Деркач Ольга
Развитие связной речи дошкольников средствами театральной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие связной речи дошкольников через театральную деятельность.
Из опыта работы
Деркач Ольга Ивановна
Воспитатель
МДОУ Щербаковский детский сад
Белгородской области,
Алексеевскогорайона.
Публикация «Развитие связной речи дошкольников средствами театральной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Речевое развитие является одной из ведущих задач, которую решают в детском саду. Речь сопровождает все виды деятельности ребенка. Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом.
Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребёнка. Программа детского сада ставит перед воспитателем задачу научить каждого ребенка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Речь дошкольника должна быть живой, эмоциональной, выразительной. Главным проявлением речи выступает попытка ребенка выразить мысль, добиться понимания и адекватной реакции со стороны окружающих.
Но, к сожалению, в последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Можно выделить целый ряд проблем развития речи дошкольников :
1. Неумение грамотно и правильно выстроить предложение.
2. Маленький словарный запас.
3. Небогатая диалоговая речь: неумение доступно и грамотно задать вопрос, построить развернутый или краткий ответ, если это нужно и к месту.
4. Неумение слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.
5. Отсутствие культуры речи : неспособность употреблять интонацию, корректировать темп речи, громкость голоса и т. д.
Проблемами развития речи дошкольного возраста занимались такие ученые как Л. С. Выготский, Е. И. Тихеева, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и другие.
Е. И. Тихеева говорила «… В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития»
Следовательно, огромная ответственность за формирование речи ложится на воспитателей, логопедов и педагогов. Потому как развитая связная речь является важнейшим условием успешного обучения в детском саду и подготовки к школьному обучению. Исходя, из опыта работы с детьми я могу сказать, что занятия по речевому развитию даются детям очень сложно. Поэтому у меня возникла идея развивать связную речь дошкольников через театрализованную деятельность.
Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в которой наиболее полно и ярко проявляются принципы обучения: учить играя. Значение театрализованной деятельности очень велико :
-помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств;
-появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению;
-совершенствует артикуляционный аппарат;
-формируется диалогическая речь, эмоционально-насыщенная речь;
-улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий;
-дети получают эмоциональный подъём;
-способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, интонации, модуляции голоса;
- позволяет формировать опыт социального поведения;
-стимулирует активную речь.
В процессе театрализованных игр :
- расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;
- развиваются психические процессы: память, восприятие, воображение;
- стимулируются мыслительные операции;
- развиваются чувства ответственности друг за друга.
Основным условием для реализации данной работы является создание центров речевого развития в группе. Центр театра мы постарались сделать как можно более многообразным. В нем поместили пальчиковый театр;
-кукольный театр;
-театр на фланелеграфе;
-театр масок;
-костюмированый театр;
-театр на «баночках»;
-театр на магните,
а также созданы центр игры и центр речевого развития. В данных центрах имеются:
картотеки коммуникативных и речевых игр, наглядно-дидактические пособия и игры: «Расскажи по картинкам», «Добавь словечко», «Какая это сказка», «Составь и расскажи сказку по картинкам». Картотека чистоговорок и скороговорок. Имеются также сюжетные игрушки, ролевые атрибуты к сюжетно-ролевым играм, игрушки-животные и др.
Благодаря доступности и насыщенности, ребятам предоставляется возможность играть в театре не только на специальных занятиях, но и на протяжении всего его времени пребывания в детском саду.
Исполняя роль, ребята перевоплощаются в героев и персонажей из сказок. А произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается и развивается выразительная, эмоциональная, монологическая и диалогическая речь, а также улучшается её грамматический строй. Работа по развитию связной речи проходит поэтапно.
На первом этапе — обогащается восприятие за счёт жизненного опыта детей и ознакомления с литературными произведениями.
Знакомлю детей с произведениями разных жанров (сказки, рассказы, стихотворения, с их содержанием, художественной формой, с выразительным, мудрым языком народных сказок.
Осуществляю знакомство с окружающим миром в соответствии с содержанием литературного произведения. У детей развивается внимание, наблюдательность, самостоятельность и активность.
Второй этап — собственно процесс детского творчества, который непосредственно связан с возникновением замысла, поисками художественных средств, освоением интонации слова, мимики, походки. Развивается речь со всех сторон : обогащается словарь образной лексикой, совершенствуется звуковая сторона речи (интонационная выразительность, дикция, сила голоса, дети обучаются навыкам диалогической речи (умение спросить, ответить, подать реплику, выслушать).
Третий этап — характеризуется появлением новой продукции.
С детьми разыгрываю игры-драматизации и спектакли по мотивам прочитанных литературных произведений.
Таким образом, важное условие успешности драматизации – глубокое понимание литературного произведения на уровне эмоциональных переживаний и чувств. Именно в процессе восприятия произведений разных жанров у детей развиваются творческие способности, меняется их поведение
Проводя диагностическую работу в начале и в конце года по данной теме, наблюдалась положительная динамика развития речевых навыков у воспитанников старшей разновозрастной группы, в освоении программы по образовательной области «Речевое развитие». У детей повысился интерес к театрально — игровой деятельности, обогатился и активизировался словарь, усовершенствовалась интонационная выразительность речи. Ребята могут показать небольшую сказку, умеют проводить этюды с речевым сопровождением, повысилось исполнительское умение в создании художественных образов, дети умеют оценивать поступки героев.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод. Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Литература:
1. Арушанова А. Г. «Формирование грамматического строя речи», М., Мозаика – Синтез, 2008 г.
2. Методика развития речи дошкольного возраста : Учеб. Пособие для учащихся дошкольных пед. училищ. по спец. №2002
3. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду М. : ТЦ – Сфера,2003 г.
4. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. – М. : Просвещение, 1900 г.
5. Артемова Л. В. Театрализованные игры для дошкольников. М. :
Просвещение, 1991г.