Наталья Видмицких
Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством техники оригами
▼ Скачать + Заказать документы
2 слайд
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая пора в жизни каждого ребенка. Именно в этом возрасте ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.
Публикация «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством техники оригами» размещена в разделах
- Оригами для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества. Сегодняшнее время вносит свои коррективы в развитие дошкольников. Наиболее результативным становится то познание, которое достигнуто в результате совместного общения, игры, в результате осознания результата своей деятельности, фантазии.
Творческие способности – это способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения. Поэтому развитие творчества, формирование творческой личности - одна из главных задач современного дошкольного образования. Одним из способов решения этой задачи является использование техники «Оригами» на занятиях по конструированию из бумаги с детьми дошкольного возраста.
3 слайд
Искусство оригами - это удивительный процесс, с одной стороны, творческий, с другой – познавательный.
По мнению целого ряда выдающихся отечественных педагогов (Д. В. Куцакова, 3. В. Лиштван, Л. В. Пантелеевой и других, складывание из бумаги активно способствует развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, совершенствованию глазомера и сенсомоторики в целом. Развитию таких психических процессов, как внимательность, восприятие, воображение, смышленость, логичность. У детей активизируется творческое мышление, растет его скорость, гибкость, оригинальность.
Благодаря овладению элементарными умениями в технике «Оригами» дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи.
Анализ литературы доказывает, овладение ребенком приемами техники «Оригами» всесторонне развивает личность ребенка дошкольного возраста.
Таким образом, вопрос использования «Оригами» в развитии творческих способностей является актуальным на современном этапе развития педагогики, так как на практике не так часто используют эту технику.
4 слайд.
Цель моей работы: развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством техники оригами.
5 слайд.
В соответствии с поставленной целью мною были сформулированы следующие задачи:
1. Анализ методической и психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством техники «Оригами».
2. Создание условий для развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста с использованием техники оригами.
3. Разработка планирования, направленное на развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через обучение их приемам техники «Оригами».
4. Реализация работы на практике, направленная на развитие творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста посредством техники «Оригами».
6 слайд.
В своей работе я использовала следующие методы:
• Словесный: беседа, рассказ, сказки.
• Информационно-рецептивный: рассматривание иллюстраций, показ образца выполнения последовательности работ, устные инструкции по выполнению работы.
• Игровой: пальчиковые игры, обыгрывание готовых фигурок.
• Репродуктивный: выполнение действий с детьми, с проговариванием, совместное действие педагога с детьми.
• Исследовательский: самостоятельная работа детей с проявлением творчества.
7 слайд.
Методика работы с детьми строится на следующих принципах:
- отбор содержания, доступного детям младшего дошкольного возраста;
- постепенное усложнение программного содержания;
- индивидуальный подход к детям.
8 слайд.
Формы проведения итогов:
- проведение выставок детских работ;
- составления альбома лучших работ.
Предполагаемые результаты:
- дети научатся различным приёмам работы с бумагой;
- научатся следовать устным инструкциям, создавать поделки в технике оригами;
- познакомятся с искусством оригами;
- воспитана аккуратность, самостоятельность при выполнении творческих заданий.
9 слайд.
Пояснительная записка
Работа по развитию творческих способностей дошкольников посредством обучения технике оригами проводилась в соответствии с перспективным планом для работы с детьми младшей группы.
Сначала начинаю знакомить детей с искусством оригами, а также свойствами и разновидностями бумаги и различными техниками работы с бумагой (сминание, разрывание, складывание).
Знания детей по искусству оригами очень ограничены, поэтому работу начинаю с знакомства с традиционным японским искусством создания из бумаги декоративных предметов, цветов и животных.
Также знакомлю детей с основными геометрическими формами и способами их преобразования в различные фигурки, предметы, изделия.
Для более ясного представления детей о технике оригами показываю презентации «История развития искусства оригами» и «Базовые формы оригами».
Далее перехожу к обучению детей различным приемам, то есть основным базовым формам техники оригами : «квадрат», «воздушный змей», «треугольник», «дверь» и способам действия с бумагой (согнуть; повернуть; перевернуть; согнуть, разогнуть).
Работа с родителями включат в себя: консультации «Из истории возникновения бумаги и оригами», «Техника складывания оригами», «Знакомство детей младшего дошкольного возраста с искусством оригами».
10 – 15 слайды.
Основные этапы моей работы:
На 1 этапе мною был составлен перспективный план организованной образовательной деятельности по обучению младших дошкольников технике оригами; создана развивающая среда : приобретена бумага разного цвета необходимой фактуры, цветные карандаши, ножницы.
На 2 этапе мною была организована образовательная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста по плану.
Занятия по оригами проводятся в процессе организованной образовательной деятельности и в соответствии с перспективным планом, составленным для детей младшего дошкольного возраста (на слайдах).
На первых занятиях я знакомлю детей с искусством оригами, а также свойствами и разновидностями бумаги и различными техниками работы с бумагой. Так как дети маленькие, то сначала мы просто сминаем бумагу и когда кладём на стол, то она слегка разворачивается и «шевелится»- бумага «оживает» (происходит волшебство). Из «оживших» фигур мы воображаем, например, зайца или облако.
Постепенно задание усложняется, т. е. мы начинаем складывать бумагу, простые фигуры, например, если квадрат сложить пополам, сторона к стороне, то получится книжка (если круг сложить пополам, то получится зонтик или половинка яблока).
Каждое занятие включает теоретическую и практическую части. Теоретическая часть – игровые задания, объяснение материала. Практическая часть – изготовление и оформление поделок.
Оригами «Тюльпаны маме»
Чтобы наши пальчики были послушными, мы разомнем наши руки.
Пальчиковая гимнастика «Ладошки»
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу,
Затем руки я помою,
Пальчик в пальчик я вложу
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Выпущу я пальчики,
Пусть бегут как зайчики.
Мы размяли наши пальчики и теперь можем приступить к складыванию тюльпана.
Сначала мы сделаем бутон цветка:
1. Сгибаем квадрат по диагонали, уголок к уголку так, чтобы получилась геометрическая фигура треугольник.
2. Затем загибаем нижние, боковые углы так, чтобы они выступали сверху.
3. Нижний угол загибаем слегка к верху.
У нас получился тюльпан, а теперь мы сделаем стебель цветочку:
1. Сгибаем квадрат по диагонали, уголок к уголку так, чтобы получилась геометрическая фигура треугольник.
2. Раскрываем фигуру.
3. Боковые стороны нужно сложить к центру так, чтобы образовался угол (базовая форма «Воздушный змей»).
4. Сгибаем лист пополам. Нижний угол загибаем кверху так, чтобы он выглядывал из-за основной части фигуры.
Заготовки готовы. С помощью клея соединяем верхнюю и нижнюю часть цветка. Простое оригами выполнено.
На 3 этапе мною совместно с детьми была организована выставка детских работ.
16 слайд.
Полученные результаты.
В результате развития у дошкольников творческих способностей посредством обучения технике оригами дети :
• умеют следовать устным инструкциям;
• определяют виды геометрических фигур;
• создают композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
• конструируют по образцу, по замыслу, проявляют творчество.