Получи документы

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством игр-драматизаций

Виктория Павловская
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством игр-драматизаций
▼ Скачать + Заказать документы

Одной из важнейших задач дошкольного воспитания является подготовка детей к обучению в школе, поскольку наиболее благоприятным для развития речевой активности является дошкольный возраст. Это обусловлено, с одной стороны, сохраняющейся высокой восприимчивостью к социальным воздействиям, с другой - развитием элементов произвольности, самосознания, что обеспечивает ребенку определенный уровень самостоятельности. Кроме того, одной из основных задач дошкольного образования, согласно ФГОС ДО, является развитие связной, правильной диалогической и монологической речи.

Публикация «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством игр-драматизаций» размещена в разделах

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности, она носит характер последовательного систематического развернутого изложения и является показателем будущей успешности ребенка в школе. В дошкольном возрасте дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без него. Усложняется синтаксическая структура рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

В настоящее время у многих детей дошкольного возраста отмечается нарушение связной речи, неумение правильно излагать свои мысли, понимать и полным развернутым предложением отвечать на поставленные вопросы, логично рассуждать и делать точные определенные выводы, что препятствует успешной подготовке дошкольников к обучению в школе.

Несмотря на недостатки связной речи, по мнению многих исследователей (В. П. Глухова, Н. С. Жуковой, Р. Е. Левиной, Е. М. Мастюковой, Н. В. Нищевой, Т. А. Ткаченко, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной) для полноценного усвоения детьми развернутой связной монологической речью необходимо найти наиболее эффективные методы коррекции данного речевого нарушения. Известно, что основным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра.

Система работы, направленной на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством игр-драматизаций :

Подготовительный этап, цель которого эмоциональное развитие и подготовка детей к правильному формированию фразовой речи посредством игр-драматизаций. На данном этапе необходимо решить следующие задачи:

Замотивировать детей процессом игры для дальнейшего обучения;

Обогащать словарь новыми словами и словосочетаниями;

Прививать навыки грамматически правильного оформления высказываний;

Развивать интонационную выразительность речи;

Развивать коммуникативные навыки;

Развивать умения передавать характерные особенности героев произведений с помощью выразительных средств речи; планировать связные высказывания;

Развивать фразовую и диалогическую речь;

Воспитывать интерес к играм-драматизациям.

Основной этап, цель которого - формирование диалогической речи и предпосылок монологической речи посредством игр-драматизаций

Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

Обогащать и активизировать словарь новыми словами и словосочетаниями;

Учить задавать и отвечать на вопросы: репродуктивные (Кто? Что); поисковые (Где? Куда? Откуда); проблемные (Что было бы, если? Как бы ты сказал? Что бы произошло, если бы)

Формировать навыки грамматически правильного оформления высказываний;

Развивать вербальную память, образное мышление, учить использовать вербальные и невербальные средства общения для передачи характера и образа героя;

Развивать диалогическую и монологическую речь в играх драматизациях с использованием атрибутов;

Основными условиями эффективности работы стали:

систематичность проведения упражнений и заданий

распределение упражнений в порядке нарастающей сложности

подчиненность заданий выбранной цели

чередование и вариативность упражнений

Формы работы с детьми

Работа с детьми осуществлялась в форме фронтальных, групповых и индивидуальных занятий:

На занятиях (фронтальных, групповых, индивидуальных) - используются элементы драматизации, способствующие раскрепощению детей, преодолению застенчивости, страха перед речью, развитию коммуникативных отношений, обогащению и активизации словаря, интонационной выразительности, мимики, силы голоса, обогащению эмоционального словаря, в соответствии с темой занятия. А так же запоминанию текста и его воспроизведению.

Одним из необходимых условий успешного результата обучения детей является создание мотивации речевой деятельности.

Драматизация (игры - имитации, игры – импровизации, этюды, игры-драматизации, ролевые диалоги) в работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста способны создать интерес к занятию.

С целью развития связной речи на каждом занятии проводятся упражнения с элементами драматизации, подобранные в соответствии с тематикой занятий:

- Лексические упражнения связаны с разнообразными заданиями на развитие словаря ассоциаций, антонимов, синонимов, слов, объединенных тематическим признаком; относящихся к одной лексико-грамматической группе (слова-предметы, слова-признаки, слова-действия); слов для правильного завершения смысла высказывания и др.

- Лексико-грамматические упражнения: дополнение предложений нужным по смыслу словом; составление предложений–ответов на вопросы; составление предложений по опорным словам; составление предложений с данным словом; распространение начальной структуры предложения по вопросам и путем наращивания слов по цепочке; преобразование предложений путем изменения лица, числа, времени, замены слов синонимами и т. д. ; преобразование деформированной фразы; составление расширенного значения знакомого словосочетания (громадный дом – очень большой дом или дом, который выше всех других домов).

Таким образом, положительная динамика развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста является результатом использования элементов драматизации, игр - драматизаций в работе по развитию связной речи. Дети стали активно общаться как с педагогом, так и со сверстниками, обогатился и активизировался словарь. При построении самостоятельных рассказов многие дети стали использовать распространенные предложения, в которых прослеживается логичность, связность высказываний, последовательность изложения мысли, снизилось количество пауз, аграматизмов. Речь детей приобрела интонационную выразительность.

Публикации по теме:

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Использование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию»Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию» Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче за 2018-19 уч. год «Развитие связной речи детей через обучение рассказыванию» (март-май).

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр: Бизиборд "Дом", "Если мамы нет дома", "Времена года",.

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклораРазвитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклора Актуальность Один из принципов дошкольного образования гласит: - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества.

Развитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игрРазвитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игр Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством игр-драматизаций
Опубликовано: 14 марта 2022 в 13:14
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством игр-драматизаций» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Павловская (УИ 1047773) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД