Ирина Вечерко
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами моделирования
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд:
Здравствуйте, уважаемая комиссия, меня зовут Вечерко Ирина Николаевна, я воспитатель 1 квалификационной категории МАДОУ «Детский сад № 11»
2 слайд:
Тема моей аттестационной работы «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ РАССКАЗЫВАНИЮ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ»
3 слайд:
В настоящее время изучению проблемы развития рассказывания у дошкольников с использованием моделирования посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде умения рассказывать является одной из основных составляющих при психологическом обследовании готовности ребенка к школе, а потому является наиболее актуальной задачей развития современных детей.
Публикация «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами моделирования» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
4 слайд:
Актуальность использования моделирования в работе по развитию связной речи детей дошкольного возраста состоит в том, что: во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, которые легко преодолеваются повышением интереса через использование наглядного моделирования; во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, а так же формирует навык практического использования приемов работы с памятью; в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей выделять главное, систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания
5 слайд:
Проблема развития умения рассказывать у дошкольников нашла отражение в трудах таких известных педагогов, как Е. И. Тихеева,Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. А. Леонтьева и многих других. В центре внимания этих исследований находится поиск критериев оценки связности речи, и в качестве основного показателя ими выделено умение структурно выстраивать текст и использовать различные способы связей между фразами и частями разных типов связных высказываний, видеть структуру текста, его основные композиционные части, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Таким образом, дошкольник начинает овладевать текстом как определенной моделью.
Анализ психолого-педагогической литературы, позволил нам поставить цель и выделить основные задачи работы по данной теме.
6 слайд:
Потребность детей рассказывать очень велика, ее удовлетворение дает интенсивное ощущение радости жизни, вызывает желание включиться в диалог, помогает общаться среди людей. Процесс этот сопровождается наивысшей активностью интеллектуальных и эмоциональных сил.
Целью нашей работы является: разработка и апробация технологии использования наглядного моделирования в образовательном процессе для речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
7 слайд:
Наглядное моделирование стимулирует развитие исследовательских способностей детей, привлекает их внимание к признакам предмета, помогает определять способы сенсорного обследования предмета и закреплять результаты обследования в наглядном виде. Часто наглядная модель служит средством преодоления страха ребенка перед построением творческих связных рассказов. Данный вид высказывания предполагает умение ребенка создать особый замысел и развернуть его в полный рассказ с различными деталями и событиями.
Таким образом, концептуальная основа опыта заключается в создании условий для повышения эффективности процессов развития речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования приемов наглядного моделирования.
8 слайд:
Работа по нашей теме проходила в несколько этапов. При обучении детей рассказыванию с использованием моделирования главными выступали следующие методические приемы: чтение текста, беседы, загадки, малые фольклорные формы, сюрпризы, игры, театры, кроссворды; рассказ: по плану-схеме; мнемотаблицы, по опорным вопросам, по цепочке, выборочный; по следам демонстрируемого действия; с использованием элементов драматизации; с элементами творчества (языковая трансформация); после деформированного текста; упражнения: лексико - грамматические; специально - коррекционные, эмпатические. технические средства обучения : аудиозаписи текста, музыкальных фрагментов для развития темы произведения; моделирование : графические схемы, фланелеграф, иллюстрации произведений, детские рисунки сюжетных фрагментов, детские схемы; иллюстрации рассказа одного ребенка другим (подбором картинок).
9 слайд:
Для более полной работы, невозможно оставить без внимания ППРС (предметно-пространственную развивающую среду) группы. Пополнение центра книги мнемотаблицами, схемами; создание картотек и электронных комплексов с играми по выбранной теме.
10 слайд:
Основной формой обучения детей рассказыванию с использованием моделирования является занятие. К каждому занятию определяются задачи, методы и приемы. Затем планомерно идет усвоение объема знаний, умений, навыков посредством других форм детской деятельности (игры, драматизации сказок, создании наглядности детьми, работе в книжном уголке).
11 слайд:
На занятиях по развитию речи дети учатся пересказывать, составлять творческие рассказы, сочинять сказки, придумывать загадки и небылицы.
На занятиях по ознакомлению с художественной литературой работают над развитием художественного вкуса, воображения, умения чувствовать и понимать выразительные средства родного языка. Моделирование является обязательной составной частью каждого занятия.
12 слайд:
На занятиях мной использовались следующие виды моделирования :
• Предметное моделирование (детские рисунки сюжетных фрагментов героев, предметов для игры; плоскостные театры; фланелеграф; иллюстрации рассказов, сказок, стихотворений)
• Предметно - схематическое моделирование (структура текста - круг, разбитый на сектора (начало, середина, конец); театры геометрических фигур, театр-символизация; схемы предлогов: нас, в, к).
• Графическое моделирование (структуры описательного рассказа об игрушках, транспорте и другие; схемы к рассказам, стихотворениям; наборы схем для графического плана; детские схемы).
13 слайд:
Обучение детей составлению рассказа описания с помощью моделирования включает три основных этапа:
1. Закрепление навыков в составлении описательных рассказов с опорой на план-схему и использование схемы с «выпадением» одного из компонентов.
2. Обучение описанию предмета с опорой на схему, включающую два знака вопроса
3. Развитие навыков описания на основе схемы с тремя знаками вопроса.
14 слайд:
В качестве консультативной помощи участникам образовательного процесса, мной проводились различные мастер-классы по теме, круглые столы, регулярное участие в педагогических советах, а также участие в конференциях и практикумах в интернет сообществах.
15 слайд:
Новизна опыта охватывает - комбинацию элементов известных методов и приемов, дополнение их инновационной педагогической технологией по использованию приемов наглядного моделирования в обучении рассказыванию детей старшего дошкольного возраста.
16 слайд:
Анализ результатов проведенной педагогической диагностики показал, что формирующая работа, проведенная с целью формирования способности рассказывать, а также развития связной речи, прошла, продуктивна, и позволила повысить уровень развития многих дошкольников. Таким образом, систематическая и последовательная работа по обучению детей рассказыванию с опорой на схемы, символы, иллюстрации рассказов, сказок, картины, графическое моделирование, детские схемы формирует у детей стойкие умения составлять описательные рассказы. Кроме этого, результаты проведенной нами работы, позволяют нам сделать вывод о плодотворности и положительной результативности нашей деятельности по выбранной теме.
17 слайд:
Опыт моей работы был представлен на различных уровнях где всегда получал высокую оценку моего профессионального уровня – это Всероссийские и Международные конкурсы, конференции. Публикации в интернет сообществах и электронных журналах.
Проделанная работа дала возможность убедиться в том, что речевые модели формируют у детей умения составлять рассказы при условии плановой систематической работы в этом направлении. Мы убедились, что, несмотря на сложности в восприятии детьми графических пиктограмм, мнемотаблиц, схем последние являются хорошим средством обучения детей рассказыванию и развитию речи.
18 слайд:
Спасибо за внимание!