Улова
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством продуктивных видов деятельности
▼ Скачать +Заказ
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности.
Аннотация: в статье описывается влияние продуктивных видов
деятельности на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, делается вывод о том, что только при использовании разнообразных материалов и техник выполнения работы художественная деятельность приобретает творческий характер.
Публикация «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством продуктивных видов деятельности» размещена в разделах
Ключевые слова: развитие, творчество, продуктивные виды
деятельности.
Развитие детского творчества является актуальной проблемой
современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Ни для кого не секрет, что на занятиях по продуктивным видам
деятельности, дети стараются скопировать образец, не стремятся внести в свою работу новшество, отличительную особенность, в общем, дети не стремятся проявлять творчество. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость,смекалку, инициативу, воображение, фантазию, т. е. качества, которые находят
яркое выражение в творчестве детей. Формирование творческой личности –одно из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие –формирование художественно-творческих способностей у всех детей,воспитывающихся в дошкольных учреждениях.
Наиболее сложный и наименее разработанный вид деятельности – это творчество. Известно, что детское творчество – явление уникальное. В творческой деятельности взрослых принимают участие ум, (знания, мышление,воображение, характер (смелость, настойчивость, чувство (любовь к красоте,увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать у ребенка для того, чтобы успешно развивать в нем творчество.
Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями – значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными – значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное ими. Формирование творческих способностей ребенка обусловлено не только условиями его жизни и воспитания в семье, но и специальными занятиями,организуемыми дошкольных учреждениях. Большое значение для формирования творческих способностей имеют продуктивные виды
деятельности. Велико участие продуктивных видов деятельности в эмоционально-личностном становлении ребенка – в развитии чувства инициативы, которое проявляется в возможности утвердить себя как деятеля, творца и созидателя,управляющего материалами и инструментами, реализующего свои замыслы.
Этот вид деятельности дает возможность для творчеств, формирует умение предвидеть будущий результат, воспитывает самостоятельность, развивает пространственно-образное мышление, дает толчок обогащению речи, улучшает
координацию глаз – рука, повышает уровень подготовки к школьному обучению. Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира,приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете,явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции,
объемном изображении. Дети необычно эмоциональны и впечатлительны. Они тонко чувствуют и реагируют на новое, стремясь выразить свои впечатления в рисунках, поделках.
Их восхищает зрелище кукольного театра, они легко перевоплощаются в героев из прочитанных книг, спектаклей. Именно в продуктивных видах деятельности
проявляется вкус ребенка, его эстетические переживания и развиваются творческие способности, самостоятельность, расширяется кругозор. Чтобы продуктивная деятельность носила творческий характер,необходимо разнообразить материалы и технику выполнения работы. Например: весенний лес можно нарисовать гуашью, акварелью, мелками, а можно и с помощью природного материала или разных видов круп и пр.
Использование разнообразных нетрадиционных техник и приемов
продуктивной деятельности не только вызывает положительные эмоции у детей, но и способствует возникновению у них желания довести начатое дело до конца, расширяет кругозор и стремление внести свои творческие дополнения. В детском саду к продуктивным видам деятельности относятся :
лепка,конструирование, аппликация и рисование. Все эти виды художественного творчества я поочередно и совместно использую при организации деятельности по дополнительному образованию детей. Занятия кружка «Юные волшебники» проводятся во второй половине дня, она не нарушает режима дня детей и не
создает повышенной нагрузки. Работа проводится как фронтально, так и коллективно, в игровой занимательной форме использованием пальчиковых гимнастик, стихотворений, загадок, сказок, репродукций картин знаменитых художников. Детям предлагаются разнообразные техники и приемы изготовления поделок: из природного материала, бумаги и бумажных полосок,
салфеток, ниток и ткани, теста и круп, монотипия, оригами.
Деятельность кружка «Юные волшебники», целью которого является развитие творческих способностей детей через продуктивные виды деятельности, я организую второй год. Дети эмоционально откликаются и с интересом выполняют работу в предложенной им технике, легко справляются с традиционными заданиями образовательной программы.