Елена Петрова
Развитие связной речи у старших дошкольников через ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
На протяжении дошкольного возраста развитие связной речи является одной из задач речевого воспитания детей дошкольного возраста.
Связная речь понимается как развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, образно и правильно.
Публикация «Развитие связной речи у старших дошкольников через ТРИЗ» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Вопросы развития связной речи детей дошкольного возраста подробно рассматриваются в работах М. М. Алексеевой, А. М. Бородич, Т. А. Ладыженской, Ф. А. Сохина, Т. Б. Филичевой, Б. И. Яшиной. Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в трудах Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и др. Закономерности речевого развития дошкольников изучались А. Н. Гвоздевым, Л. С. Выготским, Д. Б. Элькониным, А. А. Леонтьевым и др.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте является одним из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе.
Традиционное обучение дошкольников рассказыванию строится на подражании с преобладанием репродуктивных приемов руководства. Дети не могут сами оценить, выбрать способы исправления ошибок, у них преобладает исполнительская функция, что препятствует развитию самостоятельности, активности, творчества. Детские рассказы бедны выразительными средствами, в них практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Созданная Г. Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов подрастающего человека в различных предметных областях. Отличительная особенность данной педагогической системы заключается в том, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности.
Следует отметить, что ТРИЗ - это уникальная технология развития связной речи. В формирование связной речи отчетливо выделяется тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы связно рассказать о чем — нибудь, нужно ясно представить себе объект рассказа (предмет, событие, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.
При построении работы по развитию речи с дошкольниками элементы ТРИЗ, учитываю следующие дидактические принципы:
Принцип свободы выбора
Принцип деятельности
Принцип открытости
Принцип обратной связи
Принцип идеальности
Важно, что бы речевые занятия были интересны детям, и построены таким образом, чтобы у ребенка возникло желание активно участвовать в речевом общении. Взрослым важно поэтому поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.
Так же используются следующие методы ТРИЗ-технологии :
обучение детей созданию образных характеристик объектов;
создание дошкольниками рифмованных текстов;
обучение детей составлению творческих рассказов по картине;
обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания.
Работа по обучению детей созданию образных характеристик должна начинаться с:
1. Обучения детей составлению сравнений.
2. Отрабатывания умений детей по составлению разнообразных загадок.
3. Составления метафор.
Алгоритмы по созданию образных характеристик достаточно легко усваиваются детьми и дают возможность значительно повысить уровень выразительности их речи. Разумеется, не стоит ждать от детей создания шедевров в полном смысле этого слова. Творчество и речь ребенка находится в процессе становления. Но только в атмосфере общения и творчества, активного диалога и сотрудничества детей с педагогом и друг с другом можно растить свободную личность, умеющую связно говорить.