Масалова Светлана Валерьевна
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в разных видах продуктивной деятельности посредством интеграции
▼ Скачать + Заказать документы
продуктивной деятельности посредством интеграции
Актуальность выбранного направления для нашего коллектива заключается в следующем: интеграция разных видов детской творческой деятельности позволяет поддерживать естественное стремление ребёнка к познанию окружающего мира через активное взаимодействие с ним и даёт ребёнку способы целостного и более глубокого восприятия, осознания и творческого преобразования окружающего на основе деятельностного подхода.
Публикация «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в разных видах продуктивной деятельности посредством интеграции» размещена в разделах
В философском энциклопедическом словаре дается следующее определение интеграции : «…восстановление, восполнение, сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов. Процессы интеграции могут иметь место как в рамках уже сложившейся системы – в этом случае они ведут к повышению уровня ее целостности и организованности, так и при возникновении новой системы из ранее несвязанных элементов. Отдельные части интеграции целого могут обладать различной степенью автономии. В ходе процессов интеграции в системе увеличивается объем и интенсивность взаимосвязей и взаимодействий между элементами, в частности надстраиваются новые уровни управления».
Современная педагогическая наука определят интеграцию, как более глубокую форму взаимосвязи и взаимопроникновения различных разделов образования детей и, как следствие, призывает охватывать интеграцией все виды детской деятельности. Мы считаем, что интеграция – это одна из стержневых структур целостного качественного современного образования.
Отечественные учёные и практики (Т. С. Комарова, Я. А. Пономарёв, А. А. Мелик-Пашаев, Л. А. Парамонова, Р. М. Грановская, Ю. С. Крижанская, О. А. Куревина, М. Г. Дрезнина и др.) разработали теоретические и практические подходы к реализации интеграции в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста :
- прежде всего, это общность психических процессов, которые лежат в основе любой детской деятельности, в том числе и творческой;
- основным механизмом интеграции творческих видов детской деятельности является формирование обобщённого художественного образа мира, который может передаваться детьми через слово, движение, линию, мелодию, ритм, голос, интонацию, композицию, цветовое пятно, форму, мимику, позу и т. д. Чем большее количество рецепторов ребёнка получает информацию об объекте, чем более эмоционально наполнена эта информация, тем больше возникает ассоциативных связей, которые делают детские образы более объёмными и устойчивыми.
Получив о предмете или явлении знания из разных областей, ребенок с помощью взрослого «протягивает» цепочки ассоциативных связей и выделяет какой-то признак не сам по себе, а в системе других свойств и связей этого предмета, что является основой обобщения. Благодаря последовательному изучению разных сторон познаваемого предмета или явления с использованием основных анализаторов (ребенок видит, слышит, чувствует, он легко переориентируется с одного свойства на другое.
Это утверждение полностью совпадает с мнением Н. Н. Поддъякова, который говорит о том, что «…процесс выделения существенных признаков происходит тем успешнее, чем шире ориентировка ребенка в данном предмете. Более полное и глубокое знание предметов значительно облегчает ребенку отбор нужных признаков». Творческая деятельность позволяет обобщённые образы выражать в художественной, эмоционально наполненной форме (рисунок, танец, рассказ, мелодия, роль в спектакле и т. д.).
В нашем Центре развития ребенка в тесном взаимодействии работают музыкальные руководители, педагоги дополнительного образования (изобразительная деятельность, ручной труд и основы хореографии).
Специалисты художественно – эстетического цикла совместно с воспитателями возрастных групп определяют одну или несколько тем, над которыми ведется углубленная работа в течение учебного года.
Сначала дети получают новые знания, знакомятся с разными направлениями изобразительного, музыкального и исполнительского искусства (музейная педагогика, мультимедийные презентации и виртуальные экскурсии, посещение библиотеки детской художественной литературы в учреждении).
Интегративному подходу в реализации художественно-эстетического воспитания и обучения наших воспитанников способствует и созданное в Центре развития ребёнка мотивационно-развивающее пространство, которое включает: музыкально-хореографический зал, изостудию, библиотеку детской художественной литературы в группах, костюмерную, эстетика и дизайн всех помещений.
Во взаимодействии с воспитателями педагоги эстетического цикла разрабатывают и апробируют систему интегрированных занятий.
Занятия, построенные на основе тематического принципа, более результативны, так как у детей отмечается повышенный интерес к содержанию тех задач, которые решаются на этих занятиях; у детей проявляется особая широта интересов – что в последующем может стать основой многообразного опыта.
Тематика занятий разнообразна.
Занятие «В гости в Тулу» - посвящена изготовлению пряников, «Посуда всякая нужна» - посуде, «Что мы знаем о животном мире родного края?» - животным Хакасии. На таких занятиях происходит взаимопроникновение материала из разных разделов воспитания и обучения через разные виды деятельности.
Так на первом занятии были использованы задачи речевого, математического развития и продуктивного труда, на втором – познавательного, речевого развития и изодеятельности, на третьем – экологического, социального воспитания и театрализованной деятельности.
Реализация задач происходит через проблемные ситуации, экспериментальную работу, дидактические игры и др. Связующим звеном выступает тема (образ, рассматриваемая на занятии.
Интегрированное построение занятий даёт ребёнку возможность реализовать свои творческие способности, развивает коммуникативные умения, так как на каждом занятии надо уметь свободно высказать свою мысль, поделиться впечатлениями, а главное, у детей развивается познавательный интерес и активность, поскольку любая тема требует от детей активизации опыта реальной жизни в ситуации интегрированного занятия.
Количество занятий определяет каждый воспитатель сам, они не имеют чёткой структуры, но имеют отличительные особенности: (
- необходима предельная чёткость, компактность, большая информативность учебного материала;
- логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрированных предметов;
- свободное размещение наглядного материала;
- смена динамических поз;
- привлечение к проведению занятий узких специалистов и родителей.
Так, часть занятий проводится совместно с музыкальными руководителями, это такие занятия, как «Осень золотая», «Русская ярмарка», «Зимняя сказка», «Встреча весны».
Занятия с преподавателями по изодеятельности включают задачи по знакомству с живописью, графикой, продуктивные виды деятельности : рисование, лепку. На занятии «Путешествие в мир насекомых» обобщались знания о насекомых, а в заключение дети рисовали бабочку.
На занятии «В гостях у сказки «Двенадцать месяцев»» решались задачи познавательного и речевого характера, а с педагогом по ручному труду дети выполняли способом оригами «Подснежники».
Итоговое занятие «Земля, на которой я живу», посвященная малой родине Хакасии, были задейственны воспитатели группы, педагог по ручному труду, музыкальный руководитель, хореограф. Это было вроде бы и развлечение, где дети играли в хакасские игры, пели, танцевали, рассказывали стихи, но и тоже время показали своё познание о быте, развлечениях хакасского народа и украсили мальчики мужскую одежду хакасским узором, а девочки - женскую.
Одним из условий реализации программы «Детство» является открытость педагогического процесса, сотрудничество педагогического коллектива детского сада с родителями.
Когда проходила неделя «Слава хлебу на столе». В группе оборудовали центр «Кулинария», где были выставлены хлебобулочные изделия, разные сорта муки, букеты злаковых растений необходимая посуда для приготовления печенья, кексов. На протяжении всей недели проходили занятия на тему хлеб, «О том, как хлеб на стол пришёл», «От зёрнышка до булочки» и т. д. Это было своеобразное погружение в тему. В рамках этой недели проводились конкурсы знатоков поговорок и пословиц о хлебе, конкурс рисунков. Мамы, бабушки показали своё мастерство в выпечке.
Хорошей традицией стало проведение выставок творческих работ, такие «Хрустальная веточка», «Женские руки не знают скуки», «Вот, что умеют наши папы», «Ярмарка». Творческие работы, выполненные родителями наших воспитанников с посильным участием детей, используются в художественно-театрализованной деятельности, пополняя уголки драматизации в группах, становятся элементами дизайна групповых помещений, превращаются в атрибуты к сюжетно-ролевым играм и инсценировкам детей.
Можно сделать некоторые выводы по данной теме:
1. Занятия интегрированного характера способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;
2. У детей формируется познавательный интерес, и занятия дают высокую результативность;
3. Переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный процесс;
4. Интегрированные занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений;
5. Такие занятия способствуют более тесному контакту всех специалистов и сотрудничеству с родителями, в результате образуется детско-взрослое сообщество;
6. Интеграция помогает сократить количество занятий, освободить время для игровой деятельности и прогулок, что способствует укреплению здоровья детей.
В процессе интеграции разных видов искусства и творческой деятельности дети получают возможность всестороннего, глубокого, многогранного ознакомления с изучаемой темой; каждый ребенок раскрывает свой творческий потенциал в различных видах деятельности; возрастает уровень социальной и творческой активности воспитанников, что находит выражение в участии в выставках и конкурсах разного уровня.
Педагоги, использующие в образовательном процессе интегративный подход, получают возможность творческой самореализации и профессионального роста. Подготовка интегрированных занятий требует от педагогов детального изучения и отбора материала, что способствует расширению их кругозора, определение перспектив самообразования.
Продуктивное сотрудничество педагогов в процессе их подготовки интегрированных занятий и творческих проектов реально повышает качество и эффективность образовательного процесса.
Литература:
Данилюк А. Я. Теория интеграции образования. – Ростов/Д. : Издательство Ростовского педагогического университета, 2000.
Интегрированная программа интеллектуально-художественного творческого развития личности дошкольника /Под ред. Д. И. Воробьевой. СПб. : ЛГОУ, 1996.-112 с.
Кузнецова С. В., Котова Е. В., Романова Т. А. Система работы с узкими специалистами ДОУ. М., 2008.