Светлана Хоросоженко
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через декоративно-прикладное искусство
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание и развитие детей в старшем дошкольном возрасте играют важную роль в формировании их будущего. Этот период является временем, когда дети активно изучают мир вокруг себя и развивают разнообразные навыки. Воспитание ребенка – это, прежде всего, всестороннее развитие его личности, создание благоприятных условий для реализации его потенциала и проявления всех талантов. Декоративно-прикладное творчество – одно из основных направлений, в котором созданы все условия для формирования личности детей, их воображения, логики, эмоционального и интеллектуального развития.
Темочки:
- ИЗО, творчество. Консультации для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Давайте рассмотрим, каким образом декоративно-прикладное искусство может способствовать развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, и какие методы и подходы могут быть использованы педагогами и родителями.
Творческие способности играют важную роль в развитии дошкольников. Они способствуют формированию креативности, умения находить нестандартные решения, развитию фантазии и самовыражения. Позволяют детям лучше адаптироваться к изменяющейся среде, решать проблемы и достигать успеха в различных сферах жизни. Поэтому развитие этих способностей имеет важное значение в образовании и воспитании детей.
Декоративно-прикладное искусство предоставляет детям уникальную возможность развивать свои творческие способности. Оно включает в себя различные виды деятельности, такие как рисование, лепка, аппликация, вышивка и другие виды рукоделия. Каждый из этих видов искусства позволяет детям экспериментировать с разными материалами, формами и цветами, а также выражать свои идеи и чувства через творческий процесс.
Декоративно-прикладное искусство стимулирует воображение дошкольников. Они могут создавать уникальные произведения и видеть результаты своих усилий. Это помогает им развивать фантазию, видеть в обыденных вещах нечто новое и интересное, а также креативно думать.
Знакомство детей с декоративно – прикладным искусством можно проводить через все виды деятельности.
На занятиях по ознакомлению с окружающим миром знакомим детей с историей промысла, особенностями росписи, колорите, основных элементах узора.
Для развития речи изделия народных промыслов тоже дают богатый материал: составляем описательные рассказы по игрушкам, придумываем сказки, разучиваем короткие стихи – потешки, разгадываем загадки.
Изделия народных мастеров помогают воспитывать внимательное и бережное отношение к окружающей среде т. к. декоративно – прикладное искусство по своим мотивам близко к природе. Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек – часть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребенка.
В узорах декоративных росписей соблюдается определенный ритм, симметрия в исполнении орнамента. Это дает материал для развития элементарных математических представлений.
Выполняя различные виды декоративно-прикладного искусства, дети учатся контролировать движения своих рук и пальцев. Они развивают мелкую моторику и координацию, что является важным аспектом подготовки к обучению письму и другим навыкам, требующим точности движений.
Декоративно-прикладное искусство позволяет детям выражать свои идеи, чувства и восприятие окружающего мира. Они могут создавать произведения, которые отражают их собственную уникальную точку зрения. Это способствует развитию их способности к самовыражению и уверенности в собственных силах.
Часто занятия по декоративно-прикладному искусству проводятся в групповой форме, что способствует развитию социальных навыков у детей. Они учатся сотрудничать, обсуждать идеи, делиться материалами и помогать друг другу. Это укрепляет их способность к коммуникации и работе в коллективе, что также является важным аспектом развития.
Для эффективного использования декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста следует использовать разнообразные методы и подходы.
Один, из наиболее важных методов это предоставление детям возможности для свободного творчества. Дети должны иметь доступ к различным материалам, краскам, карандашам, пластилину, бумаге и другим средствам для самовыражения. Это позволяет им экспериментировать, выбирать самим, что им хочется создать, и при этом чувствовать себя свободными и независимыми в творческом процессе.
Изучение истории и культуры своей страны или других стран может стать источником вдохновения для декоративных работ. Дети могут создавать поделки, отражающие традиции, исторические события и культурные особенности. Это способствует развитию уважения к культурному наследию и пониманию разнообразия в мире.
Педагоги и родители играют важную роль в развитии творческих способностей детей через декоративно-прикладное искусство. Важно создать подходящую обстановку и обеспечить необходимые ресурсы для творческой деятельности. Вот несколько рекомендаций:
Поддержка и поощрение
Важно поддерживать и поощрять творческую инициативу детей. Родители и педагоги могут выразить интерес к творческим проектам детей, задавать вопросы, поощрять их усилия и результаты. Положительная обратная связь мотивирует детей и укрепляет их самооценку.
Обеспечение доступа к материалам
Для успешного развития творческих способностей детей необходим доступ к различным материалам и инструментам. Педагоги и родители могут обеспечить детей красками, карандашами, бумагой, пластилином, тканями и другими материалами, чтобы они могли свободно экспериментировать и создавать.
Образцы
Педагоги и родители могут предоставить детям образцы для их творческих работ. Это может быть искусство известных художников, культурные артефакты, исторические фотографии и многое другое. Это поможет детям получить новые идеи и расширить свой кругозор.
Организация творческих мероприятий
Проведение различных мастер-классов, выставок и творческих мероприятий может стать источником вдохновения и обмена опытом для детей. Это также способствует развитию навыков и уверенности в собственных силах.
Декоративно-прикладное искусство не только способствует развитию творческих способностей у детей, но также приносит им радость, удовлетворение и уверенность в своих силах. Поддерживая детей в их творческом стремлении, мы помогаем им стать креативными и самостоятельными личностями.
Важно помнить, что каждый ребенок уникален и имеет свои собственные творческие способности. Подход к развитию этих способностей должен быть гибким и адаптированным к индивидуальным потребностям и интересам каждого ребенка. Родители и педагоги могут помочь детям раскрыть свой творческий потенциал и обрести навыки, которые будут полезными в их будущем.