Анастасия Шилова
Развитие творческих способностей и мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования из бумаги
▼ Скачать + Заказать документы
В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспитание здорового, всесторонне развитого, высоконравственного человека. Социально-экономические преобразования диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
Публикация «Развитие творческих способностей и мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования из бумаги» размещена в разделах
Воспитание творческого отношения к делу – одна из наиболее сложных и интересных задач современной педагогики. И хотя в народе говорят: «Век живи – век учись», важно не пропустить тот период в жизни ребёнка, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится воображению, фантазии, интересу к новому. Если эти качества не развивать в дошкольном периоде, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции, а значит, обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.
Обучение ребенка должно обогащать и уточнять восприятие и представление его об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Ребенку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы ее изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые. Важно формировать у детей познавательные интересы.
Развивая творческий потенциал с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способности к творчеству, но и формируем личность ребенка.
Для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в своей работе особое внимание уделила художественному труду.
Раскрытие личности ребёнка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободного без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребёнка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приёмов, на этих принципах я строю свою работу с детьми.
Одной из целей своей работы я считаю формирование у старших дошкольников активно-творческого отношения к окружающему миру. Каков внутренний мир человека, таковы и его поступки. И чем раньше раскрыть этот мир, чем раньше ребёнок научится удивляться и радоваться, понимать язык окружающего мира и передавать всё увиденное людям, тем ярче, богаче и чище он будет.
Для этого необходимо развивать любознательность, наблюдательность, воображение фантазию, изобретательность и художественное творчество, формировать эстетическое восприятие и вкус. Это играет немаловажную роль в развитии личности ребёнка.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- совершенствовать художественно-творческие способности детей;
- способствовать познанию свойств материала, желанию экспериментировать с ними;
- развивать умение создавать художественные образы;
- развивать глазомер, ловкость движений рук, пальцев, умение владеть инструментами и материалами.
Известно, что отсутствие элементарных изобразительных навыков затрудняет проявление художественного творчества. Поэтому я использую систему творческих игр, игр-фантазий, которые позволяют быстро, легко, без нажима, а главное в увлекательной для детей форме развивать «лёгкость», «память», «точность», «смелость» руки, отработать изобразительные и конструктивные навыки и одновременно развивать у детей изобретательность, коммуникабельность, речь, чувства, умение размышлять.
Одна из ведущих потребностей дошкольника – стремление узнавать. Дети, словно губка, впитывают новые впечатления. Любознательность становится качеством личности. Поэтому большое внимание уделяю познанию в процессе специально организованной деятельности.
Содержанием этой деятельности является окружающий ребёнка многообразный мир людей, предметов, вещей, явлений.
Вопросы, просьбы, действия, опыты, эксперименты, наблюдения возникают у детей часто спонтанно, по их желанию, как бы изнутри. Важно поддерживать эти проявления. Знания, впечатления, полученные таким путём, запоминаются надолго, если не на всю жизнь.
К специально организованным формам относятся занятия. Я рассматриваю занятие как занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности. Занятия, которые я организую с детьми, желанны, увлекательны для детей.
Путь индивидуального общения я считаю самым необходимым. Перед занятиями эмоционально настраиваю детей. Помогаю понять значимость стоящей перед ними цели, стараюсь, чтобы они эмоционально, с желанием принимали её. Поощряю за инициативность, старание, аккуратность, рациональность действий в их практической деятельности. Включаюсь в детскую деятельность, не подавляя при этом инициативы и творчества детей.
Форму организации детей приближаю к свободной. Предлагаю ребятам работать сидя и стоя, как им удобно. Дети отходят от своего рабочего места, чтобы посмотреть на деятельность товарищей, спросить совета, попросить помощи или предложить свою либо найти для себя другое занятие. Закончив то или иное задание, никто никого не ждет, наводит порядок.
Использую игровые персонажи типа Незнайки, Буратино, Карлсона, которые допускают неточности, делают ошибки, путают. Дети с удовольствием приходят им на помощь, радуются, чувствуют уверенность в себе.
Образовательную деятельность осуществляю в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательной, продуктивной). В своей работе использую разнообразные формы организации – фронтальную, подгрупповую, индивидуальную (с теми детьми, которые не усвоили материал). Использую в работе интеграцию образовательных областей. Например, социализация (социальный мир)/художественный ручной труд; познание (предметный мир)/ художественный ручной труд;
Один раз в месяц организую творческий день. Детям предоставляю возможность заняться любым видом деятельности.
В ходе режимных моментов работу с детьми по продуктивной художественной деятельности организую небольшими подгруппами (по 4-5 детей). Для закрепления полученных детьми знаний и умений организую предметно-развивающую среду для художественно-творческой деятельности детей.
В уголок изодеятельности помещаю наборы разных видов бумаги, карточки-схемы, пошаговые карты. Это необходимо для того, чтобы ребенок мог в любой момент подойти, и сделать то, чему научился в ходе образовательной деятельности.
Большое внимание уделяю занимательным играм и упражнениям, играм-экспериментам с материалами и инструментами, а также игровым заданиям, которые проводятся во всех формах организации продуктивной деятельности и, конечно в любое свободное время в разных режимных моментах.
Для лучшего усвоения и организации усвоения учебного материала применяю разнообразные методы и приемы:
- наблюдаем, рассматриваем иллюстрации, смотрим отрывки из мультфильмов, познавательных видеофильмов;
- не только рассказываю сама, но и выслушиваю рассказы детей, вовлекаю их в диалог, если что-то непонятно – поясняю, объясняю;
- использую игровые проблемные ситуации, действия с игрушками или игровыми персонажами, дидактические игры, как один из игровых приемов;
- из собственно практических методов использую упражнения и элементарные опыты, моделирование, выполнение по образцу, обследование и поисковые действия.
Занимаясь с детьми художественным трудом, я в своей работе использую нетрадиционную технику работы с бумагой (бумагопластика, бумагокручение, оригами).
Важным моментом в развитии творческих способностей у ребенка являются условия, при которых задается общее направление, согласованность в действиях воспитателя и родителей.
Связь между мной и родителями строится на доверии. Это взаимное доверие возникло в результате эффективного обмена информацией. Для этого работу с родителями планирую четко и ясно.
Для просвещения родителей, передачи необходимой информации по тому или иному вопросу, использую разные формы: индивидуальные и подгрупповые консультации, информационные листы, листы – памятки, папки – передвижки.
С целью вовлечения родителей и детей в общее интересное дело, предполагающее непосредственное общение взрослых с ребёнком, в группе организуются выставки поделок, творческих работ.
Для родителей и детей я провела семинар – практикум по ознакомлению техники работы с бумагой. На семинар пришли не только родители, но и старшие братья и сестры.
Таким образом, использование комплексного подхода к решению программных задач в непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности воспитателя и ребенка и самостоятельной детской деятельности позволило мне добиться некоторых результатов.
1. Дети умеют принимать цель;
2. Умеют отобрать материал для работы;
3. Появился интерес к ручному труду;
4. Сформировались определенные навыки в работе с бумагой;
5. Дети стали более самостоятельными в достижении результата.
В дальнейшем я планирую:
1. Разнообразить виды нетрадиционной техники работы с бумагой
2. Развить у детей любовь к творчеству
3. Выработать характер, волю настойчивость, упорство в преодолении трудностей и достижении целей в процессе творческой деятельности.