Анжелика Алесенкова
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики»
▼ Скачать + Заказать документы
У детей с нарушением речи часто наблюдается значительное нарушение движений кисти руки и пальцев. Ребенок не может самостоятельно одеться, причесаться, действовать с мелкими предметами. Поэтому необходимо систематически применять упражнения для воспитания разнообразных движений пальцев и кисти руки. Эти упражнения должны быть связаны и с игровой деятельностью ребенка и с навыками его повседневной жизни.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие мелкой моторики“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Сначала отрабатываются координированные движения с более крупными предметами, затем - с мелкими. Нужно обучить ребенка правильно захватывать предметы, удерживать и опускать их. Для этого специально подбирают игрушки, предметы обихода, различные по размеру, форме, цвету и тяжести. Полезно научить ребенка перекладывать предметы с одного определенного места на другое. Для этого подготавливают контуры различных предметов на плотной бумаге, и ребенок по заданию помещает соответствующий предмет на «свое» место. Можно попросить распределить игрушки или предметы по размеру, цвету, определить их вес и выбрать одинаковые по тяжести.
Для развития более тонких движений пальцев очень полезно раскладывать мелкие предметы : пуговицы, палочки, зерна и др. по небольшим коробочкам или мешочкам. Упражнения такого рода надо разнообразить, а успехи ребенка всячески поощрять. С удовольствием дети нанизывают бусы, колечки, пуговицы на нитку, передвигают косточки на счетах, вырезают из бумаги картинки по контуру и раскрашивают их.
Нужно использовать также лепку из пластилина, работу с мозаикой. Эти виды деятельности можно постепенно усложнять. Игры со строительным материалом, начиная от самых простых соединений, также постепенно усложняют по количеству деталей и трудности исполнения. Хорошо укрепляет мышцы руки сжимание резиновой губки.
Родители должны со вниманием отнестись к самым незначительным улучшениям в точности и скорости выполнения перечисленных упражнений. Полезно отмечать время и положительно оценивать усидчивость ребенка.
Своевременно начатая и систематическая работа по развитию движений пальцев подготавливает успешное овладение техникой письма. Проводятся следующие упражнения:
1. На плотном картоне рисуют контур кисти ребенка с равномерно разведенными пальцами. Ребенок фиксирует свою руку соответственно контору.
2. Ребенок кладет кисть руки на стол и по просьбе родителей поочередно приподнимает пальцы. Если ребенку не сразу удается выполнить это упражнение, взрослый может придержать рукой те пальцы, которые должны остаться неподвижными.
3. Ребенок складывает ладони, сжимает их и постукивает пальцами каждой пары. Для увеличения мышечной нагрузки, на каждую пару можно надеть тонкую резинку небольшого диаметра.
4. По заданию взрослого ребенок показывает поочередно пальцы по одному, по два, по три; выдвигает вперед второй и пятый пальцы (остальные сжаты в кулак).
5. Отбивание такта каждым пальцем, имитация игры на пианино.
6. «Отстреливание» ватного шарика, шашки и т. п. одним, двумя и четырьмя пальцами.
Дети могут испытывать на первых порах трудности в еде и самообслуживании. Им нужно терпеливо помогать, но при этом соблюдать разумную меру при оказании помощи, иначе может пострадать развитие самостоятельности ребенка. Полезно изменить ручку ложки, кружки — сделать ее более толстой с помощью бинта. Посуду можно закрепить на подносе.
При обучении питью сначала используется резиновая трубка для втягивания жидкости. Ребенок захватывает трубку, затем ее нужно слегка потянуть, чтобы он удерживал ее одними губами.
Для укрепления и развития челюстных мышц очень полезно во время еды надеть на голову ребенка эластичный резиновый жгут (под челюсти). Во время жевания происходит усиленная гимнастика мышц, которая также благотворно сказывается на произношении звуков.
Нужно помочь ребенку овладеть навыками самообслуживания, в особенности действиями, которые необходимы при использовании пуговиц, кнопок, пряжек, шнурков и т. п.
Полезны следующие упражнения:
1. Захват сначала тремя, а позже двумя пальцами пуговиц разной величины, формы: пуговицы можно прикрепить с помощью резинки к щитку или рамке, расположив их несколько рядов. По указанию взрослого ребенок захватывает нужную пуговицу и тянет на себя, затем отпускает. Так можно упражняться многократно, начав с более крупных пуговиц.
2. Застегивание, расстегивание пуговиц на специальном образце ткани с пуговицами и петлями разной величины, который укреплен на рамке. Затем эти действия отрабатываются на одежде куклы, а потом и на собственной одежде.
3. Шнурование: сначала ботинок укрепляют на доске или рамке, и ребенок учится на нем, а позднее тренируется на своей обуви.
Домашние занятия с ребенком должны предусматривать постепенное развитие точности и плавности движений, нужных для письма. Этому способствуют следующие упражнения:
- раскрашивание картинок;
- точное обведение контуров предметов;
- рисование простых предметов по проставленным точкам;
- соединение данных точек линиями разного направления;
- штрихование (используются цветные карандаши).
Очень важно суметь убедить ребенка в полезности подобных упражнений и стимулировать его успехи, нужно отмечать ускорение темпа выполнения упражнения, его точность. Бумагу можно закрепить кнопками к столу, использовать на первых порах мягкие карандаши увеличенного диаметра.
Систематическая работа по нормализации артикулярной и тонкой ручной моторики, развитию слухового внимания и фонематического слуха способствует устранению дефектов фонетической стороны речи, развивает и активизирует навыки речевого общения, наибольшая эффективность в преодолении нарушения достигается при четкой координации совместных усилий логопеда, воспитателя и родителей.