Марина Донцова
Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Театральное искусство близко и понятно ребёнку дошкольного возраста, поскольку в его основе лежит игра, самая доступная и любимая деятельность для него. Об этом свидетельствуют многочисленные зарубежные и отечественные исследования (М. Кейти, Ш. Швейцер, Л. М. Волобуева, Н. Н. Подъяков, В. Г. Фокина). Даже самые маленькие дети с удовольствием включаются в творческий процесс театрализованной деятельности, если он осуществляется в игровой форме или связан с игрой. Театрализованные игры развивают творческую самостоятельность, речь, коммуникативные качества личности, память, внимание, воображение, мышление, фантазию, инициативность, чувства и эмоции; побуждают к импровизации, придумыванию небольших по объёму стихотворений, рассказов и сказок. Играя роль, дошкольники способны не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа, преодолеть робость, застенчивость. Особенно эффективна и плодотворна работа с детьми старшего возраста, когда у детей уже достаточно большой багаж знаний, опыта, впечатлений. Дети в этом возрасте проявляют наибольшую творческую активность. Они с удовольствием участвуют в спектаклях, очень своеобразно и интересно исполняют характерные роли. Перевоплощаясь в образ, они смеются, грустят, радуются; присваивают себе его лучшие черты, формируя опыт своего нравственного поведения. Чтобы поддержать у детей интерес к творчеству я предлагаю им самим сочинить сказку, выбрать роль, продумать образ, манеру поведения своего персонажа. Совместно с детьми мы подбираем к сказке музыку, костюмы, обсуждаем, какие музыкальные инструменты можно использовать в постановке. И когда процесс завершён, ребята с удовольствием и гордостью показывают спектакль. Всё это помогает раскрыть свой талант и способности не только активным и творческим детям, но и стать более уверенными ребятам, которые малоактивны. Детей дошкольного возраста по праву можно считать маленькими волшебниками, умеющими изменять окружающую действительность по своему “желанию”, жить и действовать в созданном ими воображаемом мире. Поэтому нужно умело управлять детскими фантазиями и направлять их в творческое русло, помогая стать успешными в любом виде деятельности и адаптированными в жизненных ситуациях. Одной из задач детского сада и семьи является воспитание ищущих, способных к преобразованию деятельности детей. Организация театрально-игровой деятельности ставит целью научить детей видеть прекрасное, доброе и справедливое в жизненных ситуациях и в отношениях людей, стремиться нести их в окружающий мир. Её реализация позволяет решать задачи интеллектуального, социально-коммуникативного, речевого, физического, познавательного и художественно-эстетического развития дошкольников. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных повседневных житейских и выдуманных историй из жизни реальных людей, животных, растений, сказочных персонажей, им предоставляется возможность глубже познать окружающий мир и прививается устойчивый интерес к культуре народа, родного края, литературе, театру. Театрализованная деятельность не только влияет на формирование творческих способностей, но и является универсальным средством развития личности.