Елена Холод
Развитие теоретических взглядов на формирование математических представлений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать
В развитии теории и методики математических представлений можно выделить несколько исторически значимых этапов [1, с. 25].
Первый этап – эмпирическое развитие методики.
Публикация «Развитие теоретических взглядов на формирование математических представлений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Вопросы математического развития детей своими корнями уходят в классическую и народную педагогику. Различные считалки, пословицы, поговорки, загадки, потешки служили хорошим материалом для обучения детей счету, позволяли сформировать у ребенка понятия о числах, форме, величине и т. д. Позднее на этом этапе произошло выдвижение идеи о необходимости математического развития детей дошкольного возраста. Выдающиеся мыслители прошлого (Я. А Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, видные деятели (М. Монтессори, Ф. Фребель) осознавали, что без предварительной математической подготовки детям будет трудно осваивать школьную программу [7, с. 40].
Второй этап – начальный этап становления теории и методики математического развития дошкольников.
На данном этапе происходило определение содержания, методов и приемов работы с детьми, поиск и создание дидактических материалов. Исторически этот этап относится к 20-30 годам ХХ века. Большую роль в развитии математических представлений сыграли отдельные педагоги-исследователи: Е. И. Тихеева, Ф. Н. Блехер, Л. В. Глаголева и др., а также представители «школ» и направлений сенсорного воспитания (М. Монтесори, Л. Венгер).
С начала ХХ века в России начала создаваться научно - обоснованная дидактическая система обучения дошкольников математике. Ее начальный этап – начало – 40-е годы ХХ века. В это время в дореволюционной России методические пособия адресовывались, как правило, одновременно семье и детскому саду, в них родители и воспитатели знакомились с содержанием обучения математике детей. В 1912 г. выходит пособие В. А. Кемниц «Математика в детском саду : игры, беседы, упражнения, изучение чисел 1-10, действий с ними, форм, величин, измерения, части и целого».
До 1939 г. в детских садах г. Ленинград детей обучали счету по методике Л. В. Глаголевой, в которой она рекомендовала опираться на обе господствующие в то время теории : восприятия числа путем счета и путем образа.
Она пропагандировала разнообразие методов [6, с. 43] :
- лабораторный (отработка практических действий с использованием наглядных материалов);
- исследовательский (поиск детьми ситуаций применения знаний, аналогичных изучаемым);
- иллюстративный (закрепление умений в продуктивной деятельности)
- наглядный;
- игра.
Кроме того, Л. В. Глаголева раскрыла приемы формирования представлений о величинах, измерении, делении целого на части.
Третий этап – создание научно обоснованной дидактической системы формирования элементарных математических представлений в дошкольном возрасте. В этот период происходило дальнейшее определение содержания, методов и приемов работы с детьми, дидактических материалов. Этот этап продолжался с 50 годов ХХ века. А. М. Леушина изучала теорию и методику развития 10 количественных и числовых представлений у детей в процессе обучения.
Четвертый этап – психолого-педагогические исследования 60-70 годов ХХ века.
Изучались закономерности становления представлений о числе, развития счетной деятельности, вычислительной деятельности. Обосновывалась необходимость начинать обучение детей с раннего возраста, с восприятия множеств предметов, с последующим обучением счету, выделению отношений между числами.
Разрабатывались дидактические материалы, пособия, игры. Это были исследования психологов: И. А Френкеля, Л. Ф. Яблокова, Н. А. Менчинской, Н. Н. Лежавы, Г. С. Костюка; педагогов: А. М. Леушиной, Н. Г. Бакст. В 70-80 годы проведены исследования по отдельным проблемам методики математических представлений (Т. В. Тарунтаева, В. В. Данилова, Г. А. Корнилова, Т. Д. Рихтерман) [2, с. 32].
Пятый этап – современное состояние теории и методики математического развития детей дошкольного возраста (с 80-х годов ХХ века до настоящего времени) [8, с. 22].
Современное состояние теории и методики развития математических представлений у детей дошкольного возраста сложилось в 80-90 годы и первые годы нового столетия под влиянием развития идей обучения детей математике, а также реорганизации всей системы образования. Уже в 80-е годы начали обсуждаться пути совершенствования, как содержания, так и методов обучения дошкольников математике.
В качестве негативного момента отмечалась ориентировка на выработку у детей предметных действий, в основном связанных со счетом и простейшими вычислениями, без должного уровня их обобщенности. Такой подход не обеспечивал подготовку к усвоению математических понятий в дальнейшем обучении. Специалисты изучали возможности интенсификации и оптимизации обучения, способствующие общему и математическому развитию ребенка, отмечали необходимость повышения теоретического уровня осваиваемых детьми знаний. Это требовало реконструкции программы обучения. Начались поиски путей обогащения содержания обучения. Решение этих сложных задач осуществлялось по-разному.