Елена Добыш
Обучение составлению описательных рассказов старших дошкольников посредством речевых игр
▼ Скачать + Заказать документы
1. СЛАЙД
Тема моего выступления: «Обучение составлению описательных рассказов старших дошкольников посредством речевых игр».
Перед воспитателем стоит задача научить детей строить развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
Публикация «Обучение составлению описательных рассказов старших дошкольников посредством речевых игр» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
Наибольший эффект работы по развитию связной речи дошкольников будет получен, если проводить её через многообразие речевых игр.
Игра вызывает у детей живой интерес к процессу познания.
Поэтому, расскажу о конкретных приёмах и игровых упражнениях, которые целесообразно использовать на занятиях по лексической теме «Дикие животные» при составлении описательных рассказов.
2. Слайд
В начале занятия я внесла массажные мячики, игры с ними способствуют развитию тактильной чувствительности, что является мощным стимулом развития у детей восприятия, внимания, памяти и речи.
Далее, чтобы вызвать у детей речевую реакцию использовала сюрпризный момент : появление игрушки-ёжика.
И предложила детям порадовать ёжика красивым рассказом о нём.
При описании ёжика, стимулировала поисковую активность детей в сфере словообразования:
-У ёжика чёрные глаза, значит он… черноглазый;
-У ёжика острые зубы, значит он… острозубый;
-У ёжика короткие ноги, значит он … коротконогий отвечали дети.
Далее предлагаю детям отправиться в путешествие и рассказать ёжику о лесных обитателях.
3. СЛАЙД
Игра «Назови кто спрятался в лесу»
Звери решили поиграть в прятки.
Предлагаю детям рассмотреть картинку, отыскать животных и рассказать где они спрятались.
Дети составляют предложения с пространственными предлогами:
Я вижу барсука в норе.
Белка спряталась на дереве.
Я вижу лося между деревьями.
Заяц притаился под кустиком.
Волк выглядывает из-за деревьев.
4. СЛАЙД
Игра «Сравним животных по размеру» побуждает детей к употреблению в речи сложноподчинё нных предложений типа:
Медведь больше чем волк, но меньше, чем лось.
Заяц больше ежа, но меньше, лисы и д. р.
Дети составляют предложения и рассказывают ёжику, какого размера звери.
5. СЛАЙД
Интересным является приём с использованием предметов-загадок.
Под ёлкой мы находим корзинку и подушку.
Я объясняю, что это звери оставили нам загадки и предлагаю их разгадать.
Задаю детям вопрос:
-Кому из зверей, по вашему мнению, нужна подушка?
Спрашиваю, почему?
-Кому нужна корзинка? И почему?
Дети высказывали свои предположения и путём рассуждений пришли к выводу, что подушка нужна медведю, барсуку и ежу т. к. они зимой впадают в спячку.
А корзинка нужна белке, потому что она делает запасы на зиму.
Наличие увлекательной задачи в данной игре, решение которой требует умственного усилия и преодоления некоторых трудностей, побуждает детей к рассуждению, высказыванию предположений, а как следствие и развитию связной речи.
6. СЛАЙД
Далее мы сравнивали медведя и белку, называя общие признаки и различия при помощи кругов Эллера.
Игра упражняет в употреблении распространённых, сложноподчинё нных предложений:
Опираясь на имеющиеся знания, дети выделяли общие признаки характерные для белки и медведя.
-Медведь и белка живут в лесу, они дикие животные.
-У медведя и белки есть голова, туловище, ноги, лапы с когтями…
Мы отмечали их в пересечении кругов.
Таким же образом обозначали различия.
Предложения, составленные детьми, звучали так:
-Медведь большой, а белка маленькая.
-У медведя шерсть бурая, а у белки летом рыжая, а зимой серая.
-У медведя все ноги большие и сильные, а у белки задние ноги длиннее и толще передних.
-У медведя хвост короткий, а у белки длинный и пушистый.
Интересной, на мой взгляд, для развития связной речи детей является игра-предположение : «Что было бы?» .
-Что было бы, если у медведя не было бы когтей? Спрашиваю я детей.
(медведь не смог бы лазать по деревьям, выкапывать корешки, ловить рыбу, копать берлогу- отвечают дети)
-Или, что было бы, если у белки был такой же хвост, как у медведя? (белка не смогла бы прыгать и плавно приземляться в нужное место, потому что хвост у неё как руль и парашют, не смогла бы укрываться от ветра и мороза).
Такие игры стимулируют у детей стремление к составлению нестандартных, оригинальных предложений, учат ребёнка рассказывать живо и интересно. В них содержится и соревновательный элемент : «кто быстрее сообразит?»
7. СЛАЙД
В игре «Кто в домике живёт?» при помощи приёма «Дверная скважина» мы рассматривали лису.
Дети не видели изображение целиком, а лишь отдельные его части рассматривали через отверстие.
На мои вопросы:
-Какая шерсть у этого зверя?
-Какие уши?
-Какие ноги, лапы, хвост? дети отвечали предложениями.
Затем сделали вывод, что это лиса, а дом-нора.
8. СЛАЙД
В игре «Чей дом?» упражнялись в употреблении притяжательных прилагательных (беличий, медвежий, волчий и д. р.) и составлении предложений.
9. СЛАЙД
Игра «Превращение».
Я предложила ребятам самим превратиться в зверей и рассказать о себе.
А чтобы узнать в кого они превратятся, должны потянуть за ленточку. Надев на себя эмблемы с изображением животных, дети составляли распространё нные предложения с прилагательными:
Я бурый, лохматый, косолапый, неуклюжий, всеядный медведь и д. р.
10. СЛАЙД
При прослушивании голосов диких животных дети отвечали на вопрос: - «Кто как голос подаёт?» и составляли для ё жика предложения например:
Лось громко трубит на весь лес;
Белка весело цокает и пищит;
Заяц плачет, как младенец;
Медведь грозно ревёт;
Ёж смешно фыркает и пыхтит;
Волк протяжно воет;
Лиса звонко лает.
11. СЛАЙД
Игра «Кто кем раньше был?» способствует активизации словаря (названий диких животных и их детёнышей) и расширению знаний об окружающем.
Дети употребляли в речи такие предложения :
Ёж раньше был колючим ежонком;
Белка раньше была шустрым бельчонком;
Заяц раньше был пугливым зайчонком и д. р.
12. СЛАЙД
В игре: «Кто лишний, почему?» дети учились выделять существенные признаки животных, обобщать их, объяснять. Почему например лишний заяц, ёж или лось.
Дети говорили :
«Я думаю - лишний ёж, т. к. его тело покрыто иголками, а у всех остальных зверей шерстью» ; или
«Лишний заяц, у него уши длинные, а у всех остальных животных короткие» и т. д.
На одной картинке несколько животных могут быть лишними по разным признакам.
Дети учатся ясно выражать свои мысли с помощью слов и предложений.
13. СЛАЙД
При составлении описательных рассказов о животных, я мотивировала речевую деятельность детей, вызвала у них желание оживить зверей, составив о них красивые рассказы.
Предложила карточки-схемы, т. к. наличие зрительного плана делает рассказы детей чёткими, связными, полными и последовательными.
Дети «оживляли» зверей в диалоге, самостоятельно определяя последовательность изложения.
Описательные рассказы получились интересными и содержательными.
ВЫВОД:
Т. О. применение разнообразных речевых игр в ходе НОД по развитию связной речи:
- повышает речевую мотивацию;
- обеспечивает развитие коммуникативных навыков;
- способствует запоминанию большого количества речевого материала.