Папки-передвижки

Развитие связной речи детей с ТНР посредством лего-конструирования

Гайворонская Елена Владимировна
Развитие связной речи детей с ТНР посредством лего-конструирования
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие связной речи детей с ТНР посредством легоконструирования.

Вопрос формирования связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) занимает одно из ключевых мест в логопедической практике. Своевременное и эффективное развитие речевых навыков у таких детей требует поиска современных, креативных и интересных методов коррекции. Одним из актуальных подходов является использование легоконструирования, которое сочетает в себе игровые и обучающие элементы, способствуя формированию речевых навыков через активное взаимодействие с окружающей средой и выполнением конструктивных задач.

Публикация «Развитие связной речи детей с ТНР посредством лего-конструирования» размещена в разделах

Теоретические основы использования легоконструирования в коррекционной работе.

Применение различных игровых методик в педагогической практике имеет давнюю традицию, однако LEGO-конструирование стало использоваться в последние годы благодаря его способности интегрировать познавательные, речевые и социальные задачи. Легоконструирование предоставляет возможности для активного взаимодействия ребенка с объектами, в ходе которого осуществляется речевая деятельность. Это позволяет интегрировать целый ряд функций, необходимых для формирования связной речи, таких как формирование лексических, грамматических и синтаксических навыков, а также развитие когнитивных способностей.

Научная литература указывает на связь между развитием мелкой моторики и речевой деятельности (М. М. Кольцова, Л. С. Выготский). В контексте использования LEGO важным становится акцент на том, что работа с мелкими деталями конструктора активизирует работу мозга, ответственную за речевую функцию. Кроме того, деятельность по сборке конструкций требует планирования, последовательности и комментирования собственных действий, что непосредственно способствует развитию связной речи.

Легоконструирование как средство развития связной речи у детей с ТНР.

1. Стимуляция диалоговой речи. В ходе совместного легоконструирования дети учатся взаимодействовать друг с другом и с педагогом, что создает предпосылки для активного использования диалогических форм общения. Важно отметить, что в процессе конструирования ребенок оказывается в ситуации необходимости задавать вопросы, отвечать на них и пояснять свои действия.

2. Расширение активного словаря. В процессе работы с конструктором дети сталкиваются с различными понятиями и терминами, связанными с формой, размером, цветом и пространственным расположением деталей. Педагогическая работа по уточнению и расширению этих понятий через конкретные действия с объектами позволяет закрепить новые лексические единицы и сделать их частью активного словарного запаса ребенка.

3. Формирование связной монологической речи. Важным аспектом работы с детьми с ТНР является формирование у них навыков последовательного изложения мыслей. В процессе создания конструкций ребенку предоставляется возможность проговаривать свои действия, объяснять выбор тех или иных деталей, что развивает способность к логическому построению высказывания.

4. Развитие сюжетной речи. Легоконструирование предоставляет возможность для создания тематических композиций, которые можно использовать в работе над построением рассказов и сюжетных линий. С помощью готовых конструкций дети могут придумывать и описывать различные истории, что способствует развитию навыков построения последовательного повествования и совершенствует навыки употребления временных и логических связей.

5. Мотивация к речевой активности. Игровая форма занятий с LEGO способствует созданию мотивационной основы для активной речевой деятельности. Позитивный эмоциональный отклик детей на работу с конструктором повышает их вовлеченность и, как следствие, стимулирует активное использование речи в процессе взаимодействия с педагогом и сверстниками.

Этапы организации работы с LEGO-конструктором в логопедической практике.

1. Подготовительный этап. На этом этапе важно вводить ребенка в контекст предстоящей деятельности, обсуждать цель и задачи работы. Педагог должен познакомить ребенка с темой занятия и ключевыми терминами, которые будут использоваться. Важно также настроить ребенка на речевую активность, предлагая ему описывать свои ожидания или идеи относительно предстоящей работы.

2. Основной этап. В процессе непосредственно конструирования педагог поддерживает речевую активность детей через задавание вопросов, комментирование и объяснение действий. Педагогическая задача состоит в том, чтобы стимулировать ребенка к обсуждению своих действий, давать ему возможность проговаривать свои мысли и планы. Особое внимание следует уделять развитию способности к планированию высказываний.

3. Рефлексивно-обобщающий этап. После завершения работы с конструктором происходит обсуждение полученного результата. На этом этапе дети описывают свои постройки, объясняют последовательность своих действий и обсуждают, какие задачи они решили. Этот этап особенно важен для закрепления навыков построения связной монологической речи и активизации лексики, используемой в процессе конструирования.

Примеры применения легоконструирования для развития связной речи.

1. Создание тематических построек. Задание: построить модель дома или другого объекта, после чего ребенок должен описать полученную конструкцию, используя специфическую лексику (названия комнат, предметов, их назначение). Важно стимулировать ребенка к более детальному и структурированному описанию.

2. Моделирование сюжетов. Данное задание направлено на развитие сюжетной речи. Детям предлагается создать сцену на заданную тему (например, «Путешествие» или «Приключения», после чего они должны рассказать историю, связанную с этой сценой, соблюдая последовательность событий и логические связи.

3. Решение проблемных ситуаций. Задание: построить конструкцию, которая выполняет определенную функцию (например, мост или машину). Дети должны объяснить, как их конструкция решает поставленную задачу, что развивает у них навыки построения объяснительной речи.

Заключение

Использование легоконструирования в коррекционной работе с детьми с ТНР демонстрирует свою эффективность как метод, позволяющий развивать связную речь через интеграцию игровых и обучающих элементов. Легоконструирование не только стимулирует развитие когнитивных и моторных навыков, но и создает благоприятные условия для формирования и активизации речевой деятельности, что особенно важно в работе с детьми с нарушениями речи.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Консультация для воспитателей «Влияние фольклора на развитие связной речи детей младшего возраста» На мой взгляд, тема развития речи является весьма актуальной, так как в последнее время в детский сад приходят дети, у которых речь неактивна.

Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности» 1 слайд: Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности». 2 слайд: «Связная речь.

Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию»Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию» Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче за 2018-19 уч. год «Развитие связной речи детей через обучение рассказыванию» (март-май).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие связной речи детей с ТНР посредством лего-конструирования
Опубликовано: 1 ноября 2024 в 20:29
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие связной речи детей с ТНР посредством лего-конструирования» (включая файлы) размещена пользователем Гайворонская Елена Владимировна (УИ 543722) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД