Наталья Быхалова
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через музыкально-ритмические движения
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через
музыкально-ритмические движения.
Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка исправляет душу.
Платон
Публикация «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через музыкально-ритмические движения» размещена в разделах
- Музыкально - ритмические движения
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Музыкальное восприятие - сложный, чувственный, поэтический процесс, наполненный глубокими переживаниями, в нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и яркие ответные реакции на них.
Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения действительности. Глубоко и многообразно воздействуя на чувства, волю людей, музыка способна благотворно сказываться на их общественной деятельности, влиять на формирование личности.
Эффект воспитательной роли музыки, а также направленность и характер ее социального воздействия представляются важнейшими критериями, определяющими общественную значимость музыки, ее место в системе духовно-культурных ценностей.
Структура музыкальных занятий, имеющая в практике некоторую стабильность, может и должна варьироваться в зависимости от учебных, воспитательно-образовательных задач, степени усвоения детьми музыкального материала, а также общего психофизиологического состояния детей. Однако при любом варианте структуры музыкального занятия следует соблюдать гигиену нервной системы, учитывая её возрастные особенности и быструю утомляемость. Музыкальному руководителю и воспитателю следует помнить: любое музыкальное занятие должно обучать и развивать, а главное формировать его базовую структуру.
Любое музыкальное занятие будет успешным, если оно продумывается заранее музыкальным руководителем, а воспитатель знаком с материалом, который будет даваться детям и отвечает требованиям программы. Знания, умения и навыки, формирующиеся таким образом, содействуют развитию музыкальных способностей детей. Соблюдается последовательность в разучивании материала, обеспечивается взаимодействие всех видов музыкальной деятельности. Используются разные методические приемы, выбор которых зависит от этапа разучивания музыкального произведения. У более старших детей появляется интерес к музыкальной грамоте, более ярким становится стремление выразительно исполнить песню, танец, проявить творчество, желание высказать свое мнение об услышанном. Дети мотивируют свои предпочтения, проявляют повышенный интерес к импровизации и сочинительству. Формирование личности ребенка с опорой на музыкальное искусство по-прежнему остается стержнем музыкального воспитания.
В становлении личности ребенка, в развитии его творческих способностей неоценима роль музыкальной деятельности, при помощи которой ребенок воспринимает окружающий его мир и формируется как творчески мыслящая личность.
Все мы не раз наблюдали, с каким удовольствием дошкольники импровизируют под музыку, придумывая собственный свободный танец. У одних детей это получается достаточно грациозно, изобретательно, у других – несколько неуклюже, однообразно. Конечно, в этом проявляются врожденные данные - координация движения, музыкальность, фантазия, интерес к творчеству. Во всяком случае, одна из важнейших задач музыкального руководителя - это поддержать интерес ребенка к самовыражению, помочь ему освоить свое тело как музыкальный инструмент. С чего же начать в решении этой сложной задачи?
Самое главное - это поддержать интерес ребенка двигаться под музыку, а если это необходимо - внушить уверенность в себе. И ни в коем случае не делать замечания, даже если они заслуженные. Главное, чтобы ребенок получил удовольствие от движения под музыку, радость от самого процесса. Конечно, музыку нужно подбирать такую, чтобы она нравилась детям и побуждала их к движению.
Следующим немаловажным пунктом является обогащение двигательного опыта детей разнообразными телодвижениями под музыку. Для этого ребенок должен подражать не только взрослым, но и сверстникам, мог бы двигаться спонтанно в своё удовольствие. Такие импровизации можно использовать на занятиях, праздниках, утренних гимнастиках, физкультурных занятиях и т. д.
И последним пунктом данной задачи является научить ребенка тонко воспринимать музыку, её характер, игровой образ и основные средства выразительности, то есть научить детей «видеть ушами», фантазировать под музыку, сочинять свой уникальный танец! Но это умеют делать далеко не все взрослые, даже музыкальные руководители, поэтому можно учиться вместе с детьми.
В процессе развития у детей способности импровизировать под музыку, я использую самые разнообразные методы и приемы: рассказываю детям о музыке, о композиторе, показываю картинки и т. д. Здесь важно показать, что музыка гораздо тоньше слов и её сложно пересказать, нежели чем движение, пластика тела, которые могут гораздо тоньше выразить музыкальный образ. Для импровизаций важно использовать атрибутику: ленточки, палочки, веночки, звездочки, веточки, шарфики и др. Иногда цвет шарфика, его ткань позволяют почувствовать легкость, пластичность, прозрачность мелодии (например, вальс Е. Доги из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»).
Особое внимание хочется обратить на использование костюмов для занятий ритмопластикой. Конечно, костюм играет большую роль в создании художественного образа, помогает ребенку войти в этот образ и более выразительно исполнять движения. Можно использовать и традиционные костюмы, соответствующие конкретному образу - это костюм Снежинки, Бабочки, Куколки и т. д. Но можно использовать отдельные детали костюмов - это разноцветные юбки, купальники, пелерины, шляпки и т. д. Имея такой набор, музыкальный руководитель может сам предложить на выбор подобрать необходимые детали для создания необходимого костюма.
Музыкальный руководитель на занятии принимает активное участие в свободном движении под музыку - это создаёт особую атмосферу сотворчества детей и взрослых. В качестве творческого задания можно предложить детям представить, какие персонажи танцуют под данную музыку, придумать название танца. В конце танца важно добиться правильного выполнения всех движений и перестроений, а также выразительности и артистичности исполнения. Музыкальный руководитель напоминает не только о красивой осанке, повороте головы, красивых руках и др., но и о музыке - петь руками, всем телом. В некоторых композициях дети могут придумывать финал танца. Много разных вариантов можно придумать практически в каждой музыкальной композиции. На музыкальных занятиях можно использовать и видеосъемку: всегда полезно посмотреть на себя со стороны.
Развивая творческие и исполнительские способности, необходимо заботиться и о рефлексии (самооценке, самоанализу). Последовательная и систематическая работа над решением задач музыкального воспитания, и в частности развития творческих способностей через музыкально-ритмические движения, развивает у детей воображение, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоционально-динамическому осмыслению движений. Это осознанное отношение к восприятию музыки наполняет ребенка радостью. Музыка откроет для него богатый мир добра, света, красоты, научит творческой преобразовательной деятельности.