Лариса Тихомирова
Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста через фольклорные формы
▼ Скачать + Заказать документы
Мышление, воображение, память и эмоции оказывают огромное влияние на психическое развитие детей. Речь начинает активно формироваться уже в раннем возрасте. Воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи являются основными задачами развития речи.
Публикация «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста через фольклорные формы» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
В младшем возрасте необходимо ускорить появление в речи ребёнка первых сознательных слов. Произведения устного народного творчества (фольклора) помогут расширить словарный запас ребёнка. Фольклорные формы характеризуются богатством, яркостью и образностью речи. Малышей привлекает звучность, напевность, ритмичность и занимательность фольклора, вызывая желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию речи.
Фольклор можно назвать средством народной дидактики, приобщающей детей к поэтическому слову, обогащающей их духовно, развивающей физически и нравственно.
Знакомство детей с фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса.
Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа.
Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики.
Для развития речи ребенка следует шире использовать фольклор во всех его формах. Для младших дошкольников - это сказки, заклички, потешки, песенки, прибаутки, пестушки, загадки.
Колыбельные песни
Колыбельная содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т. п., наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.
Много песен создано народом: пестушки и потешки, колыбельные, заклички, прибаутки, небылицы.
Колыбельные песенки каждый из нас знает, они существуют с незапамятных времен. Напевность, особый ритм учат детей плавному произношению фраз, предложений, обогащается словарный запас. В произведениях устного народного творчества изобилие слов-признаков предметов, образных сравнений, используется множество синонимов, антонимов и т. п. Ребенок копирует то, как взрослый выполняет те или иные движения и интонации, с которыми поется песня. Многие слова песен переходят в активный словарь детей и звучат уже во время игр, разговоров с ровесниками. Колыбельные песни способствуют развитию фонематического восприятия. По мнению народа, они «спутник детства». Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. При чем это не просто кот, а "котенька", "коток", "котик", "котя". К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом. Колыбельная песня, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании особой интонационной организации речи ребенка.
Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую и грамматическую стороны речи.
Потешки, прибаутки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками, т. п.). Фольклор влияет на оздоровление организма ребенка в целом, например, потешки «Сорока-ворона», «Куй, куй, молоток, подкуй чеботок», доставляют радость и помогают детям самостоятельно делать массаж кистей рук и ступней, а также воздействовать на биологически активные точки, расположенные на кистях рук и стопах ног. Ряд потешек можно использовать для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук (например, «Пальчик-мальчик»).
Произведения народного творчества, особенно малые формы, влияют на развитие речи детей : они обогащают словарь, развивают артикуляционный аппарат, фонематический слух, являются образцами для составления описательных рассказов и т. д.
Некоторые из них можно инсценировать; при этом передавать содержание только движениями, если дети пока не владеют активной речью (например, «Барашеньки, крутороженьки», «Котик»). Благодаря ритмичности, музыкальности, эмоциональной и двигательной насыщенности, некоторые потешки превратились в игры со словом, игровые упражнения, которые помогают работать над согласованием движения со словом.
Заклички - обращение к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям). Фольклор для детей - это очень веселый, порой поучительный жанр народного творчества. В шуточной форме можно похвалить и пожурить ребенка.
Потешки, заклички, прибаутки украшают и обогащают речь ребенка, расширяют словарный запас, развивают воображение, развивают чувство ритма и рифмы, формируют интонационную выразительность. Фольклорные произведения быстро запоминаются ребенком, они интересны детям.
Сказка
«Сказка - ложь, да в ней намек: добру молодцу - урок».
Сказка имеет специфический языковой стиль, которому характерны: напевность, повторы различных словосочетаний.
Язык сказок очень красив: он певуч и поэтичен, содержит много метафор, образных сравнений, метких и поучительных пословиц и поговорок.
В народном творчестве сказка самое большое чудо. Сказка зовет на борьбу со злом, с врагами, призывает отстаивать добро, справедливость. Сказка - правда и вымысел одновременно.
Все эти особенности делают сказку незаменимым средством речевого развития и воспитания детей разных возрастов. Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству.
Рассказывание сказки связано с задачами развития речи детей. Свободный пересказ сказки не исключает хорошего знания наизусть типично сказочных фраз, постоянных эпитетов, зачинов, припевов типа: «Жили-были…», «Мало ли, много ли тому времени прошло: скоро сказка сказывается, не скоро дело делается…» и т. д. Сказка должна соответствовать возрасту ребенка, быть небольшой по объему, интересной по содержанию, динамичной и яркой.
Загадка
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".
В работе с детьми для выработки правильной, фонетической чистой речи используют и другие малые формы фольклора, имеющие конкретные развивающие и обучающие функции : скороговорки, чистоговорки.
Русские народные, хороводные игры привлекают внимание не только, как огромный потенциал для физического развития ребенка, но и как жанр устного народного творчества. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоционально положительному овладению родной речью. Дети с большим удовольствием играют в подвижные игры. Народные песни, хороводы, игры с пением также широко используются, поскольку позволяют включать детей в самостоятельную музыкальную, речевую и игровую деятельность.
В процессе ознакомления детей с подвижными и пальчиковыми играми не только формируется речь, но и развивается мелкая моторика кистей и пальцев, что готовит руку ребенка к письму, дает возможность импровизировать, сочетать слово с действием. А самое главное - уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений кистей и пальцев рук.
Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию литературных произведений, обогащается и расширяется словарный запас. Необходимо активно использовать все виды и формы детского фольклора, русские народные игры, чтение и рассказывание. Речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Фольклор эффективно развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие.