарева, Т. С. Казакова, Л. В. Компанцева, Т. А. Копцева, И. А. Лыкова,Т. А, Котлякова и др.
Под детским творчеством понимается :
- создание субъективного нового продукта, значимого для ребёнка (рисунок, поделка, игра,);
- создание к известному ранее неиспользуемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ, разных вариантов изображения ситуаций, движений, своего начала, конца и т. д.);
- применение ранее усвоенных способов изображения и средств выразительности в новых обстоятельствах;
- проявление инициативы.
И. Я. Лернер определяет черты творческой деятельности ребё нка: самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию; видение новой функции предмета (объекта); видение проблемы в стандартной ситуации; видение структуры объекта; способность к альтернативным решениям; комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми.
Единственного приема стимуляции детского творчества не может быть, тем более что творчество индивидуально. Необходим индивидуальный подход к детям. (Б. М. Теплов)
Исследователь детского творчества Е. А. Флерина оценивает его как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисовании и других видах детской деятельности, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также ярких впечатлений, полученных или через слово, музыку, картинку и другие виды искусства.
Т. С. Комарова определила педагогические условия развития творческих способностей детей : развитие восприятия, воображения, образного мышления, развивающее и воспитывающее обучение, наличие разнообразных традиционных и нетрадиционных изобразительных материалов и их доступность, разнообразные формы работы с детьми, создание эмоционально-положительной обстановки, свобода выбора, использование разнообразных видов деятельности, уважительное отношение к детскому творчеству.
«Важно при обучении дошкольников изобразительной деятельности через личностно-ориентированные технологии знакомить их с многообразными способами и приёмами изображения, овладение которыми обеспечит свободу выбора детьми художественных средств, следовательно, воплощение творческих замыслов».
Большие потенциальные возможности развития творческих способностей заключает в себе изобразительная деятельность дошкольников. Рисование является едва ли не самым интересным видом изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста. Рисование, как и игры, помогает детям осваивать окружающий мир и адаптироваться к социальному окружению.
Необходимым условием развития детского воображения и творчества является создание многофункциональной развивающей среды.
Для повышения мотивации, интереса, активности детей в работе по развитию художественно-творческих способностей мы используем : разнообразные традиционные и нетрадиционные изобразительные техники и материалы, формы организации образовательной деятельности, индивидуальный подход, использование инновационных технологий.
Очень важно познакомить детей с различными изобразительными материалами и их выразительными возможностями, вариантами их применения и комбинирования: восковые мелки + акварель, акварель + гуашь или сочетание восковых (масляных) мелков обычных с мелками с флуоресцентным, металлизированным эффектом и др.
Например, когда весной дети старшей группы рисовали жёлтые одуванчики. Им было предложено использовать кроме обычного жёлтого цвета ещё и флуоресцентный. Одуванчики на детских рисунках сразу «ожили» и некоторые дети стали выдавать образные сравнения: «одуванчики как солнышки», «в одуванчиках спрятались солнечные лучики», «как лампочка горит». Когда же в начале осени мы с этими же детьми рассматривали репродукцию картины А. А. Пластова «Летом», мы обращали внимание на освещённую солнцем полянку и то, как солнце «путается» в листве берёз, под которыми отдыхают женщина с девочкой, кажется, что некоторые листочки просвечиваются насквозь, сколько оттенков зелёного цвета использовал художник для листвы и травы в тени и на солнце (от тёмно-зелёного, сине-зелёного до светлого жёлто-зелёного). И тут кто-то из детей вспомнил про флуоресцентные мелки: «Листочки берёзы светятся от солнца, как будто их светящимся мелком нарисовали».
Позже, при рисовании золотой осени, когда детям было предложено самим выбрать изобразительный материал, некоторые дети, выбравшие восковые мелки уже творчески использовали изобразительные возможности флуоресцентных мелков для передачи листвы, освещённой солнцем, поясняя их использование: «Солнышко светит» (макушка дерева, у других детей контур кроны был обведён флуоресцентным мелком). Мне нравится, что на таких занятиях дети учатся замечать оттенки цветов (листва не просто жёлтая или зелёная, а жёлто-зелёная, жёлто-оранжевая, оранжево-жёлтая, красно-жёлтая, тёмно-жёлтая, светло-жёлтая, лимонная, салатовая, сине-зелёная и т. д., в зависимости погоды, времени суток, времени года).
Усвоив изобразительно-выразительные возможности флуоресцентных оттенков, дети уже самостоятельно использовали их для рисования огня, звёзд, света фонарей, окон домов, сияния жар-птицы, солнца, солнечного света, золотых пуговиц и др.)
Необходимо создавать проблемные ситуации, которые учили бы детей мыслить нестандартно. Однажды дети, придя на занятие и увидев на столах угольные карандаши, спросили: «Что мы будем рисовать?» «Зиму», - ответила я. «Чёрным цветом?» -со смехом спросили дети, - «Что, снег будет чёрный?» Вопрос: «А можно ли только чёрным цветом нарисовать белоснежную зиму?» Дети задумались. Обязательно находиться ребёнок, который догадается, что можно рисовать углём всё кроме снега и тогда снег будет белым. Просто рисунок будет не цветным, а чёрно-белым. Надо показать детям примеры таких работ, выполненных профессиональными художниками, обратить внимание детей на то, что в таких рисунках на первое место выходит «Госпожа линия», что полутон можно создать растушёвкой линии, пятна и таким образом добиться выразительности рисунка.
Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребёнку реализовать себя в творчестве, общении с друзьями, а в дальнейшем и в учёбе. Помочь в этих устремлениях помогут включение в процесс познания образного слова, шутки, сюрпризных моментов, поисковых ситуаций, использование нетрадиционных изобразительных техник и материалов, когда в результате экспериментирования с художественными материалами, возникает неожиданный для ребёнка результат. Нетрадиционные методы рисования развивают у детей мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и, что очень важно - уверенность в себе. Использование нетрадиционных техник помогает детям, технические навыки рисования которых ещё недостаточно развиты достичь яркого интересного результата, что вселяет в ребёнка уверенность в своих силах, поддерживает интерес к рисованию, стимулирует воображение. Кроме того, стимулируется познавательный интерес ребёнка. Очень интересно наблюдать, как дети изображают в своих рисунках: запах, шум, музыку, ветер, дорисовывают кляксу. В своей работе мы используем самые разнообразные нетрадиционные техники. Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование детям дает полную свободу для самовыражения, позволяет создать выразительный образ в сочетании с обычными техниками рисования (передать фактуру (тычок полусухой кистью, рисование по мокрому листу, гуашь + крупа, набрызг, пальцевая живопись, мятой бумагой, создать фон для пейзажа, натюрморта (кристаллическая бумага, рисование по мокрой бумаге, по мыльной пене, с помощью косметической пены для бритья, акварель + соль и др.)
Важно овладение детьми в процессе обучения многообразными способами и приёмами изображения, что обеспечит свободу выбора детьми художественных средств, а, следовательно, будет способствовать воплощению их творческих замыслов. Т. А. Котлякова предлагает использовать для достижения этой цели универсальные способы изображения, которые «позволяют изображать не конкретный объект или группу родственных объектов, а множество объектов, относящихся к разным видам и родам, имеющим хоть один сходный признак». Например, способ «рисование петельками», «рисование на основе выразительной линии» в сочетании с игровыми технологиями обучения и объяснения, а также значимой мотивацией способствуют созданию выразительного образа.
Чтобы не было штампов, нужно давать детям как можно больше вариантов использования способа или приёма в новых ситуациях, темах, на разном предметном содержании. Например, способ «выразительная линия», мы с детьми его ещё называем «завиток», можно использовать для рисования животных (разные позы животных, для рисования пейзажа (облака, лучи солнца, сугробы, хвойные и лиственные деревья зимой и летом, травы, волны, в портрете (усы, борода, локоны волос, декоративное рисование ( народные промыслы: гжель, хохлома, жостово, как украшение для сказочной птицы, цветка, одежды, ювелирного изделия и т. д., в сюжетном рисовании (санки, лыжи, коньки, салют в небе, ажурная ограда и т. п.)
Большие возможности для развития детского творчества дают разнообразные способы и приёмы изображения. Например, способы рисования животных и птиц, классификацию которых разработала Т. А. Котлякова. Эти способы формируют пространственное мышление, обеспечивают свободу выбора детьми художественных средств, в сочетании с игровыми технологиями обучения и объяснения способствует созданию выразительного образа в детском рисунке, дают простор для самовыражения в изобразительном творчестве.
Причиной возникновения штампов в детских рисунках может быть, по мнению Т. С. Комаровой, недостаточно развитое эстетическое восприятие взрослых, которые внедряют их в детское сознание: «Так бывает, а так не бывает», «это надо рисовать так». И приводит пример с рисованием дерева : «ствол – только коричневый, рисовать его надо снизу-вверх, ветки – только от ствола и ни в коем случае наоборот». Но, кто сказал, что именно так надо рисовать. «Нельзя строить процесс изображения по законам биологии», -подчёркивает Т. С. Комарова, да и «движение руки с карандашом или кистью вниз сверху значительно легче и естественнее, чем вверх». И лишь по мере взросления и приобретения умений он будет свободно осуществлять движения в разных направлениях». Для развития творческих способностей в нашем детском саду мы учим детей владеть основными способами творческого решения. В этом неоценимую помощь оказывают произведения искусства. Можно рассмотреть с детьми полотна А. А. Пластова «Сенокос», И. И. Левитана «Берёзы летом», И. И. Шишкина «Рожь», «Корабельная роща», «Дубовый лес». Какие цвета помогли художникам изобразить белоствольные берёзы, дубы, сосны (освещённые солнцем, в тени? Какого цвета снег на полотнах И. Э. Грабаря «Февральская лазурь», «Зимнее утро», «Мартовский снег», «Иней», Г. И. Нисского «Февраль. Подмосковье», «Над снегами», хорошо здесь использовать и произведения художников-земляков Б. Н. Склярука «Дом-музей И. А. Гончарова», «А. А. Панова «Заколдованный зимою дремлет лес…»? Какого цвета небо, вода? (Б. Н. Склярук «Радуга над Волгой», А. А. Панов «Утром на Свияге» и др.). Музыкальные произведения и поэтическое слово помогают усилить детские впечатления.
Для развития эстетического видения можно детям давать домашние задания: во время прогулок в парке, по городу, на берегу реки найти картины природы, увиденные в живописном произведении (поэтическом произведении, зарисовать их, рассказать о них. Знакомясь с произведениями искусства ребёнок познаёт жизнь в разных её проявлениях, учится эстетическому видению, при котором внешние формы приобретают особую выразительность, внутреннюю содержательность, что, несомненно, влияет на творческие возможности детей в изобразительной деятельности.
Мы знакомим детей и творчеством художников других народов. Например, с творчеством армянского художника Мартироса Сарьяна, у которого были товарищеские отношения А. А. Пластовым. «Сарьяновские» натюрморты очень привлекают детей своей яркостью, сочностью, восточной щедростью, доступностью для детского восприятия, дают примеры композиционных решений («Цветы с Чалмыча», «Ереванские цветы», «Фрукты»). Под впечатление от его картин дети рисуют свои натюрморты (фрукты в вазе, летние цветы, которые не уступают по яркости, выразительности.
Хорошо развитое чувство цвета, формы, линии – основа для развития способности чувствовать и оценивать богатую палитру красок в природе, окружающей среде, изобразительном искусстве. Большие возможности для их развития дают различные игры и игровые упражнения художественного содержания.
Средствами формирования у детей первоначальных основ художественной культуры, представлений о художественном образе, которые влияют на их эмоциональное состояние, делают процесс обучения, восприятия эмоционально насыщенным, эффективным, являются синтез искусств, интеграция образовательных областей, современные образовательные технологии, такие как игровая технология, проектная деятельность, музейная педагогика.