Мария Трегубенко
Презентация «Развитие тонкой моторики у детей средствами физкультурных упражнений и игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие тонкой моторики у детей средствами физкультурных упражнений и игр
Подготовила старший воспитатель МКДОУ «Детский сад №42» ИГОСК
Трегубенко М. С.
Слайд 1. Что такое мелкая моторика
Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук.
Публикация «Презентация „Развитие тонкой моторики у детей средствами физкультурных упражнений и игр“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка
(М. М. Кольцова, Н. Н. Новикова, Н. А. Бернштейн, В. Н. Бехтерев, М. В. Антропова, Н. А. Рокотова, Е. К. Бережная).
Слайд 2. Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»
(В. А. Сухомлинский)
Актуальность
Нарушение речевого и двигательного развития - наиболее распространённые отклонения в формировании у ребёнка высшей психологической деятельности. Учёными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с состоянием речи и мышлением ребёнка. Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие не только речевой, но и всей высшей нервной деятельности ребёнка.
Слайд 3. Цель:
Развивать тонкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через игровую форму физкультурных упражнений и подвижных игр.
ЗАДАЧИ:
Развивать двигательные ощущения и восприятие.
Учить преодолевать нерациональную мышечную напряженность, актуализировать осознанную установку на расслабление в нужные моменты.
Постепенно увеличивать координационную сложность.
Формировать способность выполнять имитационно-игровые упражнения в меняющихся условиях.
Использовать различный спортивный инвентарь в одном игровом упражнении
Изменять способы выполнения действия, исходные положения, инвентарь.
Слайд 4. спортивный инвентарь:
- мячи разного диаметра;
- обручи;
-кегли;
- ленты;
флажки;
султанчики;
кубики;
платочки;
скакалки;
гимнастические палки;
-массажные мячи, валики;
- веревки; и т. д.
Слайд 5. Предметно-развивающая среда
Слайд 6. Предметно-развивающая среда
Слайд 7. Физические упражнения и подвижные игры, направленные на развитие руки ребё нка проводятся:
во время утренней гимнастики;
на физкультминутках;
на занятиях физкультурой;
во время подвижных игр на прогулках,
во время самостоятельной деятельности детей и т. д.
Слайд 8. Общеразвивающее упражнение с мячом. Подвижная игра «Такси»
Слайд 9. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ
- Постепенно увеличивать координационную сложность;
- Формировать способность выполнять имитационно – игровые упражнения в меняющихся условиях;
- Использовать различный спортивный инвентарь в одном игровом упражнении;
- Развивать двигательные ощущения и восприятие;
- Учить преодолевать нерациональную мышечную направленность, актуализировать осознанную установку на расслабление в нужные моменты;
- Изменять способы выполнения действия, исходные положения, инвентарь.
Слайд 10. Уровень развития мелкой моторики является одним из важных показателей готовности ребёнка к обучению в школе. Движение пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций, таких как мышление, память, внимание
Слайд 11. Подвижные игры «Собери листики», «Донеси до цели», «Пройди сквозь обруч»
Слайд 12. Игра «Перепрыгни через препятствие», Игра «Пролезь под дугой», Игра «Попади в цель» Игры и имитационно-игровые упражнения для развития тонкомоторных действий.
1. «Забей мячик в ворота!» (щелчком загнать мячик для пинг-понга в ворота).
2. «Удержи мячик!» (удерживать мячик двумя пальцами с их сменой).
3. «Брось мячик в вертикальную или горизонтальную мишень!».
4. «Чье звено скорее передаст, гимнастическую палку, мяч и т. д?».
5. «Почекань мячик ракеткой!» (чередование правой и левой руки, вращение кистью).
6. «Кто скорее измерит?» (перехватами рук измерить гимнастическую палку).
7. «Подбрось-поймай!» (уронить массажный мяч на пол и поймать его после отскока).
8. «Меткие стрелки». И. п. - сидя на полу друг напротив друга, ноги шире плеч. Щелчком передавать мячик для пинг-понга.
9. «Кругосветное путешествие» (вращение на 360 градусов мяча диаметром 20 см в разные стороны пальцами).
10. «Кулак, ребро, ладонь». И. п. - стоя или сидя. Рукой выполняются движения: «ребро, ладонь, кулак», затем смена рук.
11. «Я катаю свой орех, чтобы стал круглее всех!» (катание массажного мячика или мячика для пинг –понга в ладонях).
Благоприятные условия для сопряженного развития крупных и мелких мышц туловища создаются на динамических часах.
Итак, двигательный опыт детей актуализируется в самостоятельной деятельности. Это способствует оптимизации объема двигательной активности детей, обеспечивает разносторонний характер ее содержания; при этом дети отдают предпочтение сложно координационным видам двигательных действий на основе игр с элементами спорта.
Благодаря занятиям по физической культуре, где много упражнений, направленных на развитие мелкой моторики у детей наблюдается положительная динамика, что свидетельствует о положительном влиянии тренировки мелкой моторики на общее физическое развитие детей.
Слайд 13. «Чья команда быстрее доберется до космического корабля»
Слайд 14. «Кто быстрее переправиться через болото»
Слайд 15. Игра «Чье звено скорее передаст мяч?»
Слайд 16. Имитационное упражнение с флажками «Сигнальщики»
Слайд 17. Упражнение «Прокати мяч»
Слайд 18. Упражнение «Кто дальше» (метание мешочков на дальность)
Слайд 19. Подвижная игра «Пчелы собирают мед»
Слайд 20. Упражнение «Брось – поймай»
Слайд 21. Игра малой подвижности «Передай мяч через обруч»
Слайд 22. Игра «Попади в цель», Упражнение «Проползи по скамейке»
Слайд 23. Выводы: Работа по развитию мелкой моторики должна проводится регулярно воспитателями при соблюдении методически грамотного руководства игровой деятельностью детей и закреплении игровых действий детьми в условиях семейного воспитания родителями. Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, настроение, желание, возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции, что будет вызывать интерес к играм и упражнениям и приведёт к положительной динамике в развитии мелкой моторики.
Слайд 24. Благодарю за внимание!