Наталья Семеренко
Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность в процессе различных образовательных областей.
Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность в процессе различных образовательных областей
В современном обществе, в век информатики, резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Все педагогические установки направлены в первую очередь, на развитие мышления. Актуальной проблемой в наше время стало то, что эмоционально-духовная сущность ребёнка переходит во вторичную ценность. Информатика принесла множество инновационных решений для развития и воспитания ребёнка. Дети быстрее решают логические задачи, но к сожалению значительно реже восхищаются, удивляются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и чёрствость. У некоторых дошкольников можно наблюдать страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязанность и суетливость. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, творчество. Всё это может дать ребёнку - кукольный театр, именно в театральной деятельности ребёнок связывает художественное творчество и личные переживания. Занятия театрализованной деятельностью не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, побуждают соучастие, сострадания, развивают способность радоваться и тревожиться с ним.
Публикация «Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность в процессе различных образовательных областей,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2012
Для развития у детей памяти, речи, внимания, мышления, координации движений, мелкой моторики и творческих способностей я провожу занятия с использованием пальчикового театра, который связала сама.
Хочу предоставить вашему вниманию занятие, которое провела с детьми 2-й младшей группы.
Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность в процессе интеграции различных образовательных областей.
"Домик - домок, кто в домике живёт?"
(Пальчиковый театр)
Подготовила и провела занятие педагог по изобразительной деятельности Семеренко Наталья Николаевна.
Цели:
Формирование думающего и чувствующего, любящего и активного ребёнка, готового к творческой деятельности в любой образовательной области.
Цель образовательная : познакомить детей с дикими животными, с их внешним видом, где они живут и образ жизни. Побуждать детей повторять за педегогом слова сказки. (музыка, динамическая пауза, коммуникация, социализация, загадки).
Цель развивающая : развивать у детей память, мышление, артикуляция общей моторики, умение отвечать на вопросы, развитие зрительного восприятия. (коммуникация, познание)
Цель воспитательная: вызвать желание у детей помочь персонажам сказки; воспитывать эстетическое чувство и бережное отношение к природе. (художественное творчество)
Материал: пальчиковый театр, рукавичка, записи детских песенок, музыка Чайковского "Времена года"; загадки о диких животных; динамическая пауза "Весёлые зверята"; пальчиковая гимнастика "Сидит волчок. "; клей; кружочки разного цвета (геометрические фигуры); белый силуэт рукавички.
Ход занятия:
Дети в группе занимаются свободной деятельностью. Педагог входит в группу с сундучком. Дети сразу обращают внимание на сундучок, все собираются вокруг педагога и интересуются: "Что это?"
Педагог сообщает детям, что нашла сундучок под дверью.
-Хотите узнать,что находится в сундучке?
Ответы детей : - Да! Да! Да!
Педагог по очереди открывает секции сундучка и загадывает загадки, звучит запись с голосом животного. Дети отгадывают всех лесных гостей, рассматривают их, трогают руками, примеряют на пальчик.
Не говорит, не поёт,
А кто к хозяину идёт -
Знать даёт.
Ответы детей : Собачка.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Все педагогические установки направлены в первую очередь на](https://www.maam.ru/upload/blogs/5025c664dbf36d658bf6e39baa4553e1.jpg.jpg)
По полю скачет - ушки прячет,
Встанет столбом - ушки торчком.
Ответы детей : Заяц.
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Развитие ребенка](https://www.maam.ru/upload/blogs/231fc9e1d6a7781109e908d62ac7df38.jpg.jpg)
Зимой спит, летом ульи ворошит.
Ответы детей : Медведь.
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Материалы для педагогов развитие мышления](https://www.maam.ru/upload/blogs/086aad345e07394b4afac0bc317f49a5.jpg.jpg)
Рыжая хозяйка по лесу прошла,
Стёжки, дорожки, хвостом подмела.
Ответы детей : Лиса.
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Актуальной проблемой в наше время стало то что эмоционально духовная сущность ребёнка переходит во вторичную ценность](https://www.maam.ru/upload/blogs/a0b9e9bc70f640cfa89bff3ac97c7997.jpg.jpg)
Живёт в норке, грызёт корки.
Ответы детей : Мышка.
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Информатика принесла множество инновационных решений для развития и воспитания ребёнка](https://www.maam.ru/upload/blogs/047927746e9bae85d3080bb930318876.jpg.jpg)
Зубовато, серовато, по полю рыщет,
Телят и овец ищет.
Ответы детей : Волк.
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Дети быстрее решают логические задачи но к сожалению значительно реже восхищаются удивляются и сопереживают всё чаще они проявляют равнодушие и чёрствость](https://www.maam.ru/upload/blogs/e1d2f04f43495bc43be98d5351e629da.jpg.jpg)
Летом, в болоте, вы её найдёте.
Зелёная квакушка. Кто это?
Ответы детей : Лягушка.
Педагог объясняет детям, что это не простые игрушки - это пальчиковый театр.
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 У некоторых дошкольников можно наблюдать страхи срывы заторможенность а у других наоборот развязанность и суетливость](https://www.maam.ru/upload/blogs/5260d85b07ac9e1f38ace5b71ceca75e.jpg.jpg)
Эти игрушки можно трогать, рассматривать, играть с ними, но можно и рассказывать сказки. Хотите, с помощью пальчикового театра, мы с вами не только расскажем, но и покажем сказку "Рукавичка - домик"
Ответы детей : Да!
(Рассматривание рукавички)
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка снятие зажатости обучение чувствованию и художественному воображению это путь через игру фантазирование творчество](https://www.maam.ru/upload/blogs/8f9b424964aa5b3f5b0f083f5bfa574d.jpg.jpg)
Дети разобрали персонажей сказки, надели их на пальчики, приготовились. Педагог рассказывает сказку "Домик-домок, кто в домике живёт". Дети с персонажами сказки на пальчиках по очереди подходят к руковичке-домику и размещают зверей в домике.
- "Жил-был старый дед Матвей.
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 Всё это может дать ребёнку кукольный театр именно в](https://www.maam.ru/upload/blogs/ccd0357cf96708d6858958394a3381a3.jpg.jpg)
И был у него верный друг - пёс "Дружок". Однажды дед Матвей пошёл в лес за хворостом и Дружок побежал за ним. Набрал дед Матвей хворост, Дружок помогал ему своим весёлым лаем. По дороге домой дедушка потерял рукавичку.
![Смотреть фотографию №10 Фото №10 Театрализованная деятельность театральной деятельности ребёнок связывает художественное творчество и личные переживания](https://www.maam.ru/upload/blogs/70410384d3ebcb95adad1b87a5f56c90.jpg.jpg)
Но не долго лежала рукавичка на тропинке. По тропинке в это время пробегала мышка. Увидела мышка рукавичку мягкую, пушистую, красивую. Обследовала её.
![Смотреть фотографию №11 Фото №11 Занятия театрализованной деятельностью не только вводят детей в мир прекрасного но и развивают сферу чувств побуждают соучастие сострадания развивают способность радоваться и тревожиться с ним](https://www.maam.ru/upload/blogs/253fe658ba46d08012019760b63a6a0f.jpg.jpg)
И решила: "Хороший домик будет!"
![Смотреть фотографию №12 Фото №12 Публикация Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность в процессе различных образовательных областей размещена в разделах Конспекты занятий](https://www.maam.ru/upload/blogs/6de9677b016863ad4e6a223b589cb467.jpg.jpg)
Стала мышка хозяйкой рукавички-домика.
![Смотреть фотографию №13 Фото №13 Все конспекты Развитие ребенка](https://www.maam.ru/upload/blogs/b32eccbf106fd694673ae050b123458e.jpg.jpg)
Пыгала по дорожке лягушка:
Домик-домок,
Кто в домике живёт?
![Смотреть фотографию №14 Фото №14 Материалы для педагогов Театр](https://www.maam.ru/upload/blogs/1866b4df7ad94aa5360cf32c6eb0d3c2.jpg.jpg)
- Я Мышка-норушка, а ты кто?
- Я Лягушка-квакушка, возьми меня к себе жить?
![Смотреть фотографию №15 Фото №15 Хочу предоставить вашему вниманию занятие которое провела с детьми й младшей группы](https://www.maam.ru/upload/blogs/0781492e779a3a512f7669d18c6ac7a4.jpg.jpg)
Стали мышка и лягушка жить в домике вдвоём.
![Смотреть фотографию №16 Фото №16 Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность в процессе интеграции различных образовательных областей](https://www.maam.ru/upload/blogs/0429412e0087f9104ba032518732a0cc.jpg.jpg)
Прыгал по лесу зайка- попрыгайка и тоже увидел чудесный домик-рукавичку.
_Домик-домок, кто в домике живёт?
![Смотреть фотографию №17 Фото №17 Домик домок кто в домике живёт Пальчиковый театр Подготовила и провела занятие педагог по изобразительной деятельности Семеренко Наталья Николаевна](https://www.maam.ru/upload/blogs/e5f7e0ff00890b95b3224a4d8c693bcb.jpg.jpg)
- Я Мышка-норушка!
- Я Лягушка-квакушка! А ты кто?
- Я Зайка-попрыгайка! Пустите меня в ваш домик жить! Вдвоём хорошо, а втроём веселей жить!
![Смотреть фотографию №18 Фото №18 Цели Формирование думающего и чувствующего любящего и активного ребёнка готового к творческой деятельности в любой образовательной области](https://www.maam.ru/upload/blogs/5e05a7639c13baeadfaedf77916cb904.jpg.jpg)
Стали они жить втроём Мышка-норушка, Лягушка-квакушка и Зайка-попрыгайка.
![Смотреть фотографию №19 Фото №19 Цель образовательная познакомить детей с дикими животными с их внешним видом где они живут и образ жизни](https://www.maam.ru/upload/blogs/61daa72c562c6aaafea9900905d3fb89.jpg.jpg)
А в это время мимо пробегала лиса. Заметила домик, заинтересовалась им.
![Смотреть фотографию №20 Фото №20 Побуждать детей повторять за педегогом слова сказки](https://www.maam.ru/upload/blogs/8d842427718f97d28d045033f3136b12.jpg.jpg)
Домик-домок, кто в домике живёт?
![Смотреть фотографию №21 Фото №21 музыка динамическая пауза коммуникация социализация загадки](https://www.maam.ru/upload/blogs/70a3c7394fda11419f1f2475332f3fb2.jpg.jpg)
- Я Мышка-норушка!
- Я Лягушка-квакушка!
- Я Зайка-попрыгайка! А ты кто?
![Смотреть фотографию №22 Фото №22 Цель развивающая развивать у детей память мышление артикуляция общей моторики умение отвечать на вопросы развитие зрительного восприятия](https://www.maam.ru/upload/blogs/7273a888593df30c0b53a1c12789a265.jpg.jpg)
- А я лисичка-сестричка, возьмите меня к себе жить!
- Заходи, места всем хватит!
![Смотреть фотографию №23 Фото №23 коммуникация познание Цель воспитательная вызвать желание у детей помочь персонажам сказки воспитывать эстетическое чувство и бережное отношение к природе](https://www.maam.ru/upload/blogs/fb86ecd686d80a1988acfb874aba7fa7.jpg.jpg)
Мимо домика рысью пробегал серый волк. Видит - домик.
Домик-домок, кто в домике живёт?
![Смотреть фотографию №24 Фото №24 клей кружочки разного цвета геометрические фигуры белый силуэт рукавички](https://www.maam.ru/upload/blogs/18d5019f61d3e927fb372b79e8a04372.jpg.jpg)
- Я Мышка-норушка!
- Я Лягушка-квакушка!
- Я Зайка-попрыгайка!
- Я Лисичка-сестричка! А ты кто?
- Я Волчок-серый бочок! Пустите меня к себе жить, я вас не побеспокою!
![Смотреть фотографию №25 Фото №25 Ход занятия Дети в группе занимаются свободной деятельностью](https://www.maam.ru/upload/blogs/aa120624e2fd1b8b58952b2b10bf7fb5.jpg.jpg)
И стали они в домике жить все вместе - Мышка-норушка, Лягушка-квакушка, Зайка-попрыгайка, Лисичка-сестричка и Волчок-серый бочок.
Ребята, давайте покажем, как весело было жить нашим жителям домика.
Динамическая пауза "Весёлые зверята"
Зайка скачет по кусточкам, по болотам и по кочкам.
(дети скачут на двух ногах, сделав ушки из ладоней)
Белка прыгает по веткам, гриб несёт бельчатам-деткам.
(прыгают, согнув руки перед грудью)
Ходит Мишка косолапый, у него кривые лапы.
(идут вперевалку) (Н. Нищева)
А в это время по дорожке идёт-бредёт Мишка-косолапый. Видит домик и кто-то в нём живёт. Не вытарпел и спрашивает:
Домик-домок, кто в домике живёт?
![Смотреть фотографию №26 Фото №26 Педагог входит в группу с сундучком](https://www.maam.ru/upload/blogs/650f5c19d3576fb1f917134c74424d14.jpg.jpg)
- Я Мышка-норушка!
- Я Лягушка-квакушка!
- Я Зайка-попрыгайка!
- Я Лисичка -сестричка!
- Я Волчок-серый бочок! А ты кто?
- Я Мишка-топтыжка! Возьмите меня к себе в домик жить?
- Места нет, домик маленький, а ты большой!
- Возьмите, я вас не потесню! Я с краю посплю!
![Смотреть фотографию №27 Фото №27 Дети сразу обращают внимание на сундучок все собираются вокруг педагога и интересуются Что это](https://www.maam.ru/upload/blogs/1c7c09122baa90140467b1364cc80007.jpg.jpg)
Только медведь стал пристраиваться на краю рукавички-домика, как вдруг прибежал Дружок в поисках рукавицы, которую потерял его хозяин. Своим громким лаем он напугал всех зверей. Забрал рукавичку и отнёс её деду Матвею.
А звери стали горевать, ведь они остались без домика.
- Ребята! Мы можем помочь лесным жителям?
Ответы детей : Да!
- Конечно, мы с вами хорошие и добрые, поэтому для каждого лесного жителя мы сделаем свой домик. Они будут жить рядом и ходить у гости друг к другу. Давайте пройдём за стол, нас давно ждёт там работа.
На рабочем столе лежат белые силуэты рукавичек.
- Ребята, что лежит на столе?
Ответы детей : рукавички, клей, разноцветные кружочки.
![Смотреть фотографию №28 Фото №28 Педагог сообщает детям что нашла сундучок под дверью](https://www.maam.ru/upload/blogs/90aed0682a74251e5fced48b2b7bd34f.jpg.jpg)
- Молодцы! Все материалы назвали!
(Звучит тихая музыка)
- Перед работой разомнём пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Сидит волчонок на тележке,
Продаёт он всем орешки;
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому.
(Дети поочерёдно разгибают пальцы, начиная с большого)
- Украсим рукавичку-домик, для наших лесных друзей, цветами. Домики будут нарядными и красивыми.
Дети выполняют аппликацию "Рукавичка-домик".
![Смотреть фотографию №29 Фото №29 Хотите узнать что находится в сундучке Ответы детей Да Да Да Педагог по очереди открывает секции сундучка и загадывает загадки звучит запись с голосом животного](https://www.maam.ru/upload/blogs/344acdd8ab120242f14e18bc98c6520b.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №30 Фото №30 Дети отгадывают всех лесных гостей рассматривают их трогают руками примеряют на пальчик](https://www.maam.ru/upload/blogs/858015e5c664d7da7335b165c58d6597.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №31 Фото №31 Не говорит не поёт А кто к хозяину идёт Знать даёт](https://www.maam.ru/upload/blogs/921a032b2db8a1599382060f938664d9.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №32 Фото №32 Ответы детей Собачка](https://www.maam.ru/upload/blogs/ee4edd6ca9fac063a79a7b92a7073c33.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №33 Фото №33 По полю скачет ушки прячет Встанет столбом ушки торчком](https://www.maam.ru/upload/blogs/28ea47b536c1597da64f221f0d05ab4c.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №34 Фото №34 Ответы детей Заяц](https://www.maam.ru/upload/blogs/3e224818a057df427efde16727982e8c.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №35 Фото №35 Зимой спит летом ульи ворошит](https://www.maam.ru/upload/blogs/4a95fe59e7818470f34a1256d583603b.jpg.jpg)
- Молодцы! Ребята, у вас получились красивые домики, лесным жителям они понравятся. Подарите каждому лесному другу красивый домик-рукавичку. Звери рады и благодарят детей за домики.
![Смотреть фотографию №36 Фото №36 Ответы детей Медведь](https://www.maam.ru/upload/blogs/181f476d9d73aa5dc38d912564e1e94f.jpg.jpg)
В конце занятия организуется выставка детского творчества. Рядом с домиком расставляем новосёла.
Всем большое спасибо за внимание!
Литература:
1. Э. Г. Чурилова; "Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников"; М. ; 2003г.
2. Н. Войдинова; " Домашний кукольный театр"; М. ; 2007г.
3. Л. В. Куцакова; "Учимся играя"; М. ; 2007г.
4. Т. Г. Лихачёва; "Моя подружка - мягкая игрушка"; г. Ярочлавль; 2000г.
5. А. А. Шепелева; "Мягкие игрушки"; М. ; 2011г.