Эльвира Сафина
Развитие творческих способностей в рисовании нетрадиционными техниками и материалами. Часть 5
▼ Скачать + Заказать документы
Печать по трафарету.
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы : мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена
штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная
бумага любого цвета, тампон из поролона (в середину квадрата кладут шарик
из ткани или поролона и завязывают углы квадрата ниткой, трафареты из
проолифленного полукартона либо прозрачной пленки.
Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку или
поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на
Публикация «Развитие творческих способностей в рисовании нетрадиционными техниками и материалами, Часть 5» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Темочки
бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампон и
трафарет.
Монотипия предметная.
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы : плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое
и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета
(предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части
предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для
получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая
лист после рисования нескольких украшений.
Кляксография обычная.
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: пятно.
Материалы : бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке,
пластиковая ложечка. Способ получения изображения: ребенок зачерпывает
гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются
пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и
прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину
капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается,
изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже.
Недостающие детали дорисовываются.
Кляксография с трубочкой.
Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: пятно.
Материалы : бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке,
пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой
ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку).
Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна,
ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали
дорисовываются.
Кляксография с ниточкой.
Возраст: от пяти лет, Средства выразительности: пятно.
Материалы : бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке,
пластиковая ложечка, нитка средней толщины.
Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску,
отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение,
оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой
лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик.
Недостающие детали дорисовываются.
Набрызг.
Возраст: от пяти лет. Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы : бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона
либо пластика (5x5 см).
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и
ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска
разбрызгивается на бумагу.
Отпечатки листьев.
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы : бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие,
гуашь, кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева
красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной
стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок.
Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Акварельные мелки.
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: пятно, цвет, линия.
Материалы : плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в
блюдечке.
Способ получения изображения: ребенок смачивает бумагу водой с
помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы
рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова
смачивается.
Тычкование.
Возраст: от пяти лет.
Средства выразительности: фактура, объем.
Материалы : квадраты из цветной двухсторонней бумаги размером (2x2
см, журнальная и газетная бумага (например, для иголок ежа, карандаш,
клей ПВА в мисочке, плотная бумага или цветной картон для основы.
Способ получения изображения: ребенок ставит тупой конец
карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает вращательным
движением края квадрата на карандаш. Придерживая пальцем край квадрата,
чтобы тот не соскользнул с карандаша, ребенок опускает его в клей. Затем
приклеивает квадратик на основу, прижимая его карандашом. Только после
этого вытаскивает карандаш, а свернутый квадратик остается на бумаге.
Процедура повторяется многократно, пока свернутыми квадратиками не
заполнится желаемый объем пространства листа.
Монотипия пейзажная.
Возраст: от шести лет.
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия,
изображение пространства в композиции.
Материалы : бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка,
кафельная плитка.
Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На
одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение
в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не
успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка,
протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него
сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от
отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и
кафельную плитку. На плитку наносится рисунок краской, затем она
накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
1. Развитие творческих способностей детей старшего
дошкольного возраста в процессе рисования нетрадиционными
техниками и живописными материалами.
Для изучения развития способностей детей в живописи была проведена
исследовательская работа на базе Д/С №412 «г. Челябинска»
На первый взгляд в этой группе способных детей нет, они проявляют
интерес и активность, но эпизодически и нерегулярно. У детей есть интерес,
но технические навыки отсутствуют. Дети предпочитают рисовать
карандашом и красками.
При проведении исследовательской работы были использованы
следующие методы:
наблюдение – древнейший метод познания, научный метод
исследования, не ограниченный простой регистрацией фактов, а научно
объясняющий причины того или другого явления;
эксперимент – основной метод исследовательской работы,
вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания
условий для выполнения действий;
диагностика и тестирование – подбор задач и вопросов, которые
служат для проведения сравнительно кратковременных одноразовых
испытаний, а также с целью коррекции творческих отклонений;
анализ продуктов деятельности – один из методов психологи,
изучающей детские рисунки, стихи, аппликации, конструирование, другие
продукты деятельности ребенка;
метод исследования личности – совокупность способов и приемов
изучения психологических проявлений личности человека.
Целью исследовательской работы является выявление и развитие
творческих способностей у детей старшей группы, путем проведения
занимательных занятий рисованием красками.
Задачами исследовательской работы является:
- проведение исследовательской работы по выявлению
художественных способностей детей в старшем дошкольном возрасте в
технике живописи;
- разработка путей развития творческих способностей в области
рисования живописными материалами;
- апробирование инновационных техник в живописи для развития
художественных способностей старшего дошкольного возраста.
Были подобраны критерии оценивания уровней развития
художественно-творческих способностей в области рисования красками.
Основными направления изучения художественно-творческих способностей
данной работы являются:
1) способность создания художественного образа на основе
привлечения накопленного сенсорного опыта и преобразование его при
помощи воображения;
2) способность к цветовосприятию окружающего мира, отражение с
помощью цветовых образов, впечатлений;
3) способность рационально применять различные техники и рисовать
живописными материалами, используя цвет.
Приоритетным направлением в диагностике развития способностей в
живописи стала способность создания художественного образа с помощью
цвета и применения различных техник живописи.
Проводимая исследовательская работа состояла из трех этапов:
1) констатирующий;
2) формирующий;
3) итоговый.
Для проведения исследовательской работы был разработан
специальный цикл занятий.
1 –й этап.
Констатирующий эксперимент.
Цель: выявить уровень художественно-творческих способностей
рисования живописными материалами, выработанные предыдущим опытом.
Констатирующий эксперимент был проведен в виде занятия со всей
группой на тему «Пасмурный весенний день».
Программное содержание:
закреплять умение работать с красками, свободно применяя технику
воскографии; выявить навыки рисования гуашью и воском; развить
способность создания художественного образа на основе привлечения
накопленного ранее сенсорного опыта с помощью цвета.
В ходе занятия были использованы следующие методы: беседа, показ,
объяснение, указания, напоминание, поощрение, анализ.
Также была использована наглядность в виде иллюстраций, на которых
изображена пасмурная погода.
Положительным в занятии было то, что половина детей справилась с
поставленной целью.
Отрицательным стала неправильная реакция детей на объяснение и
показ, а также недостаточность развития художественно-творческих
способностей детей.
Большая часть детей не справилась с работой, несмотря на вызванный
интерес и активность при выполнении задания. В ходе занятия дети
стремились создать художественный образ на основе привлечения
накопленного ранее сенсорного опыта, но цель не была достигнута, в связи с
тем, что дети не умеют передавать задуманный художественный образ с
помощью цвета. Итог констатирующему эксперименту подведен в виде
таблицы.
Условные обозначения:
* низкий уровень;
* средний уровень;
* высокий уровень.
Вывод констатирующего эксперимента: из проведенного эксперимента
видно, что увлеченность темой и техникой у детей развита на высоком
уровне, способность создавать художественный образ почти у всех
отсутствует, так же как и знание основ цветоведения; способность к
цветовосприятию и рациональному применению техник у детей развита на
среднем уровне, за исключением некоторых, у которых наиболее высокий
уровень развития всех выше перечисленных способностей.
2 –й этап.
Формирующий эксперимент.
Цель формирующего эксперимента: развитие художественнотворческих способностей у детей 5-6 лет с помощью нетрадиционных техник
в живописи.
При проведении формирующего эксперимента были использованы
индивидуальные занятия со способными детьми, дидактические игры и
упражнения.
Тема: «Весеннее дерево».
Программное содержание:
закреплять умение рисовать с помощью «тычка»; развивать творческое
воображение; развивать способность к цветовосприятию окружающего мира,
отражение с помощью цветовых образов, впечатлений; развивать
способность рационально применять различные техники рисования
живописными материалами.
Ход занятия.
В начале занятия детям были прочитаны стихотворения о весенних
деревьях. В течение занятия были использованы следующие методы:
объяснение с частичным показом, напоминание, контроль, поощрение,
оценка. Также было использовано упражнение «вхождение в образ».
Детям было предложено описать по прочитанным стихотворениям,
каким они видят это дерево.
Дети активно приступили к работе, применяя соединение техник :
аппликация из ниток, рисование «тычком», используя цветоведение.
Дети были очень заинтересованы этой техникой, выполнили задание на
хорошем уровне, проявив способность к цветовосприятию окружающего
мира.
Тема: «Одуванчики в траве».
Программное содержание:
Учить детей представлять образ цветка в соответствии с его описанием
в стихотворениях поэтов; закреплять навыки рисования штрихами полусухой
кистью – прямыми штрихами при рисовании желтой головки цветка. При
изображении белой головки использовать прием «набрызга». Развить
способность рационально применять технику «набрызга».
Ход занятия.
В начале занятия детям были прочитаны стихотворения и
предоставлены иллюстрации с изображением одуванчиков. В течение
занятия был использован рассказ о технике «набрызга». Прошло закрепление
с детьми о последовательности выполнения работы.
Детей заинтересовало нестандартное оборудование (зубные щетки,
которое было им предложено и вызывало неподдельный интерес.
Дети получили огромное удовольствие от предложенной техники и
добились хороших результатов.
Тема: «Летний пляж».
Программное содержание:
Закреплять умение рисовать «по-сырому», развивать способность к
цветовосприятию окружающего мира, отражение с помощью цветовых
образов впечатлений; научить детей создавать художественный образ при
помощи цвета, опираясь на предыдущий сенсорный опыт.
Ход занятия.
Детям было предложено оборудование и иллюстративный материал. В
ходе занятия использовалась музыка, различная по содержанию и характеру.
Был предложен рисунок-схема с изображением солнца и волнообразных
линий – некая поверхность, с помощью подбора цвета дети должны были
превратить в ледяную пустыню африканскую жаркую пустыню или в
солнечный ласковый пляж. Дети использовали различные тона и цветовую
гамму для получения рисунков, имеющих разный характер. Использовался
контроль, напоминание, объяснение, индивидуальный подход.
Занимательность преобладала в разнообразии цветовых оттенков. Дети были
активны и эмоциональны, что видно из их работ.
Так же были проведены следующие упражнения: «Времена года»,
«Части суток», «Цветной круг», «Настроение тучек», в ходе которых было
видно, что дети заинтересованы работой с красками, но умения и навыки
подбирать нужный цвет находятся на низком уровне. В ходе упражнений у
детей развивались умения создавать художественный образ с помощью
цвета, но в основном дети упражнялись в применении нетрадиционных
живописных техник.
3 –й этап.
Итоговый эксперимент.
Цель: выявить уровень художественно-творческих способностей
рисования живописными материалами, выработанных в ходе формирующего
эксперимента.
Итоговый эксперимент был проведен в виде коллективной работы со
всеми детьми на тему «Царство Нептуна».
Программное содержание:
Закреплять умение самостоятельно подбирать технику, цветовой образ
для создания коллективной работы; закреплять навыки работы
нетрадиционными материалами и техниками; воспитывать интерес к
нетрадиционным живописным техникам.
В ходе занятия были использованы такие методы и приемы как:
рассказ, вопросы, показ, объяснение, указание, напоминание, анализ. Детям
было предложено нетрадиционное оборудование и иллюстративный
материал. Также использовалась музыка для лучшего эмоционального
настроя. Дети использовали мыльную пену различных оттенков, что вызвало
огромный интерес к работе.
Дети активно и старательно выполняли работу. Коллективная работа
получилась очень интересной по содержанию.
Итог подведен в виде таблицы:
Вывод итогового эксперимента: проведя цикл занятий с
использованием разнообразных техник, видно, что у детей, имеющих
способности к работе красками и нетрадиционным техникам, изучаемые
показатели находятся на высоком уровне, например, знание основ
цветоведения. А у детей со слабо развитыми художественно-творческими
способностями показатели находятся по-прежнему на низком уровне, но за
счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень
увлеченности темой и техникой и способность к цветовосприятию.
Вывод по исследовательской работе:
Все задачи, которые были поставлены в начале исследовательской
работы, были выполнены. Был проведен анализ специальной и научной
литературы по проблеме изучения ранней диагностики художественных
способностей детей в старшем дошкольном возрасте. Проведена
исследовательская работа по выявлению художественных способностей
детей в технике живописи. Были разработаны пути развития творческих
способностей в области рисования живописными материалами.
Апробированы инновационные техники в живописи для развития
художественных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Проведенные занятия показали, что у детей разный уровень владения
техникой, способностью создавать художественный образ, знаний основ
цветоведения.
Все исследуемые уровни определены на среднем уровне. Благодаря
проведенной работе, исследуемые показатели развивались.
Самым важным является постоянная работа со способными детьми и
введение в систему дошкольного образования различных форм по развитию
способностей детей, не перегружая их.
Заключение
Способность к творчеству является специфической особенностью
человека, которая дает возможность не только использовать
действительность, но и видоизменять ее.
Проблема развития способностей дошкольников находится сегодня в
центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в
дошкольном образовании, имеется множество статей, методических пособий,
сборников игр и упражнений, как по развитию различных психических
процессов в этом возрасте, так и по развитию разных видов способностей
общей и специальной направленности.
Проблема общих и специальных способностей неизменно привлекала к
себе внимание российских психологов еще в 40 - 60-х гг. прошлого столетия.
Хорошо известны работы в этой области видных отечественных ученых:
Б. М. Теплова, С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, А. Г.
Ковалева и др.
Применительно к изобразительной деятельности важно выделить
содержание способностей, проявляющихся и формирующихся в ней, их
структуру, условия развития. Только в этом случае важна целенаправленная
разработка методики развивающего обучения изобразительной деятельности.
Изобразительная деятельность – это отражение окружающего в форме
конкретных, чувственно воспринимаемых образов. Созданный образ (в
частности, рисунок) может выполнять разные функции (познавательную,
эстетическую, так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка
обязательно влияет на характер его выполнения. Сочетание двух функций в
художественном образе – изображение и выражение – придает деятельности
художественно-творческий характер, определяет специфику
ориентировочных и исполнительных действий деятельности. Следовательно,
определяет и специфику способностей к данному виду деятельности.
Очень важны условия, при которых ребенок эмоционально реагирует
на краски, цвет, формы, выбирая их по своему желанию. Благодаря
воспитанию художественных образов в изобразительном искусстве ребенок
имеет возможность полнее и ярче воспринимать окружающую
действительность, что способствует созданию детьми эмоционально
окрашенных образов.
Для наибольшей результативности развития художественнотворческих способностей необходимо применять занимательные занятия.
Цель занимательных занятий – создавать устойчивую мотивацию,
стремление выразить свое отношение, настроение в образе.
Таким образом, занятия занимательного характера являются
решающим фактором художественного развития детей дошкольного
возраста.
Все вышесказанное подтвердилось в исследовательской работе.
Исследовательская работа была проведена в три этапа, на протяжении
которых осуществлялись следующие цели: выявление и развитие творческих
способностей у детей подготовительной группы, путем проведения
занимательных занятий рисованием красками.
Для достижения цели применялись следующие методы и формы:
наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности; был подобран
цикл занятий, дидактических игр и упражнений.
Занятия показали, что у детей есть огромный интерес и желание, но
необходимо постоянно заниматься с детьми для повышения уровня
способностей, иначе эти способности могут угаснуть.
Введенная гипотеза подтверждена, так как у детей с помощью занятий
повысился уровень способностей.
Проведенная на практике работа, оптимизировала педагогический
процесс, сделала его для детей развивающим, интересным и занимательным.
Литература
1. Гаврина С. и др. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво
рисовать. – Ярославль, 1997.
2. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной
деятельности. – М., 2000.
3. Донин А. Введение в искусствознание. – Н. Новгород, 1998.
4. Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. и др. Рисование с детьми
дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты
занятий. – М. : Сфера, 2005.
5. Квач Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у
детей 5-7 лет: Пособие для педагогических дошкольных учреждений. – М. :
ВЛАДОС, 2001.
6. Комарова С. Как научить ребенка рисовать. – М., 1998.
7. Комарова Т., Савенко А. Коллективное творчество детей. – М., 1998.
8. Комарова Т. Изобразительная деятельность детей в детском саду. –
М., 2006.
9. Комарова Т. Детское художественное творчество. - М., 2005.
10. Костерин Н. учебное рисование. – М., 1980.
11. Котляр В. Изобразительная деятельность дошкольников. - Киев,
1986.
12. Мелик – Пашаев А., Новлянская З. Ступени творчества. – М., 1987.
13. Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2002.
14. Пластические искусства: краткий терминологический словарь. – М. ,
1995.
15. Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. В. И.
Васильевой. – М. : Академия, 2005.
16. Психология. Словарь/ Под ред. Петровского А. В. – М., 1990.
17. Саккулина Н., Комарова Т. Изобразительная деятельность в
детском саду. – М., 1982.
18. Система эстетического воспитания в детском саду. / Под ред. Н. А.
Ветлугиной. – М., 1962.
19. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Основы живописи.
– О. : ТИТУЛ, 1996.
20. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: Краткий словарь
художественных терминов. - О. : ТИТУЛ, 1996.
21. Соломенникова О. Радость творчества. – М., 2005.
22. Степанов С. Диагностика интеллекта методом рисунчатого теста. –
М., 1992.
23. Столяр А. Происхождение изобразительного искусства. – М., 1985.
24. Субботина Л. Развитие воображения у детей. - Ярославль, 1998.
25. Теплов Б. М. Способности и одаренность. – М., 2002.
26. Теория и методика изодеятельности в детском саду. – М. :
Просвещение, 1977.
27. Швайко Г. С. Занятие по изобразительной деятельности в детском
саду. – М. : ВЛАДОС, 2001.
28. Шоргина. Т. А. Красивые сказки: Эстетика для малышей. – М. :
Книголюб, 2003.