Светлана Шушанова
Развитие творческих способностей средствами театральной деятельности
▼ Скачать
Якупова Гульшат Зулкарнаевна,
воспитатель высшей квалификационной категории по обучению татарскому языку МАДОУ «Детский сад № 408 комбинированного вида» Советского района г. Казани E-mail : alsalalsal@mail.ru
Шушанова Светлана Владимировна,
воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ «Детский сад №408 комбинированного вида» Советского района г. Казани E-mail : svetlana_gold777@mail.ru
Публикация «Развитие творческих способностей средствами театральной деятельности» размещена в разделах
Мы живём в огромной многонациональной России. Наш славный Татарстан занимает его значимую часть. Казань и сегодня в глазах человечества является столицей татар всего мира. В самом раннем детстве закладываются у человека основы нравственности и духовности, формируются первоначальное самосознание, патриотические и гражданские чувства.
Театральная деятельность всегда праздник! Театр позволяет детям войти в сказку, прожить в ней роль сказочного героя, прочувствовать его характер, переживания и эмоции, даже побыть режиссером сказки. Потребность в театрализованной деятельности у детей связана с тем, что в ней с наибольшей доступностью, полнотой и яркостью они видят отражение своей жизни. Театрализованные и режиссерские игры очень нравятся детям дошкольного возраста, они обожают разыгрывать различные ситуации по несложным знакомым сюжетам (по мотивам любимых русских и татарских народных сказок из мультфильмов и книг). Эти игры позволяют развивать творческие способности детей, их артистизм и фантазию, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль; ребенок в процессе игры ощущает свободу и в действиях, и в отношениях, и в суждениях.
В своей работе мы стараемся решать задачи ФГОС. А именно, задачи социально-коммуникативного развития, которые вызывают интерес детей к театральной деятельности, желание выступать вместе с коллективом сверстников. Вызывают желание произносить небольшие монологи и развернутые диалоги сказочных героев. Активизируют процессы мышления, внимания и речи детей; воспитывют сообразительность и находчивость. Помогают детям добиваться создания образа животных и других персонажей сказок с помощью выразительных движений и игровых действий в предложенных сюжетных ситуациях. Решая задачи познавательно-речевого развития, стараемся подарить детям радость и незабываемые впечатления от игры в театре. Развиваем умение ориентироваться в пространстве, строить диалог с партнером. Развиваем воображение, память. Обращаем внимание детей на поэтичность татарского и русского языка в диалогах героев. Активизируем словарный запас, грамматический строй речи, звуковую сторону речи. В работе так же решаются задачи художественно-эстетического развития : В процессе работы стараемся развивать у детей эстетическое восприятие произведений искусства и литературы, посредством музыки, народно-прикладного искусства. Знакомим детей с традиционными татарскими и русскими народными костюмами, а также с предметами национального быта. Прививаем интерес к художественно-эстетическому оформлению театральной зоны различными декорациями и атрибутами. Воспитываем умение слушать и понимать музыкальные произведения, петь и исполнять танцы, этюды, хороводы, игры с пением, инсценировки. Конечно, в процессе работы решаются задачи физического развития : Дети должны радоваться своим успехам!
Итак, главная цель нашей работы – это:
1. Формирование базиса личной культуры и воспитания чувства патриотизма ориентированные на общечеловеческие ценности.
2. Воспитание дружеских взаимоотношений.
3. Активизация словарного запаса, обогащение и расширение грамматического строя речи, правильного звукового произношения.
4. Развитие диалогической и монологической речи.
5. Умение доводить выбранные роли до конца.
6. Привить интерес и любовь к театру
7. Развитие мышления, творчества, воображения
Приведем некоторые примеры игр, которые мы используем в своей работе по театрализованной деятельности.
Игры на развитие двигательных способностей :«Я на дудочке играю», «Зайка на лужайке»,«Аю», «Бабай», «би», «Йомры икм к», «Т лке», «Б ре», «Тычкан», «Куян», и другие.
Организация театрализованных игр : «Угадай, что я делаю?», «Одно и то же по-разному», «Превращение предмета», «Туган к н», «Карусель»,
«Японская машинка», «Кем н рс ярата?», «Ипт ше не сыйла», «Ч й табыны зерлибез», «Кунак килде»,«Теремк й»,«йд гез, биибез!»
Творческие игры : «Сочини сказку», «Сделай подарок своими руками», «День рождения», «Угадай, кто я», «Безне дуслар», «Син нишлисе?»
Словесные игры: «Т сл р», «Д рес йт!», «Ватык телефон», «Т сле чынаяк», «Цепочка слов от «А» до «Я», «Син кем?», «Н рс юк?»
Настольные театры : «Шалкан», «Кем н рс ярата?», «ч аю», «Йомры икм к», «Теремок - Теремк й».
Дидактические игры:«Собери рисунок по сказке», «Кто лишний?», «Д рес к рс т!», «Предложи медведям посуду», «ни Аюга булыш», «Предложи медведям мебель», «Савыт-саба», «и азлар», «Кем юк?», «Бу кем?», «Урманда н рс бар?», «Теремк йд кем яши?»
Настольный, пальчиковый, кукольный театры по сказкам УМК и русским народным сказкам.
Сюжетно-ролевые игры: «Аюны (куянны, .б.) сыйла», «Н рс кир к?», «Яшелч л р бакчасы», «Кибет», «Урман кунаклары килде», «Минем гаил м», «Туган к н», «Бу йд кем яши?», «Машина ыябыз», «Йомры икм кне эзлибез», «би, бабайга булышабыз»
Игры по самомассажу: «Аю килг н Казанга», «Букашки», «пип»
Домашние задания родителям и детям: помочь в создании интересных образов сказочных персонажей - костюмы, реквизиты, фото и видеосъёмка. Заучивание текстов, песен, стихотворений, диалогов. Подготовка ширм, атрибутов, поделок, рисунков к сказкам, стенгазет, лэпбуков. Помощь в подборе мультимедийных материалов для презентаций сказок, использовании информационно-компьютерных технологий, звукового сопровождения театральных игр и постановок.
Таким образом, театрализованные игры представляют собой основу формирования развития речи и чувства патриотизма. Формирует гармонически развитую активную личность, способную находить выход из любого критического положения, воспитывают способность проявлять инициативу, самостоятельность, развивают воображение, память, фантазию, и желание творить. В играх формируется моральные качества: ответственность, чувства товарищества и дружбы, согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы, находить верные решения. Театральные игры помогают детям понять себя, своё отношение к миру, воспитывают патриотические чувства.
Литература
1. Васильева, Н. Е. От рождения до школы – Москва. «МОЗАИКА–СИНТЕЗ». 2010.
2. Доронова, Т. Н. Играем в театр – Москва. «Просвещение». 2004. – 125 стр.
3. Закирова, К. В. Балачак аланы – Казан. РИЦ н шрияты. 2011.–560 б.
4. Зарипова, З. М. Татарча с йл ш без – Казан. 2012.
5. Зарипова, З. М. Исаева Р. С. стерешле уеннар – Казан. 2013.
6. Зарипова, З. М. Исаева Р. С., Кидрячева Р. Г. Балалар бакчасында рус балаларына татар теле йр т – Казан. ОАО «Татмедиа» «ПИК» «Идел – Пресс». 2012. – 112 б.
7. Недоспасова, В. А. Растем играя: Средний и старший дошкольный возраст – Москва. Просвещение. 2003.
8. Шакирова, Т. Р. Балалар бакчасында т г р кл р Казан. Ак Б ре н шрияты. 2016. – 208 б.
9. Шаехова, Р. К. Региональная программа дошкольного образования Казань. Творческое объединение «РИЦ».ОАО «Татмедиа» «ПИК» «Идел – Пресс». 2012. – 204 стр.
10. Щеткин, А. В. Театральная деятельность в детском саду. Издательство «Мозаика – синтез» 2008. – 145 стр.