Надежда Салмова
Развитие творческих способностей через интеграцию образовательных областей. Выступление.
▼ Скачать
Развитие творческих способностей через интеграцию образовательных областей.
(Выступление на РМО педагогов дополнительного образования)
В древности, прекрасно понимали, что с помощью музыки можно настроить душу человека и на добро, и на агрессию, разжечь страсти и умиротворить.
Музыка является источником разных эмоций. Ей дана волшебная сила заставить наши сердца грустить и радоваться тогда, когда реально с нами не происходит ничего печального или радостного.
Публикация «Развитие творческих способностей через интеграцию образовательных областей, Выступление,» размещена в разделах
Я считаю, что музыка с самого рождения живет в наших душах, только нужно не загубить это хрупкое волшебство и особенно бережно относиться к маленьким детям. Ведь они так ранимы, и их так легко лишить возможности любить и понимать мир звуков.
Музыкальное воспитание в д/с не предполагает профессионального музыкального хорового или хореографического образования. Наша задача значительно шире и благороднее, а потому труднее: открыть ребенку дверь в мир музыки, познакомить со звучанием окружающего мира, дать возможность реализовать себя с помощью музыки, ощутить гармонию и красоту.
Я уверенна, что если продумать, исходя из интересов ребенка, содержание, формы и методы процесса музыкального воспитания, то можно максимально приблизиться к реализации задач дошкольного образования, обеспечивающего формирование интегральных качеств личности дошкольника и его гармоничное вхождение в социум.
В последнее время в связи с введением новых образовательных стандартов, у учёных и практических работников вновь появился интерес к интеграции. Так, основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы
дошкольного образования, принцип интеграции образовательных областей.
Данный принцип является инновационным и обязывает нас, работников дошкольного образования, коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения образовательных областей, что предполагает получение целостного образовательного продукта.
При этом я считаю важным, чтобы образовательные области сочетались одна с другой и между ними был связующий элемент – образ.
Интеграция образовательных областей широко используется в кружковой деятельности такие как : познание, музыка, социализация, чтение художественной литературы.
В кружковой работе мы по-прежнему используем такие виды деятельности как пение, музыкально-ритмические движения, слушание музыки, игру на музыкальных инструментах, но мы пересмотрели музыкальный репертуар, используемый в работе с детьми,заботясь о создании психологического комфорта для детей. Стараемся придумать такие праздники и развлечения, которые способствовали самовыражению и саморазвитию ребенка. Эти задачи закрепляем и в повседневной жизни. Каждое мероприятие построено на игре, и на свойственной ребенку способности к подражанию. Также широко используются методы, активизирующие детей. Стремимся, чтобы дети сами добывали несложные сведения и самостоятельно действовали в новых ситуациях. А также чтобы могли творчески интерпретировать уже имеющиеся знания и умения. Для того,чтобы широко использовать игровые приемы, мы ввели в повседневную жизнь полюбившиеся художественные образы : Кузя, Куйгорож, Шурале, мордовские Атя ды Бабат, татарские: Эби, Бабай. Они стали приходить к детям и помогать проводить образовательную деятельность, на которой дети очень заинтересованно и продуктивно действовали. Увлеченно, ярко живут дети в такой игровой ситуации, но именно в таких ситуациях необходимо систематически и кропотливо вести большую индивидуальную работу по развитию музыкально-творческих способностей каждого ребенка.
Но наибольшие возможности для самовыражения детей представляют наши праздники развлечения. Мы организовываем спектакли, театрализованные представления, концерты, конкурсы, презентации. которые обогащают жизнь детей, способствуют более полному и гармоничному развитию.
Так как наш детский сад посещают дети разных национальностей, у нас стало традицией проводить недели татарского, мордовского народа, где дети изучают игры, песни, танцы, костюмы, кухню этих народов.
Ребенок, общаясь с музыкальным фольклором, способен освоить азы, основу музыкальной культуры – песенные традиции своего народа и народов рядом с ним проживающих. Понимание этого и обусловило появление в детском саду кружка национальной песни «Родничок». Мною разработана программа, диагностика по выявлению отношения каждого ребенка к пению.
В январе 2012г на базе нашего детского сада прошел практический семинар в рамках международного проекта «Языковое гнездо». Финским гостям был показан обрядовый праздник «Роштовань кудо».
В исполнении детей кружка «Родничок» прозвучали мордовские, татарские, русские, финские песни.
Мои воспитанники неоднократно выступали на сцене районного ДК, Мордовского Национального театра, принимали участие в республиканских мероприятиях. Они были участниками Всероссийского Дня Родного языка.
Действенной формой развития творческих способностей являются презентации: книги Р. Б. Щанкиной «Азбука», где дети с удовольствием читали стихи на мордовском языке, исполняли песни автора., а также презентация диска на стихи Н. Ишуткина,м В. Веряскина «Пельне- валдо сельмине»,где дети исполняли песни этого автора.
Выступление детей нашего детского сада неоднократно демонстрировало мордовское телевидение в программе «Сияжар», «Од пинге», «Вести –Мордовия» показывали работу кружка и нашего коллектива, а также мордовское радио «Вайгель».
Мы сотрудничаем с музыкальной школой, общеобразовательной школой, Домом Творчества, с библиотекой, с МРИО, а также взаимодействуем с центром Поволжских культур финно-угорских народов и с республиканской культурной автономией татар - обществом "Якташлар"
Я рада, что за эти годы удалось создать у детей атмосферу заинтересованности в восприятии культурных ценностей своего народа.
Не случайно, 90% детей, посещающих наш д/с, поступают в музыкальную школу. Многие мои выпускники являются: лауреатами республиканских, Всероссийских и международных конкурсов, а первый опыт сценического выступления получили именно, находясь в стенах нашего д/сада.
Современный подход поликультурного воспитания предполагает совершенствование как самого педагога, так и форм и методов. Поэтому мы постоянно участвуем в научно- практических конференциях, проводимых МГПИ им. Евсевьева, семинарах, проводимых РМО.
В апреле 2012г я получила диплом победителя республиканского конкурса педагогов дополнительного образования в номинации «Лучший педагог этно-культурного образования».
Использование нетрадиционных форм организации детей обеспечивает развитие музыкально- творческих возможностей детей, способствует тому, что дети раскрепощены, комфортно чувствуют себя в условиях сада, ярко проявляются их как индивидуальные, так и творческие способности в кружковой деятельности на базе хороших знаний, умений, навыков.