Лариса Аванесова
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с применением ТРИЗ технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Новая образовательная парадигма требует новых целей образования, ориентированных на развитие личности, на формирование у нее креативных качеств, а это требует новых подходов, разработки адекватных новым целям инновационных педагогических технологий.
Публикация «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с применением ТРИЗ технологий» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
В 70-х гг. ХХ в. в отечественной педагогике определилось новое направление, которое начало заниматься конструированием оптимальных обучающих систем, проектирование учебных процессов. Было введено понятие «педагогическая технология». «Это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя».
В 80-х гг. получила свое распространение в педагогических системах теория решения изобретательских задач (ТРИЗ, созданная в 1946 г. отечественным исследователем Г. С. Альтшуллером. Она основывается на положении о том, что все системы развиваются по определенным законам, которые можно познать и применить. В практике дошкольного образования под термином «ТРИЗ-педагогика» сегодня понимают работу по развитию речи, мышления, воображения детей дошкольного возраста на основе методик, разработанных ТРИЗ- педагогами, а также построение занятий с детьми на основе ТРИЗ-инструментария.
Как любая технология, педагогическая представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого. Любая образовательная технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям - критериям технологичности, т. е. концептуальности, системности, управляемости, эффективности и воспроизводимости.
Концептуальность предполагает, что каждой образовательной технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность означает, что образовательная технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью его частей, целостностью.
Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.
Эффективность указывает на то, что современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, га-рантировать достижения определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения) образовательной технологии в однотипных образовательных учреждениях другими субъектами, должна быть гарантированно эффективна в руках любого педагога, использующего его практически независимо от опыта, стажа, возраста и личных особенностей.
Перечисленные критерии технологичности определяют структуру образовательной технологии, которая включает в себя три части: концептуальную основу, содержательный компонент обучения, процессуальную часть - технологический процесс.
Основными целями ТРИЗ-образования для дошкольников являются : формирование связной речи на основе активизации творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности; развитие творческих способностей; формирование качеств творческой личности.
В основе ТРИЗ-технологий лежат три принципа :
1. Принцип объективности законов развития систем - строение, функционирование и смена поколений систем подчиняется объективным законам.
2. Принцип противоречия - под воздействием внешних и внутренних факторов возникают, обостряются и разрешаются противоречия.
3. Принцип конкретности - каждый класс систем, как и отдельные представители внутри этого класса, имеют свои особенности. Эти особенности определяются внутренними и внешними ресурсами.
Работа по ТРИЗ-технологии базируется на адаптивных методах и функциях использования этих методов. Так как любая технология ориентируется на идею полного усвоения материала путем после-довательных обучающих процедур, то ТРИЗ-технология также предполагает разбивку материала на фрагменты (учебные элементы, использование определенных приемов. Учебный процесс при этом приобретает модульный характер. Разрабатываются игровые приемы по отработке и корректировке материала до полного усвоения ребенком за-данных учебных элементов. При их реализации педагог определяет уровень усвоения учебного материала дошкольником. Обучение предусматривает следующий порядок действий:
1. Сообщение необходимых знаний.
2. Формирование умений на репродуктивном уровне:
- демонстрация деятельности в целом и по элементам;
- организация отработки умений в упрощенных условиях;
- организация самостоятельной практики с непрерывной обратной связью ребенка с педагогом.
3. Переход к поисковой (продуктивной) фазе:
- организация проблемных ситуаций - решение конкретных задач;
- обязательный анализ своей деятельности (рефлексия).
На практике встречаются разные модели использования ТРИЗ-инструментария, которые могут быть эпизодическими и системными. В своем исследовании мы используем модель ТРИЗ-инструментария в образовательном процессе по типовой программе как набор действенных методов реализации стандартного содержания.
Таким образом, результативность использования приемов ТРИЗ- технологий в процессе формирования связной речи у детей дошкольного возраста соответствует высказыванию Л. С. Выготского о том, что «педа-гогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать к жизни те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития».