Наталья Семеренко
Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность в процессе различных образовательных областей.
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность в процессе различных образовательных областей
В современном обществе, в век информатики, резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Все педагогические установки направлены в первую очередь, на развитие мышления. Актуальной проблемой в наше время стало то, что эмоционально-духовная сущность ребёнка переходит во вторичную ценность. Информатика принесла множество инновационных решений для развития и воспитания ребёнка. Дети быстрее решают логические задачи, но к сожалению значительно реже восхищаются, удивляются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и чёрствость. У некоторых дошкольников можно наблюдать страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязанность и суетливость. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, творчество. Всё это может дать ребёнку - кукольный театр, именно в театральной деятельности ребёнок связывает художественное творчество и личные переживания. Занятия театрализованной деятельностью не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, побуждают соучастие, сострадания, развивают способность радоваться и тревожиться с ним.
Публикация «Развитие творческих способностей детей через театральную деятельность в процессе различных образовательных областей,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2012
Для развития у детей памяти, речи, внимания, мышления, координации движений, мелкой моторики и творческих способностей я провожу занятия с использованием пальчикового театра, который связала сама.
Хочу предоставить вашему вниманию занятие, которое провела с детьми 2-й младшей группы.
Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность в процессе интеграции различных образовательных областей.
"Домик - домок, кто в домике живёт?"
(Пальчиковый театр)
Подготовила и провела занятие педагог по изобразительной деятельности Семеренко Наталья Николаевна.
Цели:
Формирование думающего и чувствующего, любящего и активного ребёнка, готового к творческой деятельности в любой образовательной области.
Цель образовательная : познакомить детей с дикими животными, с их внешним видом, где они живут и образ жизни. Побуждать детей повторять за педегогом слова сказки. (музыка, динамическая пауза, коммуникация, социализация, загадки).
Цель развивающая : развивать у детей память, мышление, артикуляция общей моторики, умение отвечать на вопросы, развитие зрительного восприятия. (коммуникация, познание)
Цель воспитательная: вызвать желание у детей помочь персонажам сказки; воспитывать эстетическое чувство и бережное отношение к природе. (художественное творчество)
Материал: пальчиковый театр, рукавичка, записи детских песенок, музыка Чайковского "Времена года"; загадки о диких животных; динамическая пауза "Весёлые зверята"; пальчиковая гимнастика "Сидит волчок. "; клей; кружочки разного цвета (геометрические фигуры); белый силуэт рукавички.
Ход занятия:
Дети в группе занимаются свободной деятельностью. Педагог входит в группу с сундучком. Дети сразу обращают внимание на сундучок, все собираются вокруг педагога и интересуются: "Что это?"
Педагог сообщает детям, что нашла сундучок под дверью.
-Хотите узнать,что находится в сундучке?
Ответы детей : - Да! Да! Да!
Педагог по очереди открывает секции сундучка и загадывает загадки, звучит запись с голосом животного. Дети отгадывают всех лесных гостей, рассматривают их, трогают руками, примеряют на пальчик.
Не говорит, не поёт,
А кто к хозяину идёт -
Знать даёт.
Ответы детей : Собачка.
По полю скачет - ушки прячет,
Встанет столбом - ушки торчком.
Ответы детей : Заяц.
Зимой спит, летом ульи ворошит.
Ответы детей : Медведь.
Рыжая хозяйка по лесу прошла,
Стёжки, дорожки, хвостом подмела.
Ответы детей : Лиса.
Живёт в норке, грызёт корки.
Ответы детей : Мышка.
Зубовато, серовато, по полю рыщет,
Телят и овец ищет.
Ответы детей : Волк.
Летом, в болоте, вы её найдёте.
Зелёная квакушка. Кто это?
Ответы детей : Лягушка.
Педагог объясняет детям, что это не простые игрушки - это пальчиковый театр.
Эти игрушки можно трогать, рассматривать, играть с ними, но можно и рассказывать сказки. Хотите, с помощью пальчикового театра, мы с вами не только расскажем, но и покажем сказку "Рукавичка - домик"
Ответы детей : Да!
(Рассматривание рукавички)
Дети разобрали персонажей сказки, надели их на пальчики, приготовились. Педагог рассказывает сказку "Домик-домок, кто в домике живёт". Дети с персонажами сказки на пальчиках по очереди подходят к руковичке-домику и размещают зверей в домике.
- "Жил-был старый дед Матвей.
И был у него верный друг - пёс "Дружок". Однажды дед Матвей пошёл в лес за хворостом и Дружок побежал за ним. Набрал дед Матвей хворост, Дружок помогал ему своим весёлым лаем. По дороге домой дедушка потерял рукавичку.
Но не долго лежала рукавичка на тропинке. По тропинке в это время пробегала мышка. Увидела мышка рукавичку мягкую, пушистую, красивую. Обследовала её.
И решила: "Хороший домик будет!"
Стала мышка хозяйкой рукавички-домика.
Пыгала по дорожке лягушка:
Домик-домок,
Кто в домике живёт?
- Я Мышка-норушка, а ты кто?
- Я Лягушка-квакушка, возьми меня к себе жить?
Стали мышка и лягушка жить в домике вдвоём.
Прыгал по лесу зайка- попрыгайка и тоже увидел чудесный домик-рукавичку.
_Домик-домок, кто в домике живёт?
- Я Мышка-норушка!
- Я Лягушка-квакушка! А ты кто?
- Я Зайка-попрыгайка! Пустите меня в ваш домик жить! Вдвоём хорошо, а втроём веселей жить!
Стали они жить втроём Мышка-норушка, Лягушка-квакушка и Зайка-попрыгайка.
А в это время мимо пробегала лиса. Заметила домик, заинтересовалась им.
Домик-домок, кто в домике живёт?
- Я Мышка-норушка!
- Я Лягушка-квакушка!
- Я Зайка-попрыгайка! А ты кто?
- А я лисичка-сестричка, возьмите меня к себе жить!
- Заходи, места всем хватит!
Мимо домика рысью пробегал серый волк. Видит - домик.
Домик-домок, кто в домике живёт?
- Я Мышка-норушка!
- Я Лягушка-квакушка!
- Я Зайка-попрыгайка!
- Я Лисичка-сестричка! А ты кто?
- Я Волчок-серый бочок! Пустите меня к себе жить, я вас не побеспокою!
И стали они в домике жить все вместе - Мышка-норушка, Лягушка-квакушка, Зайка-попрыгайка, Лисичка-сестричка и Волчок-серый бочок.
Ребята, давайте покажем, как весело было жить нашим жителям домика.
Динамическая пауза "Весёлые зверята"
Зайка скачет по кусточкам, по болотам и по кочкам.
(дети скачут на двух ногах, сделав ушки из ладоней)
Белка прыгает по веткам, гриб несёт бельчатам-деткам.
(прыгают, согнув руки перед грудью)
Ходит Мишка косолапый, у него кривые лапы.
(идут вперевалку) (Н. Нищева)
А в это время по дорожке идёт-бредёт Мишка-косолапый. Видит домик и кто-то в нём живёт. Не вытарпел и спрашивает:
Домик-домок, кто в домике живёт?
- Я Мышка-норушка!
- Я Лягушка-квакушка!
- Я Зайка-попрыгайка!
- Я Лисичка -сестричка!
- Я Волчок-серый бочок! А ты кто?
- Я Мишка-топтыжка! Возьмите меня к себе в домик жить?
- Места нет, домик маленький, а ты большой!
- Возьмите, я вас не потесню! Я с краю посплю!
Только медведь стал пристраиваться на краю рукавички-домика, как вдруг прибежал Дружок в поисках рукавицы, которую потерял его хозяин. Своим громким лаем он напугал всех зверей. Забрал рукавичку и отнёс её деду Матвею.
А звери стали горевать, ведь они остались без домика.
- Ребята! Мы можем помочь лесным жителям?
Ответы детей : Да!
- Конечно, мы с вами хорошие и добрые, поэтому для каждого лесного жителя мы сделаем свой домик. Они будут жить рядом и ходить у гости друг к другу. Давайте пройдём за стол, нас давно ждёт там работа.
На рабочем столе лежат белые силуэты рукавичек.
- Ребята, что лежит на столе?
Ответы детей : рукавички, клей, разноцветные кружочки.
- Молодцы! Все материалы назвали!
(Звучит тихая музыка)
- Перед работой разомнём пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Сидит волчонок на тележке,
Продаёт он всем орешки;
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому.
(Дети поочерёдно разгибают пальцы, начиная с большого)
- Украсим рукавичку-домик, для наших лесных друзей, цветами. Домики будут нарядными и красивыми.
Дети выполняют аппликацию "Рукавичка-домик".
- Молодцы! Ребята, у вас получились красивые домики, лесным жителям они понравятся. Подарите каждому лесному другу красивый домик-рукавичку. Звери рады и благодарят детей за домики.
В конце занятия организуется выставка детского творчества. Рядом с домиком расставляем новосёла.
Всем большое спасибо за внимание!
Литература:
1. Э. Г. Чурилова; "Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников"; М. ; 2003г.
2. Н. Войдинова; " Домашний кукольный театр"; М. ; 2007г.
3. Л. В. Куцакова; "Учимся играя"; М. ; 2007г.
4. Т. Г. Лихачёва; "Моя подружка - мягкая игрушка"; г. Ярочлавль; 2000г.
5. А. А. Шепелева; "Мягкие игрушки"; М. ; 2011г.