Наталья Абдрахманова
Развитие творческих способностей у детей с РАС
▼ Скачать
На сегодняшний день наблюдается тенденция роста числа детей с РАС в общеобразовательных и специализированных учреждениях. Основными трудностями, которые возникают при работе с обучающимися данной группы детей, являются:
1. коммуникация;
2. социализация;
3. нарушения в речевом развитии;
4. сложности в установке эмоциональных связей.
Публикация «Развитие творческих способностей у детей с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Однако, несмотря на различные трудности одной из приоритетных задач (помимо обучения и воспитания) является развитие творческих способностей и активности у данного контингента детей.
Развитие творческих способностей возможно только в творческой деятельности, в процессе овладения технологией творчества. Исходной предпосылкой для развития способностей служат врожденные задатки.
Творческий процесс тесно связан с развитием высших психических функций, в частности, таких как восприятие, мышление и др. Используя воображение, человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Оно является существенным проявлением личности.
Ученые отмечают, что у детей, страдающих аутизмом, восприятие носит гиперселективный характер, отсутствует полноценное воображение. Также они не способны к обобщению информации, как это делает ребенок с нормальным развитием в процессе познания окружающей его действительности. Мышление данной категории детей визуальное. Их мыслительная деятельность происходит в «картинках». Характер игровой деятельности носит однотипный и монотонный характер. У большинства из них доминирует аутистическая игра в воображении без партнеров.
Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана с развитием его личности. В процессе изображения участвует не какая-либо отдельная функция или психический процесс (восприятие, память, внимание, мышление и т. д., а личность человека в целом.
Особенность изобразительной деятельности детей с РАС проявляется в нарушении целостности восприятия, перцептивных действий, недифференцированности цветоощущений, несформированности мелкой моторики рук, орудийных действий, недостаточности пространственных ориентировок. В этот период изобразительная деятельность такого ребенка может носить манипулятивный характер, он будет действовать хаотично: стучать по столу карандашом, шуршать бумагой, случайно рисовать на листе каракули. Некоторые дети из-за повышенной тактильной чувствительности вообще отказываются брать в руки пластилин, клей, краску. Многие дети с РАС имеют сложности с воображением, вниманием, ощущениями, умением выражать свои чувства, эмоции.
Общими закономерностями рисунка аутичных детей являются стереотипии и отражение в рисунке специфических интересов ребенка. У части детей отмечается склонность к изображению геометрических фигур, штрихов, линий; избегание в рисунках человеческих лиц.
Обучение детей с РАС строится на основе тех же этапов, которые проходят и обычные дети, но с учетом индивидуальных особенностей развития, как правило, запаздывающего. Использование рисования или даже свободной «игры» с изобразительными материалами ведет к положительным эффектам. Манипуляции ребенка с изобразительными материалами, даже не ведущие к созданию оформленных образов, могут быть основой для его коммуникации со специалистом.
Традиционные цели и задачи, которые решаются на занятиях по изобразительному искусству с обычными дошкольниками, для детей с РАС на начальных этапах преждевременные. К этому ребенка с аутизмом надо подготовить, предварительно формируя простые умения и навыки: использование цвета, формы, линий, штрихи, различных материалов (карандаши, краски, фломастеры, восковые карандаши, природный материал, глину, пластилин, тесто, бумага, картон, овладение различными техниками (штамповка, рисование пальчиком, ладошками, обрывание бумаги для аппликации и т. д.). А этим простым умением предшествует способность концентрировать внимание, выполнять инструкции педагога, сидеть некоторое время на одном месте и т. д.
На первом этапе средствами изобразительной деятельности педагог, прежде всего, стремиться к установлению контакта с ребенком. Взрослый привлекает внимание к предметам ярких цветов, учит замечать цветные пятна, следы на листе, знакомит со свойствами краски (гуаши, учит делать цветные пятна ладошкой на бумаге («рука в руке»); способствует сосредоточению внимания ребенка на ощущениях.
Знакомя детей с РАС со свойствами материалов (прежде всего, краской) и элементарными приемами их использования, педагог смешивает цвета, пальцем (кистью) водит по бумаге, оставляя цветные линии, пятна. Если ребенок не боится краски, его пальчик также обмакивают в краску и оставляют следы на бумаге. Взрослый комментирует все действия и поощряет ребенка.
Совместное рисование («рука в руке») позволяет сформировать у ребенка навыки применения простейших приемов изобразительной деятельности, расширить его представление об окружающем мире. Рисование, лепка взрослого помогает привлечь внимание ребенка к тем деталям, на которые он, возможно, не обращал внимания. Рисование пальцами, ладошками, ножками (если у ребенка нет повышенной тактильной уязвимости) позволяет расширить возможности ребенка по рисованию, почувствовать изобразительный материал, его свойства, чувство ритма. Если ребенок откажется рисовать с помощью пальцев (ладошек, можно использование палочки или штампы.
Педагог рисует, лепит любимую игрушку ребенка, обязательно сопровождая этот процесс своим эмоциональным рассказом. На данном этапе ребенок еще не умеет имитировать действия взрослого, поэтому параллельно ведется работа по обучению ребенка умению подражать, по использованию систем альтернативной коммуникации. Любые попытки ребенка участвовать в изобразительной деятельности обязательно поощряются педагогом.
Постепенно проводится работа по обучению детей доступным способам изображения в рисовании и лепке, знакомство со свойствами различных материалов. Сначала используется полная физическая помощь каждому ребенку («рука в руке», помощь постепенно уменьшается в зависимости от сформированности навыка ребенка, в дальнейшем педагог использует алгоритм выполнения любого вида работы (визуальная поддержка, помогающая ребенку понять последовательность выполнения работы и предвидеть конечный результат).
Навыки, сформированные на занятии должны закрепляться и во время индивидуальной работы с ребенком, и во время свободной деятельности, когда воспитатель может создать условия для перенесения сформированного навыка в другую ситуацию (например, на занятии рисовали мяч краской, после занятия можно его нарисовать фломастером, цветными карандашами, на прогулке можно нарисовать мяч мелом и т. д.).
Чтобы научиться, более точно передавать форму и строение предметов, ребенок с РАС должен обучаться многим техническим приемам лепки, способам передачи строения предметов, научить правильно обследовать предмет, целостно его воспринимать. Задача воспитателей, родителей – облегчить этот путь изучения нового материала, помочь детям освоить основные приемы работы с ним, научить лепить знакомые предметы реального мира.
Готовясь к играм и занятиям с пластическими материалами (пластилином, тестом, глиной,) следует уделить внимание выбору этих материалов. Так, например, стоит выбирать экологически чистый не ароматизированный пластилин ярких цветов, достаточно мягкий, но такой, который не прилипает к рукам. При этом не всегда выбор педагогов совпадает с выбором ребенка. Но все же, опыт показывает, что можно найти материал, который ребенку понравится. Кроме пластилина стоит работать с глиной и другими материалами.
Для обогащения содержания и средств выразительности целесообразна интеграция видов изобразительной деятельности, когда один вид деятельности предшествует другому (например, лепка предшествует рисованию). Интеграция видов изобразительной деятельности дает ребенку возможность обогащать конкретный образ (дополнить машинку флажком, или «грузом» на кузове, елку - игрушками и т. п.).
Обращение внимания детей с РАС друг на друга в процессе выполнения работы, поощрение попыток делать что-то вместе, создание условий для формирования способности к совместным согласованным действиям, создание коллективных композиций позволяют расширить диапазон способов взаимодействия не только с педагогом, но и с детьми группы, а также с новыми материалами, применяемыми в изобразительной деятельности.