Евгения Портнова
Как развивать талантливых и одаренных детей
▼ Скачать + Заказать документы
Какими качествами одаренный человек отличается от человека талантливого, а талант от гения?
Одаренность – это свойство личности человека, определяющее его возможности в достижении незаурядных результатов в какой-либо сфере деятельности. Одаренность может быть интеллектуальной, творческой, двигательной, в учебных достижениях (обучаемость) и в общении с людьми (лидерство). Если одаренный человек живет в благоприятных для усовершенствования его способностей условиях, то его одаренность развивается в талант.
Публикация «Как развивать талантливых и одаренных детей» размещена в разделах
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Талант – это высший уровень одаренности, который проявляется в высоких достижениях личности, неповторимом вкладе человека в культуру или науку. Талантливый человек обладает большими творческими и интеллектуальными возможностями (потенциалом, особым складом характера, ему присущи личностная увлеченность и высокая мотивация достижений.
Гениальность – это высочайший уровень одаренности. Гениальный человек не только добивается высших достижений в области науки или искусства, он преобразует сферу своей деятельности. Но кроме этого, гений отличается от талантливого человека тем, что способен достигнуть незаурядного успеха в любом начинании.
Долгое время считалось, что одаренность, талант и гениальность – это психические отклонения, патология. Однако исследования и наблюдения показали, что среди талантов и гениев психически неуравновешенных людей не больше, чем среди людей обычных – около 10%. Просто они всегда находятся «на виду» и любое их несоответствующее общим правилам поведение обществом преувеличивается.
Что же такое музыкальные способности, музыкальность
музыкальная одаренность и как их развивать?
Развитие музыкальных способностей – одна из задач музыкального воспитания детей. Важным вопросом является природа музыкальных способностей: представляют они собой врожденные свойства человека или могут развиваться под воздействием окружающей среды, воспитания и обучения. Другим важным вопросом является определение понятия музыкальность, музыкальные способности, музыкальная одаренность и от этого вопроса зависит практическая деятельность музыкального воспитания. Что же такое способности?
Способности – это психическое свойство личности отражающие проявления таких её особенностей, которые позволяют успешно заниматься одним видом или несколькими видами деятельности. Способности бывают общие и специальные. Например, к общим относятся: сообразительность, находчивость, беглость, а к специальным: профессиональные (т. е. один вид деятельности). Музыкальные способности по теории Б. М. Теплова есть у всех, в той или иной музыкальной деятельности, или же во всех музыкальных областях. А вот совокупность этих способностей и есть музыкальность. Так же Б. М. Теплов утверждает, и я с его теорией соглашусь, что все дети в определенной степени обладают музыкальностью. Это связанно с сочетанием способностей, как общих (творческое воображение, внимание, вдохновение, чувство природа, так и специальных (чувство ритма, ладовое чувство, слуховое). А вот белее качественное сочетание общих и специальных способностей образует более широкое понятие музыкальная одаренность. Многие музыканты и композиторы: Глинка, Чайковский, Моцарт, Бетховен обладают совокупностью способностей: творческое воображение, вдохновение, творческая воля, чувство ритма, ладовое чувство, слуховое и т. д.
«Проблема музыкальности, пишет Б. М. Теплов, - это проблема прежде всего качественная, не количественная.» Я с этим высказыванием согласна, т. к. музыкальные способности можно и нужно развивать в детях, в процессе занятия разными музыкальными видами деятельности, потому что, способности проявляются в деятельности, не наоборот. И зависят они от окружающей среды ребенка.
Можно нередко слышать: «Должно быть, мой ребенок пошел в отца, у него совсем нет музыкального слуха». Достаточно распространенная формула, которая определяет причины отсутствия способностей сына или дочери.
Однако все в действительности несколько иначе. Если бы происхождение было определяющим фактором в формировании способностей, то тогда дети, поколение за поколением, наследовали бы профессии отцов. Но жизнь гораздо интереснее, и не так уж редки случаи, когда ребенок ученого становится скрипачом, а врача - писателем. И объясняется это окружением, в котором растет малыш, его собственным опытом. Они определяют в будущем и способности, и характер человека. И если сын музыканта выбирает ту же профессию, что его отец, то причина этого, прежде всего в том, что воспитывался он в атмосфере музыки, что с первых дней появления на свет был погружен в мир волшебных звуков. Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности (т. е. физиологические особенности строения организма, например, органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Понятие «неразвивающаяся способность», по утверждению ученых, специалистов в области исследования проблем музыкальности, само по себе является абсурдным. Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности.
Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность природой данное человеку свойство. Итак, все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Как уже говорилось, окружение, среда, растит и питает личность. Музыка детства хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь.
Работая с музыкально одаренными детьми, я заметила что, они охотнее выполняют задания на музыкальных занятиях, с удовольствием и инициативой участвуют в утренниках, досугах и других мероприятиях детского сада, а так же городских конкурсах, фестивалях, а так же испытывают потребность в общении, со взрослыми, т. к. им необходимы опыт и умения взрослого, поэтому они как «губки» все впитывают. Из выше сказанного вытекает вывод, что с такими детьми необходимо заниматься дополнительно. Это необходимо для самих детей, так как их талант должен быть востребован. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала: с радостью участвуют в подготовке сольных номеров, легко усваивают дополнительный материал, их вдохновляет сцена. Что бы выявить, таких детей как можно раньше необходима диагностика и опираясь на данные диагностики, работать во всех направлениях (видах деятельности, а акцент сделать на те, способности, где они менее развиты и чем целенаправленей будет работа по развитию одаренных детей, тем полнее сможет раскрыться одаренная личность. Для таких детей обучение должно быть индивидуальное, направленное на развитие их потенциала; оно не должно ограничивать возможности их развития.
Вопрос работы с талантливыми и одаренными детьми всегда стоял очень остро. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с такими детьми в системе дошкольного музыкального воспитания.
1создание максимально благоприятных условий
2расширение возможностей для участия творчески одаренных и способных дошкольников в различного уровня конкурсах,, фестивалях детского творчества;
3 стимулирование творческой деятельности одаренных детей;
4 Пропаганда детского музыкального творчества.
Опираясь на принципы:
1 Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими.
2 Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной творческой сущности творчески одарённого ребёнка как личности.
3 Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности.
4 Полисубъектный (диалогический) подход вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность.
позволяет определить основные способы решения проблем при работе с творчески одарёнными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.
1. Белова, Е. С. Психологические особенности одаренных дошкольников / Е. С. Белова, Е. И. Щебланова // Одаренный ребенок. – 2003. – № 6.
2. Мелхорн Г., Мелхорн Х. -Г. Гениями не рождаются: Общество и способности человека: Кн. для учителя: Пер. с нем. - М., Просвещение, 1989.- 160 с.
3. Панкова О., Гвоздева О. Воспитание музыкального мышления одаренных детей. Новосибирск,1994. -35 с.
4. Тарасова О. Онтогенез музыкальных способностей - М. : Педагогика, 1988.
5. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: В 2 т. 328 с. - Т. 1. - М. : Педагогика,1985.