МААМ-картинки

Развитие теоретических взглядов на формирование математических представлений у детей дошкольного возраста

Елена Холод
Развитие теоретических взглядов на формирование математических представлений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать

В развитии теории и методики математических представлений можно выделить несколько исторически значимых этапов [1, с. 25].

Первый этап – эмпирическое развитие методики.

Публикация «Развитие теоретических взглядов на формирование математических представлений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Вопросы математического развития детей своими корнями уходят в классическую и народную педагогику. Различные считалки, пословицы, поговорки, загадки, потешки служили хорошим материалом для обучения детей счету, позволяли сформировать у ребенка понятия о числах, форме, величине и т. д. Позднее на этом этапе произошло выдвижение идеи о необходимости математического развития детей дошкольного возраста. Выдающиеся мыслители прошлого (Я. А Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, видные деятели (М. Монтессори, Ф. Фребель) осознавали, что без предварительной математической подготовки детям будет трудно осваивать школьную программу [7, с. 40].

Второй этап – начальный этап становления теории и методики математического развития дошкольников.

На данном этапе происходило определение содержания, методов и приемов работы с детьми, поиск и создание дидактических материалов. Исторически этот этап относится к 20-30 годам ХХ века. Большую роль в развитии математических представлений сыграли отдельные педагоги-исследователи: Е. И. Тихеева, Ф. Н. Блехер, Л. В. Глаголева и др., а также представители «школ» и направлений сенсорного воспитания (М. Монтесори, Л. Венгер).

С начала ХХ века в России начала создаваться научно - обоснованная дидактическая система обучения дошкольников математике. Ее начальный этап – начало – 40-е годы ХХ века. В это время в дореволюционной России методические пособия адресовывались, как правило, одновременно семье и детскому саду, в них родители и воспитатели знакомились с содержанием обучения математике детей. В 1912 г. выходит пособие В. А. Кемниц «Математика в детском саду : игры, беседы, упражнения, изучение чисел 1-10, действий с ними, форм, величин, измерения, части и целого».

До 1939 г. в детских садах г. Ленинград детей обучали счету по методике Л. В. Глаголевой, в которой она рекомендовала опираться на обе господствующие в то время теории : восприятия числа путем счета и путем образа.

Она пропагандировала разнообразие методов [6, с. 43] :

- лабораторный (отработка практических действий с использованием наглядных материалов);

- исследовательский (поиск детьми ситуаций применения знаний, аналогичных изучаемым);

- иллюстративный (закрепление умений в продуктивной деятельности)

- наглядный;

- игра.

Кроме того, Л. В. Глаголева раскрыла приемы формирования представлений о величинах, измерении, делении целого на части.

Третий этап – создание научно обоснованной дидактической системы формирования элементарных математических представлений в дошкольном возрасте. В этот период происходило дальнейшее определение содержания, методов и приемов работы с детьми, дидактических материалов. Этот этап продолжался с 50 годов ХХ века. А. М. Леушина изучала теорию и методику развития 10 количественных и числовых представлений у детей в процессе обучения.

Четвертый этап – психолого-педагогические исследования 60-70 годов ХХ века.

Изучались закономерности становления представлений о числе, развития счетной деятельности, вычислительной деятельности. Обосновывалась необходимость начинать обучение детей с раннего возраста, с восприятия множеств предметов, с последующим обучением счету, выделению отношений между числами.

Разрабатывались дидактические материалы, пособия, игры. Это были исследования психологов: И. А Френкеля, Л. Ф. Яблокова, Н. А. Менчинской, Н. Н. Лежавы, Г. С. Костюка; педагогов: А. М. Леушиной, Н. Г. Бакст. В 70-80 годы проведены исследования по отдельным проблемам методики математических представлений (Т. В. Тарунтаева, В. В. Данилова, Г. А. Корнилова, Т. Д. Рихтерман) [2, с. 32].

Пятый этап – современное состояние теории и методики математического развития детей дошкольного возраста (с 80-х годов ХХ века до настоящего времени) [8, с. 22].

Современное состояние теории и методики развития математических представлений у детей дошкольного возраста сложилось в 80-90 годы и первые годы нового столетия под влиянием развития идей обучения детей математике, а также реорганизации всей системы образования. Уже в 80-е годы начали обсуждаться пути совершенствования, как содержания, так и методов обучения дошкольников математике.

В качестве негативного момента отмечалась ориентировка на выработку у детей предметных действий, в основном связанных со счетом и простейшими вычислениями, без должного уровня их обобщенности. Такой подход не обеспечивал подготовку к усвоению математических понятий в дальнейшем обучении. Специалисты изучали возможности интенсификации и оптимизации обучения, способствующие общему и математическому развитию ребенка, отмечали необходимость повышения теоретического уровня осваиваемых детьми знаний. Это требовало реконструкции программы обучения. Начались поиски путей обогащения содержания обучения. Решение этих сложных задач осуществлялось по-разному.

Публикации по теме:

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек КюизенераФормирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера Актуальность Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,.

Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы)Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы) «Формирование элементарных математических представлений детей 3-4 лет через дидактические игры» из опыта работы. Новикова Галия Фаритовна.

Дидактическая игра по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 5–7 летДидактическая игра по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет Авторская дидактическая игра по ФЭМП «Белочки» для детей старшего дошкольного возраста. Автор: Бирюкова Наталья Юрьевна Организация: МБДОУ.

Формирование элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста с помощью интерактивного плаката Н. Ю. Сунцова, Е. А. Олейник, О. В. Толстых, МБДОУ ДС № 66 «Журавушка» (г. Старый Оскол) Аннотация: В статье рассмотрен современный подход.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Нарисую я картинку» Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Нарисую я картинку». Авторы: воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений»Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений» Речевое развитие ребенка показывает уровень развития мышления. Общеизвестно, что память ребенка избирательна. Она вбирает в себя только.

Приобретение теоретических знаний и формирование практических умений и навыков по ПДД у детей дошкольного возрастаПриобретение теоретических знаний и формирование практических умений и навыков по ПДД у детей дошкольного возраста Ребенок в большом городе - это ребенок рядом с дорогой. Ему приходится сталкиваться с переходами, мчащимися автомобилями, автобусами и.

Формирование элементарных математических представлений с детьми раннего возрастаФормирование элементарных математических представлений с детьми раннего возраста ФЭМП- Это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирование его познавательных и творческих способностей. Поэтому уже с самого.

Роль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возрастаРоль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста МБДОУ детский сад №8 Мастер – класс тема: «Роль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие теоретических взглядов на формирование математических представлений у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 8 октября 2023 в 09:26
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие теоретических взглядов на формирование математических представлений у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Холод в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД