Павленина Надежда Васильевна
Развитие творческих способностей детей в театрализованных играх в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческих способностей детей в театрализованных играх в детском саду в подготовительной группе компенсирующей направленности
Автор-разработчик: Павленина Надежда Васильевна, воспитатель подготовительной группы компенсирующей направленности ГБДОУ Детский Сад № 69 Приморского района г. Санкт-Петербурга
Публикация «Развитие творческих способностей детей в театрализованных играх в детском саду» размещена в разделах
Дошкольный возраст – это время, когда ребенок живет в мире чудес и воспринимает их, как радостное, удивительное и совершенно естественное явление. Именно в детстве ребенок легко, как никогда позволяет своей фантазии творить небывалые чудеса.
Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра. А дети любого возраста любят играть, игра – часть их жизни. При этом они любят играть в кого-то или во что-то превращаться. Дети могут петь, танцевать, исполнять роли не для публики, а ради игры, ради участия в коллективном творчестве.
Поэтому я решила попробовать развить театральные способности детей через театрально-игровую деятельность. А для того чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить их жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Ведь чем богаче опыт ребенка, тем ярче будут его творческие проявления.
В работе над развитием творческих способностей детей я должна была решить следующие задачи:
1. Развивать творческие способности детей через театрально-игровую деятельность, приобщение к миру театра, знакомство с театральными профессиями, с различными видами театра, с театральной культурой С-Петербурга.
2. Последовательно знакомить детей с куклами разных систем, приемами кукловождения и театральными атрибутами.
3. Используя театральных кукол, побуждать детей импровизировать на темы знакомых литературных произведений, сказок, придумывать истории собственного сочинения.
4. Способствовать развитию исполнительских умений детей в создании художественного образа через разнообразие средств образной выразительности:
• мимику;
• пантомимику;
• выразительную интонацию;
в самостоятельном коллективном творчестве
5. Способствовать развитию речи детей :
• Обогащать словарь детей через знакомство с миром поэзии, художественной прозой, фольклором;
• развивать звуковую культуру речи;
• работать над звукопроизношением, темпом речи, силой голоса, интонационной выразительностью
6. Развивать связную речь детей :
• Вызывать желание выразительно пересказывать литературные произведения, придумывать творческие рассказы, сказки, диалоги на темы, предложенные воспитателем или самостоятельно. Развивать диалогическую или монологическую речь.
7. Продолжать воспитывать у детей гуманные чувства :
• формировать представление о честности, справедливости, добре;
• воспитывать отрицательное отношение к жестокости, трусости, хитрости
8. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых и детей, бережное отношение к куклам, костюмам, декорациям.
9. Поощрять желание детей принимать активное участие в праздниках, спектаклях, развлечениях, доставляя радость зрителям.
Для успешной реализации поставленных задач в группе была предоставлена развивающая среда – рациональная и целесообразная расстановка мебели, с выделением различных центров. Это позволяло каждому ребенку, для занятий. Игр найти удобное место, с точки зрения его эмоционального состояния, удаленное от детей и взрослых, или наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт.
Музыкально-театральный центр деятельности был частью зоны художественно-речевой деятельности, куда кроме него входили: книжный уголок, уголок по изо-деятельности, уголок города.
При создании предметно-развивающей среды были учтены следующие условия:
Содержание было подобрано в соответствие с возрастом и периодически менялось.
В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей детей была предоставлена свобода выбора:
• Различные виды театров
• Разные ширмы
• Куклы различных систем
Были учтены интересы мальчиков и девочек. Так как в группе было больше девочек, то театральные атрибуты, элементы костюмов, предметы для ряжения в большом количестве предназначались для девочек (веночки, шляпки, бусы, юбочки и. т. д).
С помощью ширм создавались «места для уединения». Где ребенок мог на столе, у зеркала «поводить куклу», подействовать с героями любимой сказки.
В группе у каждого ребенка, был свой ящик, где он хранил свои личные вещи. Это были картонные куклы, которым дети сами придумывали костюмы (превращая их то в Золушку, то в Царевну – лебедь, любимые игрушки, элементы костюмов.
В уголке по изо-деятельности дети рисовали портреты сказочных героев, пригласительные билеты, могли сделать из бумаги куклу на палец, и. т. д.
Содержание уголка по театрально-игровой деятельности.
Такая организация предметно-развивающей среды обеспечила совместную театрализованную деятельность детей, но и являлась основой самостоятельного творчества.
В результате наблюдения за детьми и диагностики, я выяснила, что дети не умели играть, договариваться для совместных игр. Отсутствие опыта игрового общения и совместной игры со сверстниками приводили к тому, что друг в друге дети видели претендента на красивую игрушку, а не интересного партнера. Это часто приводило к конфликтам и ссорам.
Поэтому я решила сделать игрушку для них более интересной, внести разнообразие в игровую деятельность, подвести их к кукольному театру.
Работу по знакомству детей с кукольным театром начала с настольного театра – игрушки. Постепенно дети научились «оживлять» игрушки, придумывали им движения, движения сопровождались текстом. Тексты были очень просты, т. к. у детей была плохо развита речь. Чаще я сама читала стихотворение, а дети выполняли определенные действия с игрушкой.
Вскоре я заметила, что дети стали проявлять интерес к настольным играм по русским народным сказкам. Ребенок проигрывал всю сказку от начала и до конца, исполнял роли всех персонажей. Таким образом, появилась режиссерская игра. Для того, чтобы перенести действия в пространство группы, я сделала «кукол-прыгунков» (мягкая игрушка на резинке). Детям они очень понравились, они стали их использовать в сюжетно-ролевых, конструктивных играх.
Для того, чтобы дети могли действовать с куклами более сложных систем, было необходимо развивать руку ребенка. Сделала различные виды пальчикового театра (вязаный, бумажный, сшиты из ткани, и. т. д.). С интересом дети действовали с куклами варежкого, перчаточного театра, сопровождая действия кукол короткими потешками, диалогами, игровыми стишками. В работе по развитию мелкой моторики, я использовала пальчиковые игры, игры с палочками, составление мозаик, нанизывание бус и. т. д.
Переходным моментом от настольных кукол к куклам бибабо и обучению детей основам кукловождения послужили куклы на гапите. На них можно было вырабатывать приемы кукловождения. Для этого подбирала речевой материал, насыщенный глагольной лексикой, чтобы детям было легче показать движения персонажа.
Освоив простые приемы кукловождения, мы начали постановки кукольных спектаклей. Это были инсценировки по мотивам русских народных сказок: «Репка», «Колобок», «Заюшкина избушка».
Параллельно работе с куклами, вела работу по развитию исполнительских умений детей. Сложность ее заключалась в том, что у детей с ОНР бедная, невыразительная мимика, плоскокоординированные движения, отсутствует чувство ритма.
На самом первом этапе использовала игровые упражнения, направленные на выработку мимики, жестов. Пантомимики. Подобрала упражнения, сделала игры на развитие эмоциональной сферы ребенка. Как средство психоэмоциональной разрядки использовала хороводные игры.
Для проведения упражнений и этюдов по освоению детьми различных жестов и развития пантомимики придумывала различные игровые ситуации. Как сюрпризный момент использовала ручных кукол. Они помогали вызвать положительные эмоции. Кукла на руке взрослого человека становилась собеседником для ребенка. Она концентрировала на себе внимание, помогала свободно вступать в общение, побуждала к активным действиям и речи.
Работа над развитием способности к образному перевоплощения. Проходила поэтапно. Сначала дети учились передавать образы животных, путем изображения их внешних действий (петушок ходит, клюет, машет крыльями, затем этюды на образное перевоплощение : «Гордый петушок», «Грустный петушок», «Петушок – герой».
Развитию движений способствовали физкультурные, музыкальные занятия и занятия по ритмопластике, где дети учились танцевальным движениям, игре на музыкальных инструментах. В результате, дети научились передавать характерные особенности пластики разных персонажей. Подвижнее и выразительнее становилась мимика, движения приобрели уверенность и управляемость.
Исполняемая роль ставит ребенка перед необходимостью ясно и четко изъясняться. Поэтому развитие речи – это была самая главная, и в то же самое время, самая трудная задача, которую необходимо было решить. Эта работа проходила через занятия по развитию речи., индивидуальные и подгрупповые занятия по заданию логопеда и через все режимные моменты. Начиная с утренней гимнастики и до вечерней прогулки.
Разучивала с детьми чистоговорки, скороговорки, речевые упражнения, короткие диалоги. Все это помогало в работе над голосом, дикцией.
Для развития образно-пластического взаимодействия использовала упражнения типа «Угадай сказку»(пантомима, «Надуваем шарик» (один ребенок изображает шарик, другой показывает, как он его надувает). Такие упражнения учат ребенка понимать партнера без слов, реагировать на его импровизационно-ролевые действия.
Занятия по изо-деятельности также оказали благотворное влияние на развитие творческих способностей детей. На них дети знакомились с работой театральных художников, они рисовали портреты любимых сказочных героев, придумывали костюмы, маски.
Делали пригласительные билеты, афиши. Рисовали и вырезали из бумаги костюмы для картонных кукол, изготавливали из бумаги методом оригами фигурки различных животных и разыгрывали сказки.
Сделали картонный театр для фланелеграфа по сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».
Рисовали фантастических сказочных героев, придумывали им диалоги и разыгрывали их. Все это помогало в работе над образами, способствовало развитию детей.
Разыгрывая с детьми различные постановки, я стремилась сделать так, чтобы они сохранили непосредственность детской игры. Само «действо» происходило в зале, где не было занавеса. Детям не приходилось «томиться» в ожидании своего выхода. При разыгрывании какого-нибудь эпизода, дети могли сыграть на музыкальных инструментах, создать шумовой эффект, изобразить раскачивающиеся деревья, распускающиеся цветы.
Они все время были задействованы, им не было скучно, они играли.
Большую помощь в моей работе оказали родители. Стараясь привлечь их внимание, привлечь к сотрудничеству я проводила консультации по интересующим темам. Изготовила папки – передвижки:
«Театр дома»
«Умные пальчики»
«Моя подружка мягкая игрушка»
«Театр зверей»
На протяжении всего пребывания детей в группе мы делали фотографии с эпизодами из жизни группы. Снимали сценки из спектаклей. детских праздников, экскурсий. К выпуску из детского сада у каждого ребенка был свой фотоальбом. И хочется верить, что дети и родители, раскрывая этот альбом, будут добрым словом вспоминать то время, когда они посещали детский сад.
Итогом общей большой работы, я считаю, выступление детей на выпускном вечере. Где дети показали спектакль «Незнайка идет в школу». Он был поставлен под руководством музыкального руководителя. Трудно было поверить, что совсем недавно, у этих детей были проблемы с речью. Они прекрасно читали стихи, пели песни, танцевали. Было много цветов, подарков и теплых слов, всем было весело и интересно.