Галина Фролова
Развитие талантливых и одарённых детей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня организация системы образования направлена на создание условий для выявления и развития способностей и таланта дошкольников.
Проблема детской одарённости, развития творчества дошкольника с его неповторимостью, оригинальностью и уникальностью – очень важные вопросы, которые стоят перед ДОУ.
Поэтому необходимо внедрять новую технологию обучения и воспитания.
Публикация «Развитие талантливых и одарённых детей в ДОУ» размещена в разделах
Организация образовательного процесса в ДОУ в современных условиях предъявляет высокие требования к квалификации педагогов, которые должны быть ориентированы в первую очередь на развитие личности дошкольника в процессе совместной деятельности с ними.
Следует правильно понимать, что значит одарённость. Одним из определений одарённости считается совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей.
Талантливость – это наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности. А значит одарёнными и талантливыми детьми можно назвать тех детей, которые, по оценке специалистов, в
силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения. Перспективы таких детей определяются их достижениями или потенциальными возможностями в одной или нескольких сферах: интеллектуальной, творческого или продуктивного мышления, общения и лидерства, художественной деятельности, двигательной деятельности.
Инновационный потенциал воспитателя, специалиста ДОУ выражается в готовности совершенствовать педагогическую деятельность, искать собственные нетрадиционные решения возникающих проблем,
воспринимать и творчески воплощать уже существующие нетрадиционные подходы в образовании.
Педагог выступает как помощник становления и развития личности воспитанника, уважающий эту личность независимо от меры её приобщённости к знанию, меры её понимания, либо непонимания.
Изменяется характер управления, воздействия на воспитанника. Утверждается позиция демократических взаимодействий, сотрудничества, помощи, вдохновения, внимания к личностной инициативе воспитанника, к росту его личности.
Для работы с одарёнными и талантливыми детьми необходимо создать специальное образовательное пространство.
Педагог должен помнить:
- обучение и развитие одарённых и талантливых детей требует особого подхода к содержанию образования и организации воспитательно-образовательного процесса с учётом их интеллектуальных, творческих и личностных особенностей;
• - одарённые дети относятся к группе риска вследствие их сложной нервно-психической организации;
• - во избежание кризиса одарённости, приводящих к её затуханию, необходимо предоставить ребёнку возможность быть субъектом собственной деятельности и развивать его индивидуальный познавательный опыт;
• - необходима эффективная система выявления одарённости ребёнка на разных возрастных этапах с учётом всех её составляющих;
• - одарённые дети нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении на протяжении всего периода посещения ДОУ.
Мы не выявили пока в нашем ДОУ одарённых детей, и считаем, что распознать одарённость в дошкольном возрасте сложно, но талантливых детей достаточно много. Это довольно легко выявить даже из ежедневных наблюдений за детьми: кто-то очень любит в свободное время рассматривать энциклопедию, кто-то рисовать, кто-то лепить, кто-то любит играть на музыкальных инструментах, петь, танцевать и т. д.
Талантливы все дети, важно это увидеть и направить развитие ребёнка в нужное русло.
В нашем ДОУ работают кружки по интересам: «Хочу всё знать», «Умелые руки», «Театральный», «Весёлый художник», «Шумовые инструменты», клуб «Маленький горожанин»
Исходя из своих наблюдений за деятельностью детей в свободное время и опросов детей, педагоги помогают им определить, в каком кружке им нужно заниматься.
В кружке «Хочу всё знать» дошкольники познают мир. Этот кружок посещают любознательные дети.
На занятиях они узнают то, что их больше всего интересует: о взаимосвязи человека с природными явлениями, о семье, жизни города, размышляют о том, что их ждёт в будущем и т. д. Надо отметить, что дети талантливы в своих размышлениях, они могут делать удивительные умозаключения. У них закладывается хороший интеллектуальный потенциал.
В кружках «Умелые руки», «Весёлый художник» дети развивают умелость рук, своё творчество, а так же они стремятся показать свои достижения, поэтому участвуют в различных выставках, конкурсах.
В кружке «Театральный» дети развивают актёрские способности.
Поощряя детские стремления мы помогаем детям оформлять персональные выставки творческих работ в ДОУ, организовываем конкурсы рисунков, поделок. Лучшие работы отправляем на различные конкурсы: городские. областные, всероссийские.
Мы взяли за правило один день в году объявлять праздником талантов. И это оказалось интересным и полезным мероприятием! Каждый педагог и дети готовятся к этому дню. Составляется программа дня. Соответственно оформляются группы и музыкальный зал. Опишу некоторые мероприятия, которые проводились в нашем ДОУ в такой день.
В подготовительной логопедической группе учитель-логопед провела коррекционно-развивающее занятие на тему «Сам себе поэт».
В начале занятия дети встретились с няней Пушкина Ариной Родионовной и говорили о том, как Пушкин любил слушать нянины сказки, а затем сам стал писать стихи и сказки. И делал это очень талантливо, так как его произведения до сих пор любимы читателями.
С помощью волшебной палочки все дети превратились в поэтов. Выполняя различные задания Арины Родионовны, дети подбирали рифмы к словам, затем к загадке подбирали в рифму отгадку, затем выстраивали рифму запутанного четверостишья и т. п.
Далее каждый ребёнок сочинил четверостишие по заданной паре слов.
(Мороз, нос: Наступил большой мороз,
Я отморозил себе нос).
(Настало, стало: Лето жаркое настало,
Очень жарко людям стало).
(Катился, свалился: Я на роликах катился,
Вдруг запнулся и свалился).
В итоге занятия все дети получили медаль «Талантливый поэт».
В клубе «Маленький горожанин прошла встреча на тему: «Праздник талантов».
Заранее было объявлено, что в клубе состоится встреча талантливых людей. Все желающие были приглашены на праздник с помощью афиши. Заранее в зале была оформлена выставка творческих работ детей и взрослых.
Под музыку дети и взрослые вошли в зал и удобно устроились на стульях.
Самая талантливая ведущая поприветствовала всех и объявила, что сегодня в клубе пройдёт презентация талантов, а талантлив каждый из пришедших в клуб.
Под музыку в центр вышли самые маленькие гости клуба – дети младшей группы. На большом полотне выполнено коллективное панно «Теремок талантов» из «колбасок» пластилина.
Ребёнок прочё л стих:
Посмотрите, на полянке вырос дом
С крышей, с кругленьким окном.
Это не простой домок.
Это домик-теремок.
В нём живут таланты
Детей из группы младшей.
Воспитатель рассказала, как дети старательно раскатывали колбаски и талантливо сложили их в теремок. Все присутствующие в знак признания таланта малышей аплодировали им.
Затем ведущая по очереди приглашала продемонстрировать свои таланты детей и воспитателей из средней, старшей и подготовительной групп. Дети второй младшей группы представили коллективную аппликацию «Ветка рябины». Дети средней группы - картину «Волшебница Зима». Дети старшего возраста под руководством музыкального руководителя и воспитателей демонстрировали таланты художников, вокалистов, танцоров, музыкантов, фокусников, гимнастов. Они читали стихи, пели, танцевали, решали арифметические и логические задачи, придумывали слова на заданный звук, заводили хороводы, организовывали игры, эстафеты. А вместе с ними были мудрая Сова, Капризка и очень ленивая принцесса. Но случилось чудо! В результате детских талантливых выступлений Капризка и ленивая принцесса исправились, им очень понравились талантливые дети, и они захотели быть такими же талантливыми. А из золотой бутафорской медали «Большой талант!» в награду за своё участие в празднике все дети получили волшебные конфеты, начинённые талантом.