Надежда Иванченко
Развитие творческих способностей одаренного ребенка на примере одной семьи
▼ Скачать + Заказать документы
В документах федерального уровня последних лет поддержка "талантливого ребенка" провозглашается приоритетной государственной задачей. Работать с одаренными детьми нужно, так как от этого зависит будущее нашей страны, её престиж на мировой арене. Мы гордимся, когда видим на пьедестале лучших российских ученых, спортсменов, певцов, музыкантов, при этом сразу ассоциируем Победителя с Россией!
Публикация «Развитие творческих способностей одаренного ребенка на примере одной семьи» размещена в разделах
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция май 2021
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких по сравнению с другими людьми, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Детский возраст – период становления способностей и личности.
Одаренность – потенциальный талант, а талант – реализованная одаренность.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.
Огромную роль в раскрытии детской одаренности играет семья. Необходимо понимать, что одаренные дети – это совсем особые дети, которые похожи на сверстников только на первый взгляд. При этом одаренность ребенка может проявиться довольно рано, а может случиться так, что даже родители не заметят необычных способностей своего одаренного сына или дочери, пока не поможет счастливый случай. Поэтому родителям, заинтересованным в развитии и поддержке одаренности ребенка, необходимо присмотреться повнимательнее к своим детям, понаблюдать за их поведением, и если они увидят, что для их ребенка характерно следующее:
- он очень любознателен;
- любит задавать каверзные вопросы и решать трудные задачи;
- его речь очень развита, большой словарный запас;
- во всех вопросах ищет самостоятельные решения, не всегда воспринимает уже готовый родительский ответ;
- настойчив в достижении поставленной цели;
- может концентрировать внимание на интересующем предмете или задаче, но легко бросает то, что показалось понятным, или наскучило;
- обладает богатой фантазией и воображением;
- рано определяет свое призвание, реально оценивает свои возможности, особенности характера;
- его отличает чувство юмора, любит смешные несоответствия, игру слов, шутки, может гримасничать, смешить других, подражая взрослым и т. д., все это подтверждает наличие одаренности у ребенка.
Просто необходимо обратить внимание родителей на законы развития высоких способностей (одаренности) :
1. Развитие способностей происходит только в той деятельности, в которой ребенок получает положительные эмоции.
2. Для развития способностей необходимо постоянное повышение сложности основной деятельности ребенка (как обучения, так и внеурочной деятельности)
3. Деятельность, чтобы быть развивающей (как способности, так и личность ребенка) должна представлять для него значительную ценность (по внутренней мотивации).
Важно, чтобы умственные усилия ребенка, его познавательная энергия встречали доброжелательное отношение, поддержку со стороны старших не только в детском саду, но и дома. Семья одаренного или способного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания на развитие личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается решающим.
Задача детского сада – создать ребенку и его семье комфортные условия для развития творческого и познавательного потенциала.
Педагог - координатор усилий детей для оптимального развития их способностей, и, прежде всего, координатор стараний заинтересованных родителей этих детей.
Работа с родителями ведется в четырех направлениях:
1. Психологическое сопровождение семьи способного ребенка;
2. Информационная среда для родителей;
3. Совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей;
4. Поддержка и поощрение родителей на уровне ДОУ.
В качестве примера хочу привести работу с одаренным ребенком, который является неоднократным победителем международных и всероссийских конкурсов чтецов.