Папки-передвижки

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством лепки из полимерной глины

Власова Светлана
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством лепки из полимерной глины
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством лепки из полимерной глины

Власова Светлана Андреевна

Студентка 3 курса группы З-БДО-22 с Педагогического института ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова», Якутск, Россия (677000, г. Якутск, пр. Ленина, 2).

Электронный адрес: vlasova.svetlana1994@gmail.com

Публикация «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством лепки из полимерной глины» размещена в разделах

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЛЕПКИ ИЗ ПОЛИМЕРНОЙ ГЛИНЫ

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Авторы акцентируют свое внимание на работу с детьми по развитию творческих способностей посредством лепки из полимерной глины. Полимерная глина – это инновационный материал с очень широким спектром применения. Использование ее в творческой работе детей старшего дошкольного возраста повысит их уровень творческого подхода, творческого мышления, чувства цвета. Приведен педагогический опыт работы в этом направлении.

Ключевые слова: творческие способности, развитие творческих способностей, старший дошкольный возраст, лепка, полимерная глина.

Тема исследования актуальна тем, что обновление содержания дошкольного образования в связи с введением ФОП ДО требует от педагогов профессионализма, позволяющего определить новые подходы к организации детской деятельности. Приобщение детей к художественному творчеству приобретает особую актуальность в настоящее время. Создавая детям условия для занятий изобразительной деятельностью, мы формируем у них устойчивый интерес к данному виду деятельности, развиваем их способности [1, с. 15].

Дошкольный возраст является основополагающим для развития творческих способностей, и существует множество продуктивных видов деятельности, которые направлены на их развитие, и одной из них является лепка. Лепка – один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества, так как создает условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что-то красивое, необычное. Она предоставляет широкие возможности для творческого развития детей, так как специфика занятий лепкой требует творческой активности, постоянной работы мысли, воображения, самостоятельности и инициативы [2, с. 3].

Издавна лепка из глины использовались для создания скульптур, благодаря чему находили свое материальное воплощение идеи. В наше время лепка из глины не менее востребована, и на занятиях по творческому развитию педагоги часто прибегают к использованию лепки для развития творческих способностей. Лепка из глины предполагает однозначно элемент творчества. Поделки из природного материала удовлетворяют неуемную любознательность ребенка [2, с. 4]. В этом труде есть новизна, творческое изыскание, возможность добиться более совершенных результатов.

Таким образом, выбор темы исследования актуальна, востребована в педагогической среде и требует активной разработки ее методических основ.

Гипотезой исследования стало предположение о том, что развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством лепки из полимерной глины будет осуществляться более эффективно, если:

- разработать тематический план на основе интеграции содержания образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие» и «Познавательное развитие»;

- организовать развивающую предметно-пространственную среду и благоприятную психологическую атмосферу в группе, стимулирующую развитие творческих способностей у детей;

- при проведении занятий учитывать следующие методические принципы: наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов); «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Для проверки данного предположения нами проведено экспериментальное исследование на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – Детский сад № 11 «Кыталык»» с. Сунтар Сунтарского улуса Республики Саха (Якутия, где приняли участие 16 детей в возрасте от 5 до 6 лет.

Цель диагностики: изучить базовые уровни развития творческих способностей детей у детей старшего дошкольного возраста.

Решение данной цели обусловило постановку ряда задач:

подобрать методики для диагностики уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста;

определить критерии для анализа и оценки уровней развития творческих способностей у старших дошкольников;

осуществить обследование уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста;

сделать выводы по результатам проведения диагностики.

Для проведения диагностики нами были использованы следующие методики:

1. «Солнце в комнате» (авторы В. Т. Кудрявцев и В. А. Синельников) [3].

2. «Неоконченный рисунок» (автор Ю. А. Полуянов) [4].

3. Методика - экспресс-анализ, предложенный О. А. Сафоновой [5].

Результаты общего уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста по 3 методикам диагностики приведены на рисунке 1.

Рисунок 1. Результаты уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста по 3 методикам диагностики

Проведя диагностику, мы выяснили, что общий уровень развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста находился в основном на среднем уровне. У детей наблюдалось эмоционально-эстетическое отношение к процессу создания изображения, которое яркое и насыщено позитивными эмоциями. Дети с радостью принимались за работу. В процессе своего творчества некоторые дети произносили какие-то фразы, из которых был понятен замысел рисунка. Однако, дети в целом показали недостаточное развитие образного воображения, характерно одинаковое горизонтальное положение листа. Поэтому нам необходимо было развивать умение детей выражать отношение к изображаемому через создание выразительной формы различными средствами, в результате чего происходит обогащение содержания работы при высоком качестве его выполнения. Этого можно было добиться посредством лепки из полимерной глины.

Нами был разработан и апробирован комплекс занятий по развитию творческих способностей у старших дошкольников с использованием лепки из полимерной глины.

Полимерная глина – это пластичная масса, по внешнему виду и на ощупь напоминает пластилин. Для придания пластичности используют добавки (пластификаторы, которые целиком впитываются в основной материал при нагреве от 80 до 130 °C (в домашних условиях изделия «выпекают» в духовке). В результате материал теряет пластичность и способность менять форму. Отвердевшие изделия могут быть раскрашены акриловыми и прочими красками, склеены между собой и с другими материалами [2, с. 5].

По способу отвердевания различают два вида полимерной глины :

1. Самоотвердевающая. Это материал для лепки, отвердевающий на воздухе в течение нескольких часов или суток, в зависимости от размера изделия.

2. Запекаемая. Это материал для лепки, отвердевающий при нагревании.

Чтобы дети испытывали радость от своего труда, этот труд должен быть хорошо организован. Поэтому нами была организована развивающая предметно-пространственная среда и благоприятная психологическая атмосфера в группе, стимулирующая развитие творческих способностей у детей. Так, нами была организована атмосфера творчества, в котором каждый ребенок активно участвовал, проявлял художественный потенциал, сотрудничал с детьми. Для изготовления каждой новой поделки подбирали пособия, инструменты и материал по комплекту на каждого ребёнка.

Используемые материалы: глина, акварель, водоэмульсия, кисти № 3, № 7, доски для лепки, стеки, блестки. Дополнительные материалы: бусинки разного размера, зубочистки, трубочки от коктейля разной длины, тоненькие веточки, пуговки, шишки и т. д. Помимо этого для мотивации детей к проявлению творчества, фантазии, воображения ребятам были предложены альбомы с образцами игрушек и поделок из полимерной глины. Весь материал и инструменты были расположены в доступном для детей месте.

Далее нами был разработан тематический план занятий на основе интеграции содержания образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие» и «Познавательное развитие».

Принципы, лежащие в основе наших занятий:

- наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов);

- «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Формы проведения занятий были различны, предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия работ, так и практические - непосредственное изготовление изделий, вручение готовых работ родителям и близким людям.

Методы:

1. Наглядный (показ, образцов поделок, иллюстрации);

2. Словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово);

3. Практический (совместное выполнение поделки).

Стоит отметить, что приемы лепки из пластики схожи с теми, которые мы использовали при лепке из пластилина : скатывание, раскатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание, заглаживание, разрезание, соединение.

Существует множество техник работы с полимерной глины : соляная техника, аппликация, перевод рисунка.

Отметим, что у детей не сразу сформировывается умение видеть материал, фантазировать, создавать интересные образы, изделия, композиции. Им необходима помощь взрослого в выполнении работ из разного материала. Для этого мы использовали схемы, рисунки, фотографии, модели, готовые образцы поделок. Работая с наглядными пособиями, ребёнок создаёт своё оригинальное изделие, он видит конечный результат и знает к чему ему нужно стремиться. Например, в процессе знакомства с полимерной глиной, мы рассматривали тарелки, кружки, вазы, солонки, изготовленные из него. Знания о различных изделиях и украшениях мы почерпнули из книг, художественных иллюстраций, фотоальбомов. А затем и сами применили этот материал в работе.

На одном занятии мы с детьми лепили поделку, на следующем занятии ее раскрашивали. Готовые изделия сушились на воздухе при комнатной температуре 2-3 дня. После просушки наносили белую краску (водоэмульсию) и затем раскрашивали акварелью. И для красоты наносили блестки. Многие дети вначале не могли самостоятельно раскрасить поделку. Красили все одним цветом. Затем узнали, что разные цвета пластики можно получать, смешивая цвета, которые есть в «палитре». Таким образом, планирование образовательной деятельности позволяет сделать процесс обучения и воспитания дошкольников творческим и интересным.

Во время занятий мы наблюдали, как дети проявляют позитивные эмоциональные состояния в процессе занятий по лепке из полимерной глины. В беседе дети использовали образные сравнения, давали интересные описания при рассматривании изделий, выражая собственное мнение и проявляя отношение («Я думаю, что эта работа очень красиво исполнена», «Я любуюсь своей работой», «Очень люблю делать поделки из полимерной глины»). Дети начали стремиться делать красивые и качественные изделия.

Детьми были изготовлены следующие поделки: цветок, котенок, змея, фламинго, собачка, свинка, совенок, пчелка, цыпленок, пингвин и др.

Большое значение для детей старшей группы имеет анализ работ в конце занятия, который организовывался в виде беседы. Мы задавали вопросы об сделанных поделках. Предлагали рассказать, что получилось, хорошо ли нарезана форма, какими способами сделали. Отмечали самые удачные работы или отдельные элементы в работах детей. Хотим сказать, что рассматривая работы, обсуждая, дети старшей группы научились анализировать, рассуждать: что получилось хорошо, а что не очень; выбирали самые оригинальные, необычные работы.

В процессе работы с полимерной глиной мы также выявили ряд преимуществ:

- пластика не липнет к рукам;

- изделия получаются довольно прочными;

- изделия не боятся влаги;

- изделия яркие и красивые;

- изделия можно сохранить навсегда.

Также заметили «минусы» пластики:

- детали плохо склеиваются между собой;

- пластику нужно долго разминать руками, чтобы она стала мягкой.

Таким образом, анализируя проведенные нами занятия, мы можем сказать, что, дети освоили разные способы выполнения работ из глины и их украшения. Им очень понравилось раскрашивать свои поделки. Повысился эмоционально-нравственный и творческий потенциал старших дошкольников (дети стали более активны и самостоятельны в творческом воплощении задуманного образа). У ребят стали развиты художественное восприятие, композиционные навыки, координация рук, мелкая моторика. Проявляли эмоциональный отклик на результат своей деятельности.

Осознав пользу и эффективность деятельности нашей работы, по данной теме родители охотно помогали нам, выполняли просьбы и рекомендации. Тематика включалась в повестку дня родительского собрания: например «Чудеса полимерной глины», давали советы, организовали консультации, помещали в родительский уголок материалы по вопросам организации художественного труда.

Итак, в заключении отметим, что мы познакомили детей с полимерной глиной, её свойствами, научили лепить из неё, научили самостоятельно определять форму предмета, его строение, выделять мелкие детали, декоративно оформлять вылепленный предмет и творчески мыслить. Проведенные нами занятия по лепке из полимерной глины дают возможность предположить, что методика, предлагаемая нами, имеет существенные положительные тенденции для эффективного развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Ссылки на источники

1. Абрамова Я. А. Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс] / Я. А. Абрамова, Ю. А. Соловьева, Л. Н. Ухинова // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы IV Междунар. науч. конф. – Краснодар: Новация, 2018. – 15 c. - URL : https:// moluch.ru/conf/ped/archive ( дата обращения: 19.04.2024).

2. Коршиков А. Кружок лепка из глины для ребенка 5 лет [Электронный ресурс] / А. Коршиков. – С. 3-5. - URL : https://jirafenok.ru/kruzhok-lepka-iz-gliny-dlja-rebenka-5-let/ ( дата обращения: 17.05.2024).

3. Методики диагностики универсальных творческих способностей для детей 4-5 лет ( авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев) [Электронный ресурс]. - URL : https://nsportal.ru/ detskiy-sad/raznoe/2013/11/23a ( дата обращения: 27.04.2024).

4. Полуянов Ю. А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам / Ю. А. Полуянов // Детство. - 2010. - № 5. - С. 29-32.

5. Сафонова О. А. Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / О. А. Сафонова. - М. : Издательский центр «Академия», 2011. - 224 с.

Публикации по теме:

Лепка из полимерной глины как средство развития творческих способностей детейЛепка из полимерной глины как средство развития творческих способностей детей Актуальность: Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность и творческий.

Развитие творческих способностей детей с нарушением зрения посредством проектной деятельностиРазвитие творческих способностей детей с нарушением зрения посредством проектной деятельности «Развитие творческих способностей детей с нарушением зрения через проектную деятельность». Совершенствование современной системы отечественного.

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Кухарева Ирина Отчёт по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством лепки из полимерной глины
Опубликовано: 5 декабря 2024 в 13:04
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством лепки из полимерной глины» (включая файлы) размещена пользователем Власова Светлана (УИ 2823886) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД