Эльвира Сафина
Развитие творческих способностей в рисовании нетрадиционными техниками и материалами. Часть 1
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Глава I. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе изобразительного творчества.
1. Проблема развития творческих способностей в исследованиях педагогов и психологов.
2. Понятие общих способностей детей дошкольного возраста.
3. Понятие специальных творческих способностей, специфика их проявления в изобразительном творчестве.
4. Этапы развития художественно-творческих способностей.
Публикация «Развитие творческих способностей в рисовании нетрадиционными техниками и материалами, Часть 1» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
5. Факторы развития художественно-творческих способностей.
Глава II. Развитие творческих способностей в рисовании нетрадиционными техниками и материалами.
1. Рисование красками как вид художественно-творческой
деятельности.
2. Занятие по рисованию – основная форма работы по развитию
творческих способностей.
3. Занятия по рисованию нетрадиционными техниками, как средство
развития творческих способностей.
4. Виды и техники нетрадиционного рисования художественными
материалами.
5. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного
возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными
материалами.
Введение
Способность к творчеству является специфичной особенностью
человека, которая дает возможность не только использовать
действительность, но и видоизменять ее.
Чем выше уровень развития способностей человека, тем больше
возможностей открывается для его творческой деятельности.
Образ, созданный детьми в результате творческой деятельности, нельзя
отождествлять с художественным образом, созданным взрослым, так как
глубокого обобщения они сделать не могут. Созданные ими образы обладают
большей или меньшей выразительностью, зависящей от степени общего
развития способностей и приобретенных навыков.
Проблема развития способностей дошкольников находится сегодня в
центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в сфере
статей, методических пособий, сборников игр и упражнений как по развитию
различных психических процессов в этом возрасте (внимания, памяти,
мышления, воображения, эмоций, так и по развитию разных видов
способностей общей (перцептивных, интеллектуальных, творческих,
мнемических, познавательных, моторных) и специальной направленности
(математических, конструкторных, музыкальных, изобразительных).
При всем многообразии тематик можно выделить две основные
тенденции, характеризующие теоретическое развитие проблемы развития
способностей дошкольников и ее выход в практику: первая связана с
исследованиями отдельных способностей и психических процессов, с
внедрением в систему дошкольного образования специальных тренинговых
программ по их развитию (развитие памяти, мышления, речи, музыкального
слуха и прочие, вторая – с интеграцией отдельных видов способностей в
подсистеме (умственные способности, художественные, эстетические,
творческие) и разработкой комплексных методов их развития.
Соответственно различается и практическая реализация этих подходов.
Проблемой развития детского изобразительного творчества занимались
А. В. Бакушинский, Д. Б. Богоявленская, А. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Т. Г.
Казакова, Т. С. Комарова, А. В. Рождественская.
Однако практический аспект реализации развития художественных
способностей детей дошкольного возраста средствами изобразительного
творчества остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно
меняются многие точки зрения относительно психологических и
художественных условий формирования способностей, меняются детские
поколения и соответственно должна измениться технология работы
педагогов.
В современных педагогических и психологических исследованиях
доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для
умственного, эстетического развития детей дошкольного возраста.
В работах А. В. Запорожца, В. В. Давыдова, Н. Н. Поддьякова
установлено, что дошкольники способны в процессе предметной
чувственной деятельности, в том числе рисовании, выделять существенные
свойства предметов и явлений, устанавливать связь между отдельными
явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в
различных видах практической деятельности: формируются обобщенные
способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение
самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение
планировать свою деятельность, раскрывается творческий потенциал.
Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным
искусством, но и специальными видами изобразительного творчества, в том
числе и рисованием.
Эта проблема актуальна, и она подтверждается тем, что работа по
рисованию в современных условиях педагогического процесса, в основном,
вынесена за рамки занятий и практикуется в виде совместной или
самостоятельной деятельности детей, что не способствует формированию и
развитию у детей основных знаний, умений и навыков по рисованию.
Наблюдение педагогической практики в старшей группе показали, что
дети очень любят рисовать, занимаются рисованием с большим
удовольствием, а вот изобразительные навыки детей по рисованию
оцениваются на среднем уровне.
Это происходит в связи с тем, что в детском саду не уделяется
должного внимания занятиям рисованием и в этом случае обучение
затруднено.
Цель представленной работы: изучение процесса развития
художественно-творческих способностей в процессе рисования
живописными материалами у детей 5-6 лет.
Задачи:
1. Проведение анализа специальной и научной литературы по проблеме
изучения ранней диагностики художественных способностей детей в
старшем дошкольном возрасте;
2. Проведение исследовательской работы по выявлению
художественных способностей детей в технике живописи;
3. Разработка путей развития творческих способностей в области
рисования живописными материалами;
4. Апробирование инновационных техник в живописи для старшего
дошкольного возраста.
Объектом исследования выступают дети старшего дошкольного
возраста, их художественно-творческая деятельность в виде рисования
живописными материалами.
Предмет исследования: рисование живописными материалами как
фактор развития художественно- творческих способностей.
Гипотеза: Занятия по рисованию в живописной технике способствуют
развитию специальных художественно-творческих способностей детей
старшего дошкольного возраста, если:
1) знакомить детей с особенностями рисования живописными
материалами;
2) организовать специальные занятия по выявлению художественнотворческих способностей детей старшего дошкольного возраста в области
рисования красками;
3) диагностировать и развивать художественно-творческие
способности детей старшего дошкольного возраста в технике рисования
живописью.
Решению задач будут способствовать методы исследования :
1. Всеобщие: изучение работ отечественных педагогов и психологов по
проблеме развития художественных способностей в процессе
изобразительного творчества детей;
2. Общенаучные: анализ, сравнение, синтез; обобщение как
общетеоретический метод исследования;
3. Частные : изучение продуктов деятельности, эксперимент,
построение гипотезы.
Эксперимент проведен в Д/С № 412 «г. Челябинска»
Глава I. Развитие творческих способностей детей дошкольного
возраста в процессе изотворчества.
1. Проблема развития творческих способностей в исследованиях
педагогов и психологов.
Проблема способностей является одной из наиболее сложных и
наименее разработанных в психологии. Рассматривая её, прежде всего
следует учесть, что реальным предметом психологического исследования
является деятельность и поведение человека. Нет сомнений, что источником
понятия о способностях является бесспорный факт различия людей по
количеству и качеству продуктивности их деятельности. Многообразие видов
деятельности человека и количественно-качественная разница
продуктивности позволяет различать виды и степени способностей. О
человеке, делающем что-либо хорошо и быстро, говорят как о способном к
этому делу. Суждение о способностях имеет всегда сравнительный характер,
то есть основывается на сопоставлении продуктивности, умении одного
человека с умением других.
Проблема общих и специальных способностей неизменно привлекала к
себе внимание российских психологов еще в 40 - 60-х гг. прошлого столетия.
Хорошо известны работы в этой области видных отечественных учёных Б. М.
Теплова, С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, В. М. Мясищева.
Ф. Н. Гоноболина, Ковалева и других.
Н. В. Рождественская считает, что «возможны несколько путей в
изучении художественных способностей. Один из них связан с
аналитическим подходом к проблеме. Задача исследователя в этом случае –
выделение отдельных компонентов, результативных для развития данной
способности».
Второй путь - это выделение специальных психологических
компонентов способностей, в данном виде психологии неизвестных.
Например, рассматривается глазомер как свойство способностей архитектора
и художника или эмпатия (чувство сопереживания и понимания
психологического состояния другого человека) как компонент способности к
сценическому перевоплощению. В этом случае исследователь выходит за
пределы общепринятой психологической номенклатуры и находит
специальные процессы и функции, присущие одаренности к какой-либо
деятельности.
Третий путь предполагает выделение в деятельности отдельных
операций или ситуаций, в которых, возможно, будет преимущественно
проявляться то, что называется «психологической квалификацией»
(пригодностью к данной деятельности).
Возможен и синтетический подход к изучению художественных
способностей : можно направить усилия на поиски взаимосвязи между
компонентами способностей. При этом способности изучаются как целое,
хоть и состоящее из компонентов, но не сводимое к их сумме.
Б. М. Теплов в статье «Способности и одарённости» понимает под
способностями индивидуально-психологические способности, отличающие
одного человека от другого. К способностям относятся лишь такие
особенности, которые имеют отношение к успеваемости выполнения какойлибо деятельности. Он считает, что к способностям нельзя отнести такие
проявления, как вспыльчивость, вялость, медлительность, память и т. п.
Способности, считает Теплов, не могут быть врождёнными. В основе
способностей «лежат некоторые врождённые особенности, задатки».
Способности существуют только в развитии, а создаются и развиваются они
только в процессе деятельности.
Большое внимание уделил разработке проблемы способностей С. Л.
Рубинштейн в своих работах «Основы общей психологии» и «Бытие и
сознание». С. Л. Рубинштейн под способностями понимает пригодность к
определённой деятельности. О способностях можно судить по достижениям,
по темпам духовного роста, а именно: по лёгкости усвоения и быстроте
продвижения. В основе способностей, по С. Л. Рубинштейну, лежат
«наследственно закреплённые предпосылки для их развития в виде
задатков». Под задатками понимаются анатомо-физиологические
особенности нервно-мозгового аппарата человека «Развиваясь на основе
задатков, способности являются всё же функцией не задатков самих по себе,
а развития, в котором задатки входят как исходный момент, как
предпосылка».
Очень ценной является мысль С. Л. Рубинштейна о том, что
способность представляет собой сложное синтетическое образование
личности.
Н. С. Лейтес справедливо подчёркивает, что «чем разнообразнее и
содержательнее будет деятельность ребёнка, тем полнее и ярче могут
развиваться его способности». Н. С. Лейтесу принадлежит также глава о
способностях в учебнике «Психология». В ней в основном воспроизводятся
способности как условия успешного выполнения деятельности, сочетания
способностей, обеспечивающие успешность, способности людей как продукт
истории, развитие способностей в процессе деятельности, отношения
способностей и задатков и т. п.
Б. Г. Ананьев в «Очерках психологии» указывает, что способность
образуется вследствие развития высших функций, в результате которого
возможно творческое применение накопленных знаний.
В 70-е гг. XX века вышли в свет две значительные работы,
обобщающие опыт теоретических исканий в области изучения способностей :
«Проблемы способностей» К. К. Платонова и «Методологический аспект
проблемы способностей» Т. И. Артемьевой.
Психология способностей составляет один из важных разделов
психологической науки. Исследования в этой области имеют огромное
значение для теории и практики обучения и воспитания творческой
личности.
В современной психологии сформулированы различные теоретические
и методические подходы к исследованию и формированию способностей
человека, два из которых наиболее значимы. В соответствии с одним
способности человека рассматриваются как предпосылка успешности
обучения, как совокупность личностных и других особенностей человека,
позволяющая ребенку более успешно овладевать новой системой знаний и
усваиваемых видов деятельности, решать творческие задачи. В соответствии
с другим подходом способности составляют результат, итог обучения и
воспитания, основывающийся на усвоении специальных способов
интеллектуальной деятельности (например, эвристические приемы, способы
решения задач, которые и обеспечивают возможности успешного решения
новых задач в данной системе знаний или в данном виде деятельности.
Каждый из подходов имеет свои методологические и теоретические
основания. Первый предполагает, что способности в большей степени
составляют основу индивидуальных различий между людьми, второй -
основывается на положении о принципиальной значимости содержания и
методов организации обучения и воспитания для развития и формирования
способностей. Для исследовательских целей в каждом из подходов
сформулированы специальные проблемы. Однако для педагогической
психологии и для педагогической практики неправомерно
противопоставление одного подхода другому, противопоставление или
игнорирование способностей как предпосылок успешного обучения
способностям как результату обучения.
2. Понятие общих способностей детей дошкольного возраста.
Существует множество определений способностей. Так Б. М. Теплов
считал, что способности – это индивидуально-психологические особенности,
отличающие одного человека от другого и имеющие отношение к
успешности выполнения какой-либо деятельности или многих
деятельностей. По мнению Л. Г. Ковалева, под способностями следует
понимать ансамбль свойств человеческой личности, обеспечивающий
относительную легкость, высокое качество овладения определенной
деятельностью и ее осуществления. По определению Н. С. Лейтеса,
способности – это свойства личности, от которых зависит возможность
осуществления и степень успешности деятельности.
Способности – это психологические качества, которые необходимы для
выполнения деятельности и в ней проявляются (Л. А. Венгер).
К. С. Платонов полагал, что способности нельзя рассматривать вне
личности. Под способностями он понимал такую «часть структуры личности,
которая, актуализируясь в конкретном виде деятельности, определяет
качество последней».
Способности имеют свои содержание и структуру, определить которые
крайне важно, считал Л. А. Венгер. В противном случае неизвестно, что надо
формировать.
При определении содержания способностей на первый план выступает
вопрос об их соотношении со знаниями, умениями, навыками.
В этом вопросе нет единого мнения:
- способности не сводятся к навыкам, умениям, но могут объяснять
легкость и быстроту их приобретения (Б. М. Теплов);
- знания, умения и навыки рассматриваются как один из компонентов
способности, но не главный. Ядром является качество процессов, которые
регулируют совокупность применения знаний, умений, навыков (С. Л.
Рубинштейн);
- одним из компонентов способностей является особая умелость руки
как результат совершенствования, обогащения умений и навыков (К. К.
Платонов).
В. И. Кузин отмечает, что развитие художественных способностей
возможно лишь в процессе усвоения знаний, умений и навыков. Это
замечание важно, так как нередко в практике происходит резкое
противопоставление способностей знаниям, умениям, навыкам.
Л. А. Венгер, понимая под способностями ориентировочные действия,
отделял их от знаний, умений и навыков, относя последние к рабочей,
исполнительной части деятельности.
В психологии установлено, что способности формируются на основе
врожденных задатков. В качестве задатков могут выступать:
1. Типологические свойства нервной системы, характеризующие
работу разных анализаторов, разных областей коры больших полушарий, от
которых зависят скорость образования временных нервных связей, их
прочность, легкость и т. п.
2. Соотношение I и II сигнальных систем, взаимодействие и
специализация полушарий головного мозга.
3. Индивидуальные особенности строения анализаторов. Задатки
являются предпосылками возможного развития способностей. Сами
способности формируются в процессе деятельности при взаимодействии
ребенка с другими людьми, в наиболее концентрированной форме такого
взаимодействия – обучения.
По определению В. А. Крутецкого, реальное значение задатков при всех
прочих условиях состоит в следующем:
- значительно облегчают формирование способностей;
- ускоряют темп продвижения в развитии способностей;
- определяют высоту достижения;
- обуславливают ранние проявления способностей.
Задатки имеют врожденные индивидуальные различия. Все эти
положения применимы и к специальным способностям.