Гайворонская Елена Владимировна
Развитие связной речи детей с ТНР посредством лего-конструирования
Развитие связной речи детей с ТНР посредством легоконструирования.
Вопрос формирования связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) занимает одно из ключевых мест в логопедической практике. Своевременное и эффективное развитие речевых навыков у таких детей требует поиска современных, креативных и интересных методов коррекции. Одним из актуальных подходов является использование легоконструирования, которое сочетает в себе игровые и обучающие элементы, способствуя формированию речевых навыков через активное взаимодействие с окружающей средой и выполнением конструктивных задач.
Теоретические основы использования легоконструирования в коррекционной работе.
Применение различных игровых методик в педагогической практике имеет давнюю традицию, однако LEGO-конструирование стало использоваться в последние годы благодаря его способности интегрировать познавательные, речевые и социальные задачи. Легоконструирование предоставляет возможности для активного взаимодействия ребенка с объектами, в ходе которого осуществляется речевая деятельность. Это позволяет интегрировать целый ряд функций, необходимых для формирования связной речи, таких как формирование лексических, грамматических и синтаксических навыков, а также развитие когнитивных способностей.
Научная литература указывает на связь между развитием мелкой моторики и речевой деятельности (М. М. Кольцова, Л. С. Выготский). В контексте использования LEGO важным становится акцент на том, что работа с мелкими деталями конструктора активизирует работу мозга, ответственную за речевую функцию. Кроме того, деятельность по сборке конструкций требует планирования, последовательности и комментирования собственных действий, что непосредственно способствует развитию связной речи.
Легоконструирование как средство развития связной речи у детей с ТНР.
1. Стимуляция диалоговой речи. В ходе совместного легоконструирования дети учатся взаимодействовать друг с другом и с педагогом, что создает предпосылки для активного использования диалогических форм общения. Важно отметить, что в процессе конструирования ребенок оказывается в ситуации необходимости задавать вопросы, отвечать на них и пояснять свои действия.
2. Расширение активного словаря. В процессе работы с конструктором дети сталкиваются с различными понятиями и терминами, связанными с формой, размером, цветом и пространственным расположением деталей. Педагогическая работа по уточнению и расширению этих понятий через конкретные действия с объектами позволяет закрепить новые лексические единицы и сделать их частью активного словарного запаса ребенка.
3. Формирование связной монологической речи. Важным аспектом работы с детьми с ТНР является формирование у них навыков последовательного изложения мыслей. В процессе создания конструкций ребенку предоставляется возможность проговаривать свои действия, объяснять выбор тех или иных деталей, что развивает способность к логическому построению высказывания.
4. Развитие сюжетной речи. Легоконструирование предоставляет возможность для создания тематических композиций, которые можно использовать в работе над построением рассказов и сюжетных линий. С помощью готовых конструкций дети могут придумывать и описывать различные истории, что способствует развитию навыков построения последовательного повествования и совершенствует навыки употребления временных и логических связей.
5. Мотивация к речевой активности. Игровая форма занятий с LEGO способствует созданию мотивационной основы для активной речевой деятельности. Позитивный эмоциональный отклик детей на работу с конструктором повышает их вовлеченность и, как следствие, стимулирует активное использование речи в процессе взаимодействия с педагогом и сверстниками.
Этапы организации работы с LEGO-конструктором в логопедической практике.
1. Подготовительный этап. На этом этапе важно вводить ребенка в контекст предстоящей деятельности, обсуждать цель и задачи работы. Педагог должен познакомить ребенка с темой занятия и ключевыми терминами, которые будут использоваться. Важно также настроить ребенка на речевую активность, предлагая ему описывать свои ожидания или идеи относительно предстоящей работы.
2. Основной этап. В процессе непосредственно конструирования педагог поддерживает речевую активность детей через задавание вопросов, комментирование и объяснение действий. Педагогическая задача состоит в том, чтобы стимулировать ребенка к обсуждению своих действий, давать ему возможность проговаривать свои мысли и планы. Особое внимание следует уделять развитию способности к планированию высказываний.
3. Рефлексивно-обобщающий этап. После завершения работы с конструктором происходит обсуждение полученного результата. На этом этапе дети описывают свои постройки, объясняют последовательность своих действий и обсуждают, какие задачи они решили. Этот этап особенно важен для закрепления навыков построения связной монологической речи и активизации лексики, используемой в процессе конструирования.
Примеры применения легоконструирования для развития связной речи.
1. Создание тематических построек. Задание: построить модель дома или другого объекта, после чего ребенок должен описать полученную конструкцию, используя специфическую лексику (названия комнат, предметов, их назначение). Важно стимулировать ребенка к более детальному и структурированному описанию.
2. Моделирование сюжетов. Данное задание направлено на развитие сюжетной речи. Детям предлагается создать сцену на заданную тему (например, «Путешествие» или «Приключения», после чего они должны рассказать историю, связанную с этой сценой, соблюдая последовательность событий и логические связи.
3. Решение проблемных ситуаций. Задание: построить конструкцию, которая выполняет определенную функцию (например, мост или машину). Дети должны объяснить, как их конструкция решает поставленную задачу, что развивает у них навыки построения объяснительной речи.
Заключение
Использование легоконструирования в коррекционной работе с детьми с ТНР демонстрирует свою эффективность как метод, позволяющий развивать связную речь через интеграцию игровых и обучающих элементов. Легоконструирование не только стимулирует развитие когнитивных и моторных навыков, но и создает благоприятные условия для формирования и активизации речевой деятельности, что особенно важно в работе с детьми с нарушениями речи.