Ольга Анатольевна Кожевина
Развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста через театральную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
«Театральная деятельность – наиболее доступная
ребенку деятельность и интересный для него
способ переработки и выражения
впечатлений, знаний, эмоций» (А. В. Запорожец.)
С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Развитие творческих способностей у детей в дошкольном учреждении – это кропотливый, систематический процесс. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить творческую фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности. Для реализации поставленных задач педагогам дошкольных учреждений необходимо обогащать предметно-пространственную развивающую среду группы : активно взаимодействовать с родителями воспитанников, с педагогами и узкими специалистами ДОУ. Так как детском саду ребенок находится в состоянии постоянных открытий, маленькие первооткрыватели – в постоянном поиске неизведанного. Ими движет интерес и бесконечное любопытство. Задача воспитателя направить интерес ребенка в нужное русло, открыть перед ним мир творчества. Театрализованная деятельность, благодаря своему огромному эмоциональному воздействию на детскую душу, способна взять на себя задачу развития кругозора ребенка, творческих способностей. Попадая в мир театра и становясь его непосредственным участником, ребенок начинает активно развивать свою память. В своей педагогической деятельности я уделяю большое внимание развитию творческих способностей через театрализованную деятельность. В детстве ребёнок ищет возможности реализовать свой потенциал и именно через творчество он может наиболее полно раскрыться как личность. Для ребёнка творить - это не обязательно создавать новое, это скорее – выражать себя. Любое творчество для него - больше процесс, чем результат. В ходе этого процесса он лучше расширяет свой опыт, радуется общению, начинает больше доверять себе. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать находить связи и зависимости -все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Работу по развитию творческих способностей средствами театрализованной деятельности я проводила в трех направлениях: работа с детьми (организационная образовательная деятельность, самостоятельная деятельность, совместная деятельность со взрослым : игры, игровые упражнения, беседы, праздники и развлечения, игры – драматизации, спектакли). Данная работа проводилась как часть занятия по развитию речи, по ознакомлению с социальным миром, с художественной литературой. Работа с родителями (родительские собрания, консультации, анкетирование, беседы, совместные досуги, пошив костюмов, изготовление декораций, «Дни открытых дверей»). Работа с воспитателями (семинары – практикумы, открытые занятия, беседы, консультации). Чтобы выявить отношение родителей к театру, к театральной деятельности в детском саду и готовы ли они поддерживать интерес детей к театральной деятельности, я провела анкетирование родителей на тему: «Нужно ли детям играть в театр?» В младшей группе прообразом театрализованных игр являются игры с ролью. З. М. Богуславская и Е. О. Смирнова считают, что малыши, действуя в соответствии с ролью, полнее используют свои возможности и значительно легче справляются со многими задачами. Действуя от имени осторожных воробушков, смелых мышат или дружных гусей, дети учатся незаметно для себя. Игры с ролью активизируют и развивают воображение детей, готовят их к самостоятельной творческой игре. Мои воспитанники в младшей группе с удовольствием перевоплощаются в зайчиков, мишек; легко справлялись с ролью собачек, котят, козлят и других знакомых животных, но развить и обыграть сюжет они не могли. Они лишь подражали животным, копируя их внешние признаки, не раскрывая особенностей поведения, поэтому детей в младшей группе я старалась научить некоторым способам игровых действий по образцу. С этой целью я провожу игры «Наседка и цыплята», «Медведица и медвежата», «Зайчиха и зайчата»; организовываю игры по литературным произведениям: «Игрушки» А. Барто, «Котик и козлик» В. Жуковского, А. Блока «Зайчик» и др. Чтобы сформировать интерес к играм –драматизациям, я стараюсь как можно больше читать и рассказывать детям сказки и другие литературные произведения. Дети младшего возраста охотно и эмоционально реагируют на потешки, песенки. Показывая сказки детям, я использую различные виды театров : пальчиковый, настольный, театр картинок, на фланелеграфе, баночный театр, конусный, театр игрушек, би –ба –бо. Данная работа дала свои результаты. Дети стали отражать свои впечатления в самостоятельном художественном творчестве, рисовании, лепке. У детей появилось желание самим активно действовать с игрушками, сопровождая действия словами из знакомых сказок, пытаясь передать нужную интонацию, использовать знакомые потешки и стихи. Дети с большим интересом стали слушать сказки, имитировать движения зверей, произносить звукоподражания, наряжаться в юбочки, фартучки, косыночки, шапочки, шляпки из театрального уголка, использовать эти наряды в самостоятельной деятельности в игровом уголке, в сюжетно –ролевых играх, при драматизации эпизодов из любимых сказок. Меня очень порадовали успехи моих воспитанников, и чтобы закрепить эти успехи и продолжить мою работу в данном направлении, я решила продолжить ее в средней группе. Для того, чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт малыша, тем ярче будут творческие проявления в разных видах деятельности. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать ребенка к музыке, театру, литературе, живописи. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больших результатов можно достигнуть. Подводя итоги проделанной работы, можно сказать, что вопрос о развитии творческих способностей через театрализованную деятельность является актуальным, и я рекомендую его использовать коллегам, уделяющим большое внимание творческому развитию дошкольников.