Папки-передвижки

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Кошечкина Анна
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

1. Представляю вашему вниманию презентацию на тему «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности».

2. Мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Актуальность работы по театральной деятельности в ДОО.

2. Цель, задачи.

3. Принципы организации работы по театральной деятельности.

4. Организация среды.

Публикация «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» размещена в разделах

5. Виды театра.

6. Примерная схема музыкального занятия с использованием различных видов театра.

7. Основные направления работы по театральной деятельности.

8. Взаимодействие с педагогами и родителями.

9. Выводы

3.

Искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, и, тем самым, создает условия для воспитания целостной творческой личности и способствует осуществлению цели современного образования.

Поэтому можно отметить значимость театральной деятельности для развития музыкальных творческих способностей ребенка и утверждать целесообразность существования программы деятельности не только с одаренными детьми, но и со всеми воспитанниками ДОО. Актуальность, противоречия позволяют выделить проблему: определение новых форм и технологий, использование театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе. Перемены в системе дошкольного образования позволяют обновлять приёмы и методы работы с детьми, предлагать им новые формы взаимодействия, что и определяет цель сегодняшней работы:

4.

Цель:

Поиск новых путей развития творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности.

Задачи:

* Приобщение дошкольников к театральной культуре

* Развитие восприятия, памяти, внимания, воображения, речи.

* Совершенствование творческих способностей

* Знакомство с ролью актёра и зрителя.

* Воспитание положительного отношения к театральным играм

* Совершенствование коммуникативных навыков.

* Воспитание уверенности в себе, уважения к культуре разных народов.

5.

Работу с детьми по данному направлению желательно организовывать по принципам:

1. Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей.

2. Принцип системности.

3. Принцип интеграции.

4. Принцип координации деятельности.

5. Принцип сезонности.

6. Принцип преемственности

6-11.

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка в театрализованной деятельности. Поэтому при проектировании предметно - пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать:

социально-психологические особенности ребенка;

особенности его эмоционально-личностного развития;

индивидуальные интересы;

творческие способности;

возрастные и гендерные особенности.

Социально-психологические особенности дошкольников включают стремление участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а также потребность в уединении. Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в каждой возрастной группе должна быть оборудована театральная зона, а также «тихий уголок», в котором ребенок может побыть один и «порепетировать» какую-либо роль или посмотреть иллюстрации к спектаклю и т. д.

В целях реализации индивидуальных интересов дошкольников предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора. Поэтому в зоне театрализованной деятельности должны быть разные виды кукольного театра и ширма для его показа, детские рисунки и т. д. Кроме того, необходимо периодическое обновление материала, ориентированного на интересы разных детей. Это создает условия для общения педагога с каждым ребенком.

Развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании возможностей для экспериментирования с различными материалами при подготовке атрибутов, декораций и костюмов– в зоне театрализованной деятельности необходимо иметь разнообразный природный и бросовый материал, ткань, костюмы для ряженья.

Раскрытию творческих способностей детей способствуют специальные полифункциональные помещения, в которых могут проводиться специальные занятия по театрализованной деятельности детей.

Учет возрастных особенностей ребенка требует соответствия оборудования и материалов тому или иному возрасту.

В целях учета гендерных особенностей детей, оборудование зоны для театрализованной деятельности должно отвечать интересам, как мальчиков, так и девочек. Таким образом, проектирование зоны театрализованной деятельности детей предполагает соблюдение основных принципов построения предметно-пространственной среды :

обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей;

предоставление права и свободы выбора;

создание условий для моделирования, поиска и экспериментирования;

полифункциональность помещений и оборудования;

возрастное и гендерное соответствие оборудования и материалов.

12.

Виды кукольного театра :

Настольный: на плоской картинке, на кружках, магнитный, конусный, театр глиняных и деревянных игрушек, театр самодельных игрушек.

Стендовый: на фланелеграфе, теневой, магнитный, театр-книжка.

Театр на руке : пальчиковый, варежковый и перчаточный, театр теней.

Театр верховых кукол : на гапите, на ложках, бибабо, тростевые.

Театр напольных кукол : марионеток, кукол с живыми руками, театр конусных кукол.

Театр живых кукол : ростовые куклы, люди-куклы, театр масок, костюмированный театр.

Театр картинок, фланелеграф и настольный театр - популярные у детей. Они просты в изготовлении и показе. Такой театр можно нарисовать и вырезать самим. Здесь все плоскостное: и куклы, и декорации. Цель таких театров - внести разнообразие в игры, развлечь и порадовать детей. Они развивают творческие способности и содействуют эстетическому воспитанию детей. Если картинки показать в движении, малыши получат еще большее удовольствие.

В театре игрушек все объемное. Игрушки используются обычные детские, сюжет дополняется различными предметами: посуда, корзинка, кроватка. Такое представление помогает более яркому восприятию, развивает образное мышление детей. Содержание сценки обычно предельно простое.

Театр пальчиков - маленькие колпачки, сшитые из ткани, связанные крючком, сделанные из бумаги, надеваются на детские пальчики. Они изображают животных и людей.

Театр бибабо пользуется особой популярностью у детей. Надетая на руку кукла удивит ребенка своими «живыми» действиями. А уж когда сам ребенок оживляет куклу – его восторгу нет предела. Потому что он чувствует себя, ни много ни мало, волшебником.

Театр марионеток, сложный в управлении. Но он не становится менее интересным и захватывающим. Потому что, игрушка ходит и даже танцует, прыгает и приседает.

Можно использовать куклы на гапите (гапит – палка, на которую насажена кукла). Управление куклой на гапите требует от ребёнка выдержки, терпения, определённых физических усилий, так как рука должна вести куклу по краю ширмы, не облокачиваясь на неё.

Ширма – это отдельный, постоянно меняющийся мир: то это - лес, то-поляна, речка, снежная горка, дом, сундук с чудесными подарками.

13-16.

Примерное планирование задач по театрализованной деятельности

Мл. гр.

• Учить детей изображать зверей, птиц, героев сказок и мультфильмов.

• Повторять танцевальные, музыкально-ритмические движения за педагогом.

• Знакомить с пальчиковым театром и театром бибабо.

Развивать выразительность звукоподражаний и жестов.

• Воспитывать интерес к театрализованным играм и постановкам.

Ср. гр.

• Учить создавать выразительный образ.

Развивать желание участвовать в танц. импровизациях.

• Управлять куклами пальчикового театра и бибабо.

• Импровизировать на тему знакомых сказок.

Развивать выразительность жестов, обучать выражению различных эмоций.

• Воспитывать интерес к играм-драматизациям.

Ст. гр.

• Совершенствовать исполнительские умения.

• Учить составлять музыкальные характеристики персонажей.

• Закреплять правила манипуляции с куклами марионетками, придумывать собственные истории.

• Искать выразительные средства. Учить взаимодействовать с партнёром.

Развивать инициативу в разыгрывании спектаклей по знакомым сказкам.

Подг. гр.

Развивать творческую самостоятельность.

• Учить создавать образы персонажей пластикой тела и с помощью театральных кукол.

• Закреплять навыки кукловождения различных видов кукол.

Развивать сценическое творчество детей.

• Совершенствовать импровизационные возможности.

Развивать инициативу в создании образов персонажей.

17.

Методы музыкально-театральной деятельности в работе с детьми по музыкально-художественному воспитанию.

На занятиях следует широко применять методы развивающего обучения, с помощью которых решается важная задача - обеспечение появления у детей положительной мотивации своих действий по освоению музыкально-театрального искусства.

Создание ситуаций успеха на занятиях является одним из основных методов эмоционального стимулирования и представляет собой специально созданные нами цепочки таких ситуаций, в которых ребёнок добивается хороших результатов.

Метод формирования готовности восприятия учебного материала с использованием зоны ближайшего развития и метод стимулирования занимательным содержанием при подборе ярких, образных текстов представляют собой основные методы развития познавательного интереса детей к театру.

Метод создания проблемных ситуаций заключается в представлении материала занятия в виде доступной, образной и яркой проблемы. Дети в силу своих возрастных особенностей отличаются большой любознательностью, и поэтому любая ясно и доступно изложенная проблема сразу их заинтересовывает.

Метод создания креативного поля выступает ключевым для обеспечения творческой атмосферы в коллективе. Работа «в креативном поле» создаёт возможность поиска различных способов решений задач, поиска новых художественных средств воплощения сценического образа.

Метод использования различных игровых форм в организации деятельности детей. Метод перевода игровой деятельности на творческий уровень представляет собой включение в хорошо известную и привычную для детей игру новых элементов.

18-26.

Основные направления работы по театрализованной деятельности.

18. Театрализованные игры

Задачи: Формировать умения и навыки ориентироваться в пространстве, строить диалог с партнёром. Развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей, развивать зрительное слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству.

19. Ритмопластика

Задачи: Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласовано, развивать координацию движения, учить запоминать заданные позы и образно передавать их.

20. Культура и техника речи

Задачи: Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию речи; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас.

21. Работа над спектаклем

Задачи: формировать умения отображать сюжет, этюд по сказкам; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивленно, восхищённо, жалобно и т. д.).

Игра - основной вид детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным видам действий с предметами, способам и средствам общения. Один из видов игры - это театрализованные игры. Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры драматизации. К режиссерским играм относятся настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе. Тут ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Пантомима ребенка ограничена. Ведь он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой.

Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли. Ребенок или взрослый в этом случае сам использует свои средства выразительности - интонацию, мимику, жестикуляцию.

22. Игры-драматизации с пальчиками.

В таких играх ребенок надевает на пальцы кукольных персонажей, и как в драматизации сам действует них. По ходу действия ребенок двигает одним или всеми пальцами, проговаривая текст, передвигая руку за ширму.

Игры-драматизации с куклами бибабо.

В этих играх куклу надевают на руку. Движения ее головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти руки.

Куклы бибабо обычно действуют на ширме, за которой скрывается водящий. Но, когда игра знакома или кукол водят сами дети, ширму можно исключить. Артисты могут выходить к зрителям, общаться с ними, брать кого-либо за руку, вовлекать в игру и т. д. Такое открытое общение не снижает, а скорее поднимает интерес к театрализованному действию.

23. В любом театрализованном действии важную роль играет импровизация. Импровизация – это разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки. Это, пожалуй, самая сложная, но и наиболее интересная игра.

Специальные театрализованные игры.

Знакомят со спецификой и видами театрального искусства. Это общеразвивающие и ритмопластические игры и упражнения, занятия по культуре и технике речи, которые помогут детям перейти от театральных игр к работе над этюдами и спектаклями, подготовят их к действию в сценических условиях, где все является вымыслом.

игры на действия с воображаемыми предметами.

Эти игры способствуют развитию чувства правды и веры в замысел. Ребенок силой воображения представляет, как это происходит в жизни, проделывает необходимые физические действия. Предлагая такие задания, надо иметь в виду, что дети должны вспомнить и представить, как они действовали с данными предметами в жизни, какие ощущения они испытывали.

24. Ритмопластика.

Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки. Различные по характеру и настроениям музыкальные произведения стимулируют фантазию ребенка, помогают творчески использовать пластическую выразительность. Помочь ребенку раскрепоститься и ощутить возможности своего тела можно с помощью разнообразных ритмопластических упражнений и игр.

25. Культура и техника речи.

Упражнение и игры из этого раздела должны помочь детям сформировать правильное, четкое произношение, учат точно и выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон силу голоса, темп речи, а также развить воображение, умение представить то, о чем говорится, расширить словарный запас, сделать их речь ярче и образнее.

Для многих детей характерны общая зажатость мышц, в том числе и речевого аппарата невыразительность и монотонность речи отсутствие смысловых пауз и логического ударения, проглатывание начала и конца слов. Работая над раскрепощением ребенка невозможно обойтись без специальных игр и упражнений, развивающих дыхание, освобождающих мышцы речевого аппарата формирующих четкую дикцию и подвижность голоса.

26. Велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь активирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Но стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи. Образные интересные детям, они находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания.

27

Этапы обучения театрально-игровой деятельности в практике.

Движения.

Основные движения. Изобразительные движения и жесты. Дети младших групп овладевают различными видами ходьбы, бега и прыжков. Осваивают «гимнастику жестов» - специально подобранные игровые упражнения, в которых дети усваивают элементарный язык жестов.

Дети средней группы обучаются характерным движениям: «сердитый мишка», «трусливый зайка», «хитрая лиса» и др.

Старшие дошкольники учатся ориентировке в пространстве: строить «цепочку», двигаться в парах, распределяться в том или ином углу зала, собираться стайкой в центре, разбегаться врассыпную и снова находить свое место.

Музыкально-двигательные этюды.

Основным приемом по музыкальному движению является образный музыкально-двигательный этюд. В младшей группе дети могут исполнять простые этюды: прогулка по лесной полянке.

Дети средней и старшей групп слушают музыку, составляют образный рассказ.

Затем детям дается творческое задание, например: прийти на речку, погреться на солнышке, побрызгаться водичкой, поплавать, поиграть в воображаемый мяч.

Дети старшей и подготовительной групп могут показать более сложные этюды с изображением различных эмоций, действуя в паре или в группе.

Декламация.

Выразительное чтение. Начиная с раннего дошкольного возраста, а также в период обучения в школе, педагоги и родители уделяют большое внимание выразительному чтению стихов. Кроме того, ребенок прозу тоже должен научиться декламировать. Обучение выразительному чтению дает возможность получить психологическую разрядку, наслаждение от восприятия художественного произведения. Все это положительно сказывается на развитии эмоциональной сферы ребенка. Отработку выразительности чтения рекомендуется проводить перед зеркалом. Это поможет ребёнку контролировать свою мимику, при необходимости - добавить жесты.

Игры–драматизации, хороводы, инсценировки стихов и песен.

Музыкальные игры-драматизации должны быть доступными детям по образам и содержанию деятельности. Важную роль занимает музыкальное восприятие, ведь это активный творческий процесс. Если дети различают смену характера музыки, умеют связывать музыкальные образы с жизненными явлениями они смогут использовать опыт восприятия музыки в творческих импровизациях.

Сначала дети слушают произведение, выбранное для инсценировки от начала до конца. Обсуждается произведение в целом и отдельные персонажи, их характер. Детям предлагается выбрать себе образ.

Далее разучивается текст и происходит переход непосредственно к исполнению.

Постановка спектаклей, сказок, инсценировок.

Работа над созданием спектакля включает в себя: выбор и адаптацию пьесы или музыкально-драматического произведения; распределение ролей с учётом возможностей детей-актёров; определение мизансценического рисунка спектакля; работу с детьми в процессе репетиций; подготовку декораций, костюмов, реквизита, грима; подготовку музыкального и светового сопровождения.

Завершающим этапом работы над созданием спектакля является генеральная репетиция, которая проводится с использованием полного декорационного, музыкального (шумового) и светового оформления, заготовленного реквизита, в костюмах и гриме.

28-29. В работе по театрализованной деятельности должны участвовать и педагоги, и родители. Участвуя в спектакле или концерте, ребенок усваивает опыт взрослых естественно и непринужденно, так же, как взрослый естественно и непринужденно задает собственным примером образцы поведения и способы деятельности. Кроме того, в совместной деятельности педагоги лучше узнают детей, особенности их характера, темперамента, их мечты и желания.

30

Выводы:

• Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, учатся думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

• Активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи.

Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, благодаря чему ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу.

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно – от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельностиРазвитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Развитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятияхРазвитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Развитие речи детей раннего возраста (2–3 года) средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Театрализованная деятельность.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды Тема опыта: "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды". Условия возникновения.

Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов: «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Сегодня всем хорошо известно,.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» «Творчество не приходит к детям по какому-то наитию. Творчеству надо учить. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,.

План самообразования «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» Тема: «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» «И в десять лет, и в семь,.

Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возрастаРазвитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Творческий потенциал в современном.

Развитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возрастаРазвитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возраста КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ.

Развитие творческих способностей средствами изобразительной деятельноситРазвитие творческих способностей средствами изобразительной деятельносит Развиваем творчество детей Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, ведь для ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
Опубликовано: 7 октября 2020 в 22:29
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Кошечкина Анна (УИ 2410785) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД