Ильсияр Бакиева
План инновационной деятельности «Развитие речи старших дошкольников через использование скороговорок и чистоговорок»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное образование
Ханты-Мансийского автономного округа – Югра
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 20 «Сказка»
(МБДОУ ЦРР «Детский сад № 20 «Сказка»)
г. Ханты-Мансийск, ул. Комсомольская, д. 30-а, тел/ факс: 33-29-39
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Методический кабинет Заведующий МБДОУ
Старший воспитатель «ЦРР – детский сад № 20 «Сказка»
М. С. Верхотурцева Е. В. Турсукова
Публикация «План инновационной деятельности „Развитие речи старших дошкольников через использование скороговорок и чистоговорок“» размещена в разделах
Приказ № от 2019г.
ПЛАН РАБОТЫ
ПО ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через использование скороговорок и чистоговорок»
Воспитатель: Бакиева Ильсияр Минлегалиевна,
I квалификационная категория
г. Ханты-Мансийск
2019 г.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
В современном мире, несомненно, невозможно жить без гаджетов (сотовых телефонов, телевизоров, компьютеров, ноутбуков, планшетов и т. д). Хотя, с одной стороны, их польза неоценима и очень важна. Однако, с другой стороны, все они играют противоположную роль в жизни подрастающего поколения. Практически все дети дошкольного возраста любят играть в компьютерные игры, что может привести к ряду психологических причин (напряженность, эмоциональная неуравновешенность, озлобленность, агрессия). Так же происходит задержка речевого, физического развития, нарушение осанки, зрения.
Я хотела бы остановиться еще на одном, очень важном, на мой взгляд, минусе современных технологий. Это лишение ребенка живого общения, и как вследствие всего, нарушение коммуникативных навыков. Ни для кого не секрет, что речь современных детей, желает быть лучше.
Речь - это способность общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка. Правильная речь — это один из самых явных признаков нормального интеллектуального развития ребенка.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я столкнулась с такой проблемой, что дети 5-6 лет, как правило, имеют обширный словарный запас, умеют пересказывать короткие произведения, хорошо запоминают стихи, чисто произносят звуки. Но иногда речь детей недостаточно четкая и внятная. Это бывает из-за вялости артикуляционного аппарата или когда у ребёнка торопливая речь. В этом случае ребёнок не проговаривает в словах ряд звуков, как мы говорим «проглатывает» их.
Преодолеть эти недостатки помогут различные чистоговорки и скороговорки.
Поэтому мной была выбрана данная тема для самообразования.
ЦЕЛЬ: Повышение уровня компетентности и профессионализма по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста через чистоговорки и скороговорки.
ЗАДАЧИ:
Изучить и проанализировать педагогическую литературу по теме самообразования, используя в том числе Интернет –ресурсы.
Разработать перспективный план по изучению литературы по теме.
Подготовить необходимый материал для организации и проведения организованной образовательной деятельности (ООД) и в режимные моменты для обучающихся - картотеки с чистоговорками и скороговорками; консультаций для педагогов - для выступления на методических часах; буклетов, памяток и консультаций для родителей – для выступления на родительских собраниях и в индивидуальных беседах.
Мной выделены 3 этапа работы.
1 – подготовительный
2 – практико- ориентированный
3 – заключительный этап
Этапы работы:
I этап. Теоретический. (2019-2020 учебный год, сентябрь - декабрь)
Цель: Накопление теоретического и практического материала и создание личной педагогической копилки. Подбор картотек «Чистогорки», «Скороговорки»
ЗАДАЧИ:
Изучить и проанализировать педагогическую литературу по теме самообразования, используя в том числе Интернет –ресурсы.
Разработать перспективный план по изучению литературы по теме.
Подготовить необходимый материал для организации и проведения консультаций для педагогов на методическом часе и памяток, буклетов для родителей на родительском собрании.
II этап. Практический. (2019-2020 учебный год, январь – май; 2020-2022 уч. г.)
Цель: Внедрение своих наработок в практику педагогической работы с обучающимися, родителями и педагогами.
ЗАДАЧИ:
Разработать памятки для педагогов, памятки и буклеты для родителей по теме;
Разработать и оформить картотеки с чистоговорками и скороговорками,
III этап. Итоговый. (2021-2022 учебный год)
Цель: Апробирование в своей деятельности с обучающимися картотек с чистоговорками и скороговорками.
ЗАДАЧИ:
Систематизировать накопленный материал;
Обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт среди коллег на муниципальном, региональном и всероссийском уровне, в средствах массовой информации и в сети Интернет;
Подвести итог работы, анализ результатов.
Ожидаемые результаты
Для педагога:
1. Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач речевого развития детей старшего дошкольного возраста через использование чистоговорок и скороговорок в различных видах детской деятельности.
2. Разработан учебно-методический комплект: дидактические игры, сенсорные игры, сюжетно-ролевые игры, речевые упражнения, проблемные и игровые ситуации, пособия, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей.
3. Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования.
4. Организована безопасная и психологически комфортная образовательная среда для каждого ребёнка с учётом его психологических возможностей и особенностей.
Для воспитанников:
1. Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания.
2. Ребёнок осмысленно подбирает слова в соответствии с речевой ситуацией, сочетает в предложении новые слова с уже знакомыми.
3. У ребёнка развит фонематический слух, речевое дыхание, громкость, темп, интонационная выразительность.
4. У ребёнка сформированы речевая инициатива и речевая творческая самостоятельность в различных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности и др.
5. У ребёнка сформированы предпосылки грамотности.
Изучение педагогической литературы
№ п/п Задачи и содержание деятельности Сроки Форма представления результатов Где и когда заслушивался отчет
1 Нахождение литературы и изучение литературы по теме самообразования Сентябрь-октябрь
2019 г. Определить цель и задачи работы по теме самообразования, составить план самообразования Методический час
2 Изучение методической литературы из интернет – ресурсов, опыта других педагогов по данному направлению Ноябрь- декабрь 2019 г. На основе изученной литературы составить консультацию для педагогов Методический час
3 Обучение на вебинарах, семинарах по данной теме
Постоянно
Дипломы и сертификаты
Методический час
4 Составление библиографического списка Декабрь 2019 г. Буклеты для педагогов Методический час
Разработка программно-методического
обеспечения воспитательно -образовательного процесса и
участие в системе методической работы детского сада
№ п/п Задачи и содержание деятельности Сроки Форма представления результатов Где и когда заслушивался отчет
1 Разработка перспективного планирования работы воспитателя по теме самообразования Сентябрь- октябрь
2019г. Перспективный план работы по теме самообразования Методический час ДОУ
2 Разработка и оформление картотек «Чистоговорки», «Скороговорки»
Декабрь 2019 г.
Картотеки Использование в ООД
3 Составление отчета о работе по самообразованию за учебный год. Май 2022 г. Отчет о работе за учебный год Доклад на педагогическом совете
Работа с родителями
№ Содержание деятельности Сроки Форма представления
результатов
1 Подборка литературы по теме Декабрь 2019 г. Консультация «Что такое чистоговорки? Для чего они нужны?»
2 Разработка памяток и буклетов для родителей по теме Январь-март 2020 г. Памятки и буклеты «Чистоговорки и скороговорки в речи детей старшего дошкольного возраста»
3 Конкурс рисунков «Нарисуй скороговорку» (совместный для родителей и детей группы) Апрель 2020 г. Выставка рисунков «Нарисуй скороговорку»
Взаимодействие с социумом
№
п/п Задачи и содержание деятельности
Сроки
Форма представления результатов работы Где и когда заслушивался отчет
1 Посещение детской библиотеки 1 раз в квартал Фотоотчет Методический час – пополнение сайта
2 Участие в Неделе детской книги Март 2020 г. Фотоотчет Методический час - пополнение сайта
3 Посещение музеев города По мере подачи заявок Фотоотчет Методический час - пополнение сайта
Приложение 1.
Список литературы для изучения:
1. Генинг. М. Г. Воспитание у дошкольников правильной речи : пособие для воспитателей дет. садов / М. Г. Генинг, Н. А. Герман. – Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 2012. – 122 с.
2. Скороговорки и чистоговорки для развития речи : кн. для педагогов ДОУ / В. Дмитриева. – М. : Астрель. Сова, 2008. – 128 с.
3. Колунова. Л. А. «Умноватый мальчик» : работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников / Л. А. Колунова.
4. Новиковская, О. А. Мир вокруг тебя. Чистоговорки и скороговорки : кн. для педагогов ДОУ / О. А. Новиковская. – М. : Астрель, 2009. – 96 с.
5. Логопедия (практическое пособие) В. И. Руденко 2009г.
6. Воспитание у детей правильного произношения М. Ф. Фомичёва 1981г.
7. Логопедические упражнения в рифмах Е. А. Алифанова, Н. Е. Егорова 2000г.
8. Скороговорки для развития дикции : Портал для всей семьи [Электронный ресурс]
9. Щемерова Н. Н., Буланова М. А. Чистоговорки и скороговорки как средство воспитания звуковой культуры речи старших дошкольников // Молодой ученый. — 2015. — №20.1. — С. 40-42. — URL
10. Давыдович. Л. Правильно ли говорит ваш ребенок / Л. Давыдович // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 8 – С. 12-23.
11. О. С. Ушакова // Дошкольное воспитание. – 2004. № 9. – С. 11-14. Кривошеева, Л. В. Чистоговорки и скороговорки в воспитании звуковой культуры речи // Детский сад № 1 [Электронный ресурс]
12. Работа с периодическими изданиями «Ребёнок в детском саду», «Дошкольное воспитание»
Изучение материалов по теме на интернет - сайтах:
1 «Детство Гид».
2 Международный образовательный портал МААМ. RU
3 Всероссийский образовательный ПОРТАЛ ПЕДАГОГА.