Лариса Ра
Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей в процессе обучения технике «квиллинг»
▼ Скачать + Заказать документы
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский.
Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем развитии личности ребенка.
Темочки:
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Квиллинг
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Создание изделий своими руками – это универсальное образовательное средство, способное уравновесить интеллектуальную деятельность маленького человека, чтобы он развивался всесторонне. Занятия ручным трудом призваны воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к самовыражению, развивать интеллектуально-творческие способности детей, что дает возможность повысить потенциал каждого ребенка.
Квиллинг — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки (которые называются роллами, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.
Данную технику использую как на занятиях кружка, так и вне занятий в рамках подготовки к конкурсам и выставкам. Для начала предлагала детям создать основной элемент –ролл, а потом из этого ролла создавали деталь к поделке. Во время работы столкнулась с проблемой – дети сильно сдавливали ролл, в итоге он получался неровный, и спираль внутри ролла ложилась некрасиво. Или дети использовали большое количество клея, это приводило к тому, что спираль внутри рола склеивалась.
Некоторые дети затруднялись в создании образов, композиций из деталей. Поэтому предлагала детям рассматривать картины, выделять существенные признаки делать схемы изображений предметов, наблюдать за явлениями в природе. Работа по данной технике в течении 3-х лет с детьми старшего возраста, показала что квиллинг действительно является эффективным развивающим средством, увлекает детей, подталкивает к творчеству.
Искусство квиллинга — интригующая загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениями обыкновенной полоски бумаги и доставляет им огромное наслаждение. Это даже не фокус, это — чудо! В сочетании нескольких полосок скрыты многие образы: цветок, рыбка, барашек, звездочка, и причудливые драконы, птицы, животные, и другие интересные вещи. А из простого модуля – кружочка можно сложить красивые шары, роскошные цветы, животных, птиц и даже машины, корабли, замки.
Еще одним аргументом в пользу и значимость занятий по квиллингу служит то факт, что единственный рабочий материал в квиллинге - это бумага.
Бумага самый доступный и самый дешевый материал для творчества. Ребенок знакомится с ней раньше, чем с любым другим материалом. Бумага привычна, легко поддается любым изменениям. А применение полосок бумаги любого качества позволяет заниматься квиллингом всем, не только детям, но и взрослым, независимо от социального положения, возраста, образования.
Квиллинг в состоянии воздействовать на эмоциональную сферу человека. Это особенно важно для тех, у кого есть различные проблемы общения, кто застенчив или, напротив, излишне агрессивен. Квиллинг - идеальная дидактическая игра, своего рода конструктор, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект.
Помимо решения вопросов коммуникабельности, такая деятельность способствует развитию эстетического чувства.
И последний аргумент в пользу занятий по квиллингу - его относительно недавнее появление и распространение в России, а значит- новизна и необычность. А то, что ново, непознано, необычно, то особенно интересно детям.
Квиллинг :
• развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера;
• способствует концентрации внимания, заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат;
• стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания;
• активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесным (объяснение приемов придания формы, способов сборки) и перевод их значения в самостоятельные действия (самостоятельное выполнение работы);
• совершенствует трудовые умения, формирует культуру труда;
• имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления, творческого воображения, художественного вкуса.
• составление тематических композиций способствует развитию композиционных навыков;
• использование такого приема, как отчет о проделанной работе, предварительное устное планирование, работа по схеме способствует развитию речи, навыков планирования своей работы, умения последовательно выполнять работу.
Чтобы приступить к созданию поделки необходимо приготовить материал и инструменты.
Бумага для квиллинга.
Готовые нарезанные полоски бумаги можно купить в специальных магазинах, где продаются товары для открыток и т. д. Если же такой возможности нет, то можно нарезать самостоятельно. Стандартная ширина полосок для квиллинга 3-5 мм, но это необязательное условие. Еще очень важный момент. Если вы сами делаете полоски, то важен вес бумаги - самое меньшее 60 грамм на квадратный метр (обычно на упаковках бумаги указан вес, иначе она не будет аккуратно скручиваться и держать форму.
Инструменты, которые могут понадобиться:
• полоски бумаги
• зубочистка – можно использовать для накрутки полосы и нанесения клея на заготовку
• клей ПВА, клей карандаш
• линейка с круглыми отверстиями – для создания круглой формы
• ножницы
• немного фантазии
Основной способ изготовления элемента для квиллинга следующий :
• Берут полоску нужного цвета, длины и ширины.
• Плотно наматывают её на подходящее тонкое остриё, например на зубочистку.
• Аккуратно снимают получившийся рулончик (ролл) и дают ему немного развернуться.
• Подклеивают внешний конец полоски.
• Придают элементу нужную форму, сгибая, прижимая, защипывая и сдвигая бумагу пальцами с разных сторон
Всего существует 20 базовых элементов для квилинга, но принцип остаё тся тем же: сворачиваем, прищипываем - используя свою фантазию. Вы всегда сами можете придумать новые элементы квилинга.
Где можно применить данную технику.
• Изготовление картин
• Создание открыток
• Изготовление объемных поделок
• Оформление рамок и т. д.
• Оформление групп.
Можно сделать из полоски бумаги необыкновенные вещи, главное что необходимо иметь – терпение, трудолюбие, фантазию.
Желаю творческих успехов!