Наталия Кузнецова
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развития творчества у детей дошкольного возраста свидетельствует о том, что основанием этого процесса является продуктивная деятельность детей. Именно с продуктивной деятельностью детей дошкольного возраста большинство исследователей связывают развитие творческих способностей ребёнка. Рассмотрение исследований, предметом которых было развитие творчества в разнообразных продуктивных видах деятельности, позволяет заключить, что эти виды деятельности играют разную по значимости роль в становлении психического и личностного развитая дошкольников.
Публикация «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
По мнению ученых О. М. Дьяченко, К. Торренс, В. В. Давыдова, Е. Е. Кравцовой и др., развитие воображения и изобразительная деятельность занимает особое место на ранних этапах развития ребенка. Именно в ней проявляются разные стороны развития личности ребенка. Психическое и личностное развитие тесно связано с изобразительной деятельностью детей и позволяет утверждать, что изучение условий и механизмов формирования изобразительной деятельности детей может рассматриваться как становление творчества в дошкольном периоде развития.
Дошкольное развитие является начальной ступенью образования нашего общества, его необходимо организовывать и осуществить таким образом, чтобы оно по своей системе целей, содержанию, организационным формам, технологиям, характеру управления конкретными образовательными системами, их внутренними и внешними связями реализовывало идею развития каждого человека и общества в целом.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка.
Особую актуальность приобретает проблема осознания ответственности взрослых перед детьми. Неповторимость – основа целостности личности. Неповторимость ребенка проявляется в процессе самореализации, способности сохранять и защищать свою особенную сущность как устойчивую качественную определенность, проявляющуюся в его взаимодействии с миром: природой, людьми, культурой.
Движущей силой развития особенностей детей дошкольного возраста является образование. Оно рассматривается педагогами как целостная форма психолого-педагогической деятельности, направленная на развитие особенностей дошкольников.
Многие педагоги и психологи, такие как Качалова Л. П., Воробьева Д. И., Голованова И. Л., предполагают, что психологическим механизмом развития творчества в изобразительной деятельности является формирование воображения, которое обеспечивает, как смысловую сторону, так и иные технические способы выражения собственного замысла. Формирование изобразительной деятельности с учетом особенностей развития воображения обеспечивает возникновение у детей осмысленной моторики, являющейся важнейшим показателем изобразительного творчества.
Творчество в своем развитии предполагает две стороны – замысел и способы его выражения, которые в единстве обеспечивают развитие творчества в той или иной деятельности. Ученые выявили связь воображения, рисунка и игры в дошкольном возрасте и определили способы включения воображения в изобразительную деятельность детей. Основными условиями и механизмами развития творчества в дошкольном детстве являются :
- необходимость самостоятельной предметной деятельности детей;
- обучение детей изобразительной деятельности ведет к развитию творчества, если оно строится в логике развития игровой деятельности и воображения;
- специфические особенности воображения у детей дошкольного возраста связаны с формированием осмысленной моторики.
В обществе установилось мнение о том, что все люди обладают творческими задатками от природы. И если родители смогут в ребенке распознать тягу к творчеству и способствовать развитию способностей, можно утверждать что он станет творчески одаренным.
Необходимость развития творческих способностей с дошкольного детства объясняется тем, что именно в этот период закладываются основные направления развития личности в дальнейшем. Соответственно, для детей дошкольного возраста должны быть созданы оптимальные условия для воспитания творческой личности, способностей к полноценному взаимодействию с окружающей средой в соответствии со своими возрастными особенностями и возможностями
Основные идеи подхода к развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста - использование разнообразных видов детской деятельности при развитии творческих способностей : игровой, продуктивной, речевой, музыкальной, театральной (Н. Е. Веракса, Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, Н. А. Иванова, И. И. Комарова, Т. С. Комарова, С. С. Славина, Т. Мокеева, И. В. Кузьменкова, О. Г. Приходько, И. В. Смолярчук, О. Л. Соболева)
Особенности развития творческих способностей у детей дошкольного возраста в работах Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Б. М. Теплова отмечено, что уже в раннем возрасте у ребенка можно заметить самое первое проявление способностей – склонностей к какомулибо виду деятельности. Большую роль в понимание процессов творчества у детей внес Л. С. Выготский в своей работе «Воображение и творчество в детском возрасте». Творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе, по словам Л. С. Выготского, уже в раннем детстве.
Огромное влияние на творческие процессы оказывает развитие воображения. Воображением называется создание новых образов, основанных на результатах восприятия и мышления. Воображение возникает и начинает выполнять свои функции уже на первых этапах формирования предметного действия и восприятия. Воображение позволяет ребенку в совместной со взрослым предметной деятельности уловить общий смысл действия, ориентироваться на его образ и контролировать свое действие при его исполнении. Воображение может быть пассивным, то есть независящим от наших усилий (например, в сновидениях) и активным, то есть направленным на решение определенных задач, а в зависимости от характера задач, в свою очередь, делится на воссоздающее (воссоздание каких-либо явлений или предметов) и творческое. Задачи творческого воображения состоят в определении возможных результатов действий, направленных на открытие или создание новых предметов. В творческом воображении мы создаем представления, руководствуясь только целями, которые ставим перед собой, и различаем эти представления по их оригинальности (степень новизны) и реалистичности (соответствие реальности). Именно там ярко видна комбинирующая деятельность.
Творческие способности по-разному проявляются в разные возрастные периоды, имеют свою специфику и обуславливают применение особых технологий в формировании составляющих компонентов, входящих в их структуру; основное внимание уделяется ведущим характеристикам возраста как главным психофизиологическим основам развития способностей; Механизм творчества ребенка тесно связан с воображением, которое имеет прямую зависимость от накопленного прежде опыта. Старший дошкольный возраст является сензитивным для развития творческих способностей в процессе художественной деятельности, так как в этот возрастной период активно развивается воображение и образное мышление, составляющие основу художественно-творческой деятельности и развития творческих способностей.
Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности /9/.
1. Способность рисковать.
2. Дивергентное мышление.
3. Гибкость в мышлении и действиях.
4. Скорость мышления.
5. Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.
6. Богатое воображение.
7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений.
8. Высокие эстетические ценности.
9. Развитая интуиция.
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей :
-Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша : раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.
-Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это возможно заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго до обучения чтению годовалому ребенку можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением.
-Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малыш вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам. Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т. д. Тогда желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.
Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка - распространенный среди родителей способ "помощи" детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.
Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.
Для развития воображения и творческих способностей существуют специальные игры, в которые можно играть с детьми в свободное от занятий время. Интересные развивающие игры :
- Дорисуй фигуры
Ход выполнения: ребенку предлагается дорисовать символы на листе бумаги так, чтобы они стали похожи на разные предметы. Когда работа будет закончена, просим рассказать про каждый предмет, который получился, картинки подписываем.
С детьми более младшего возраста можно выполнять задания совместно, в формате соревнования-угадайки - одну картинку дорисовывает взрослый, а ребенок пытается угадать, что получилось, потом наоборот
Для этого задания можно использовать бланк из классического теста креативности Торренса, или изготовить похожий стимульный материал самостоятельно.
-Расскажи мне сказку
Ход выполнения: Ребенку предлагается придумать историю по картинке. Главное условие- чтобы все нарисованные персонажи или предметы участвовали в этой истории, были ее частью.
-Кто вылупится из яйца?
Известно, что Сальвадор Дали считал яйцо идеальной формой. Почему бы и нам с вами не пофантазировать на эту тему?
Ход выполнения: Попросите ребенка придумать и нарисовать, кто мог бы вылупиться из этих яичек- это может быть любая птица,фантастическое животное, предмет- варианты разнообразны- от пасхальных зайцев до радужных единорогов
Богатейшим источником развития фантазии ребёнка является сказка. Существует множество приемов работы со сказкой, которые могут использовать воспитатели для развития воображения детей. Среди них: "перевирание" сказки, придумывание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки, изменение конца сказки. Можно сочинять сказки вместе с детьми. Говоря о развитии детского воображения с помощью сказки, нельзя не вспомнить замечательную книгу Дж. Родари " Грамматика фантазии ".
Сказки помогают сделать обучение творческим, интересным, развить фантазию ребёнка.
Для того что бы побуждать детей к творчеству, развивать фантазию, помочь ребёнку высказаться, проявить свои чувства, в групповой комнате должен оборудован центр «Страна сказок». Здесь могут быть:
- библиотека, где дети могут посмотреть различные книги со сказками с яркими иллюстрациями;
- ширма и различные виды театра магнитный, деревянный по сказкам, пальчиковые театры, театр ложек, театр на лопатках, театр шапочек-масок, с персонажами из любимых сказок;
- аудио и видео записи с различными произведениями;
- сундучок ряженья, где дети могут примерить костюмы зверей, героев сказок;
- настольные игры: «Любимые сказки», «Сложи сказку», «Расскажи сказку», «Четвертый лишний», «Расскажи потешку», «Угадай, о ком говорю», «Кто-кто в теремочке живет?» «Угадай сказку», «Чьи это слова?», лото «Сказки», кубики с сюжетами сказок, раскраски по мотивам русских народных сказок и потешек, мозаика «Теремок», пазлы «Три медведя», «Лиса и Журавль».
Для развития воображения и творческих способностей дошкольников широко применяются нетрадиционные техники рисования
Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность.
Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания маленьких шедевров. Оказывается можно создать соленую картинку, а ладошка может превратиться в голубого слоника. Серая клякса может стать деревом, а морковка с картошкой могут удивить необычными узорами.
Например, с детьми младшего дошкольного возраста можно использовать :
• рисование пальчиками;
• рисование ладошками;
• печать из ниток;
• печать из картофеля или морковки.
С детьми среднего дошкольного возраста можно попробовать :
• отпечатки-картинки;
• печать пластилином;
• масляная пастель + акварель;
• отпечатки листьев;
• рисунки из ладошки;
• рисование ватными палочками;
• волшебные ниточки;
. А с детьми старшего дошкольного возраста можно освоить более сложные техники:
• рисование мыльными пузырями;
• рисование мятой бумагой;
• рисование солью;
• кляксография;
• пластилинография;
• граттаж;
• фроттаж.
Использование этих техник позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Эти техники развивают воображение, дают полную свободу для самовыражения.
Таким образом, чем разнообразнее будут условия, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться творческие способности детей. Непременно должна быть атмосфера творчества, то есть состояние детей, когда разбужены их чувства, воображение, когда ребенок увлечен тем, что делает. При этом каждый ребенок чувствует себя свободно, раскрепощено, комфортно.