Светлана Гранюк
Развитие связной речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«…Воспитание речи есть всегда воспитание мысли.
Одно неотделимо от другого».
К. И. Чуковский
Введение
Правильная, хорошо развитая речь – важнейшее условие гармоничного, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так актуально заботиться о своевременном формировании речи детей, начиная с раннего детства.
Публикация «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
Развитие речи детей раннего возраста обусловлено определенными закономерностями. Ребенок рождается с готовым аппаратом речи, но не говорит. Обусловлено это не только недоразвитием всей нервной системы и центра речи, но и рядом других причин:
• новорожденный не владеет навыком пользования своим аппаратом речи, ему надо этот навык приобрести;
• у него нет содержания для речи, ему надо это содержание накопить;
• ему незнакомы словесные формы речи, он должен с ними познакомиться;
• речь связана с проявлением мышления и обусловлена им;
• язык развивается в условиях социального общения между людьми; между новорожденным и окружающими его людьми социальные связи еще не установились, их надо установить.
речевого развития детей. Ребята смотрятся в зеркало и наряжаются с помощью взрослого в платки, накидки, юбки, которые любовно сшили для детей их мамы. Уголок ряжения пополняется за счет внесения новых атрибутов: бус, шапочек, лент, бантов и т. д.
Книжная зона в групповой комнате особенно нравится малышам и способствует развитию речи детей. Дети раннего возраста очень серьезно относятся к «чтению» книг. В нем находиться 3-4 экземпляра одинаковых по содержанию книг в толстом переплете, к ним по содержанию сюжета могут подключаться игрушки для обыгрывания, например: читаем про мишку, к книжкам ставим игрушку мишку и т. д. Интимность и теплоту обстановки создает светильник. Под включенным «солнышком» малышам очень нравится рассматривать иллюстрации, слушать любимые сказки, перелистывать, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
В предметно-развивающей среде моей группы «Колобок» особое место занимает мини-музей «Моя игрушка» - инновационная педагогическая технология познавательного развития детей на основе фольклорного речевого материала.
Задачами музейной технологии являются: формирование детско - взрослой совместной деятельности на материале музейной практики, освоение нового типа занятий, формирование профессиональной компетентности воспитателя - музейного педагога, обогащение предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения, развитие познавательных способностей и познавательной деятельности, развитие речи и расширения словарного запаса, воспитание любви к природе родного края и чувство руки, пользоваться полотенцем (фото 1); во время еды к ним в гости приходит Бабушка - Сказушка из театра «Куклы на платках» и показывает, как правильно держать ложку, пользоваться салфеткой; перед сном споёт колыбельную (фото 2).
Использую персонажи - игрушки в адаптационный период, куклы отвлекают детей, помогают им расслабиться, снять напряжение, вызывают у детей положительные эмоции (фото 3).
Также использую персонажи - игрушки, как сюрпризные моменты во время занятий; для организации сюжетно - ролевых, подвижных игр.
У нас в группе создан театральный уголок, где имеются различные виды театров:
Настольный: театр резиновых игрушек, театр кружек, театр пирамидок, конусов. Настольный театр помогает учить координировать движения рук и проблемы, связанные с общением со сверстниками, родителями, воспитателями, отражение страхов и тревог ребенка, разбор уже случившихся конфликтов и поиск правильного выхода из них. Задавая ребенку создать импровизацию на ту или иную педагогически-неоднозначную ситуацию. Мы сможем лучше понять малыша, мотивы и причины того или иного его поведения. Даем тему, например: «Маленький цыпленок не захотел слушаться маму и ушел далеко в лес один». (фото 8) Задавая малышу наводящие вопросы: Что случилось с цыпленком? Страшно ли ему стало в чаще, или он продолжил весело гулять? Кого он встретил по пути? Как он нашел дорогу к дому? При помощи инсценировок можно проиграть и важные изменения в жизни ребенка, такие как поход в детский сад, обретение новых друзей. По ходу постановки мы сможете подсказать ребенку правильную модель поведения в разных ситуациях.
Миниатюрные пальчиковые актеры станут незаменимыми помощниками в воспитании. Они помогут и отругать в случае необходимости, и разъяснить важные моменты. Ведь высказанная иносказательно мораль не вызывает отторжения и обиды на якобы несправедливую строгость, зато со стороны гораздо лучше видно, какой зверь ведет себя нехорошо, неправильно.
Пальчиковый театр, помимо прочего, это еще и возможность пообщаться с ребенком вне привычной схемы ребенок-воспитатель, играя на равных вы станете ближе друг другу, а малыш сможет на какое-то время почувствовать себя самостоятельным и взрослым.
Таким образом, театрализованная деятельность – это не просто игра, а еще и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей.
Занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.
Куклотерапия – это метод комплексного воздействия на детей для обогащения и закрепления знаний, которые педагоги и родители преподносили в разных видах деятельности.
Задачи куклотерапии: совершенствование мелкой моторики руки и координации движений; развитие посредством куклы способов выражения эмоций, чувств, состояний, движений, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребёнок не может или не позволяет себе проявлять.
Куклы совершенствуют у детей мелкую моторику, массажируют мышцы пальцев, помогают осваивать все то, с чем их знакомили, развивая детей. Мы предлагали детям поздороваться с куклой за руку, помять ладошки, посмотреть, во что она нарядилась, рассказать, что больше всего понравилось, глядя на куклу. В свою очередь кукла могла и успокоить ребенка, и подбодрить.
Постоянный разговор с ребенком. С ребенком необходимо постоянно говорить, многократно проговаривая все обычные ситуации (одевание и раздевание, умывание, еда, прогулка, подготовка ко сну, раскладывание игрушек по местам, уборка со стола, подметание пола и др.). Такую же работу следует проводить во время игр с игрушками и картинками, при чтении книжек, просмотра мультфильмов и проч. О чем говорим с малышами? Обо всем, что попало в их поле внимания и вызвало интерес, а также о том, что мы преднамеренно включили в программу совместных наблюдений.
При этом взрослый часто обращается к ребенку, задает вопросы. Но не следует требовать от малыша немедленного ответа. Взрослый задает вопрос, делает паузу, затем отвечает на вопрос сам. После того, как ребенок много раз услышал название предмета, брал его, ощупывал и рассматривал, действовал с ним, можно попросить малыша принести (показать, найти, подать) знакомый предмет или совершить с ним какое либо действие.
Необходимо помнить, что речь – особая деятельность ребенка. Она не существует как речь ради речи, речь возникает в какой-либо деятельности, сопровождает ее и существенно влияет на ее протекание. При этом и сама речь совершенствуется. В каждой совместной с детьми деятельности мы стараемся предусмотреть ситуации, которые незаметно для малыша вовлекут его в речевое общение.
Приведем примеры различных ситуаций.
Пример: воспитатель вяжет для куклы шапочку. Несколько детей заинтересовались действиями воспитателя, подходят, спрашивают:
-Что ты делаешь?
-Я вяжу. Вяжу для нашей куклы шапочку. Вяжу на спицах из ниток. Спицы длинные, острые, потрогайте. Какого цвета нитки у меня в корзинке?
-Красные, синие, (рассматривают, трогают нитки)
-Нитки мягкие, пушистые, шерстяные. Теплая, нарядная получится шапочка, кукле Кате будет тепло гулять. Из красных ниток какого цвета шапочка получится? Как вы думаете, понравится Кате такая шапочка? Что скажет нам Катя?
Дети вспоминают:
-Моя мама тоже вязала шапочку и рукавички.
-А моя бабушка вязала из ниток шарфик.
-Теплый шарфик связала бабушка? Какого цвета твой шарфик? И т. д.
Затем воспитатель на глазах у детей может сделать из ниток помпончики и поиграть с детьми.
Умывание
-Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, не в эту сторону, в другую. Вот так. А где мыло? Вот мыло. Бери мыло и намыливай руки. Клади мыло в мыльницу. Давай я тебе помогу. Три руки хорошенько. Теперь давай смоем мыло. Подставляй руки под водичку – вот так. А сейчас давай умоем лицо – вот так. Набери воды в ладошки и потри личико. Закрывай кран. Теперь давай стряхнем воду с ручек – вот так. Где полотенце? Бери полотенце, вытирай лицо и руки. Молодец! Смотри, какой чистенький стал.
Сборы на прогулку
- Сейчас мы пойдём гулять. Найди, где у нас лежат штанишки. Вот они. Давай наденем штаны – вот так. Сначала на одну ногу, потом на другую ногу. Теперь застегнем пуговицу. Покажи, где пуговичка. Неси кофту. Ой, какая красивая, теплая кофточка. А это что на кофте? Карман. Найди, где на кофте спрятался мишка. Правильно, вот он. А где цветочек? Тут. Давай наденем кофточку.
И т. д.
Во время укладывания детей на сон можно поговорить о чистом, красивом белье, как приятно положить головку на мягкую подушку со свежей наволочкой, какие замечательные сны приснятся, вспомнить названия предметов постельного белья, обязательно спеть колыбельную песенку.
Вопрос слушателям: О чем можно говорить детям во время приема пищи?
Итак, ребенок постоянно слышит речь взрослого и таким образом узнает много новых слов и выражений. А так как речь сопровождает значимую для ребенка ситуацию, смысловые значения слов и их сочетаний лучше запоминаются, крепче откладываются в сознании ребенка.
Речевая политика воспитателя.
К речи воспитателя предъявляются особые требования. (Какие) Она должна быть правильной, четкой, неторопливой, эмоционально окрашенной, выразительной, спокойной, доброжелательной. Воспитатель всегда внимательно и заинтересованно выслушивает ребенка, вовлекает детей в разговор на определенную тему, помогает ребенку вступить в контакт со сверстниками и взрослыми.
Наблюдения.
С огромным вниманием ребенок наблюдает самые простые, незначительные, с точки зрения взрослого человека, явления и события. Но для малышей это грандиозные открытия, неиссякаемый источник новой информации.
Темы для наблюдений в природе подробно изложены в программе по всем временам года «Чем удивит и очарует осень, зима, весна, лето». В чем заключается участие взрослого в детских наблюдениях? Педагог ведет наблюдение вместе с детьми и комментирует все происходящее.
На прогулке:
Навещаем любимую березку, обязательно здороваемся с ней, называем ласково, поглаживаем ствол:
Здравствуй, березонька-красавица! К тебе пришли наши ребятки: и Саша, и Ваня, и Сонечка, и Катюша (называем всех детей по именам). Посмотрите, как березка машет нам веточками – это она здоровается с нами, приглашает в гости. Покажите, как березка здоровается. Весна пришла, наша березка одевается в листочки. Какие листочки у березки? (маленькие, зеленые, душистые) А еще березка нарядилась в сережки. Как красиво они свисают с веточек!
Посмотрите, какая сегодня погода. Да, дождик идет. Надевайте капюшоны. А я раскрою зонтик. Вот так. Теперь можно гулять. А что это на дорожке? Это лужа. В луже водичка. Дождик капал, капал – и получилась лужа. Пойдем дальше. Вот дерево. Посмотри, что это такое под деревом? Это листики упали. Вот желтый лист. А этот листик какого цвета? Красный листик. Много листьев. Покажите, как много листиков. И т. д.
Таким образом, нацеленность наших разговоров с детьми на активизацию речи малышей положительно влияет на пополнение словарного запаса, начинает бурно увеличиваться активный словарь, и прежде всего за счет употребления слов, сопровождающих те моменты его жизни, когда он активно действует. Словарь малыша пополняется за счет существительных, глаголов, наречий, прилагательных, предлогов, часто употребляемых окружающими его людьми (далеко, близко, высоко, низко, больно, скользко, сыро, грязно; горячий, холодный, тяжелый, пушистый, острый, большой, маленький, добрый, красивый и т. д.).
Огромное значения для развития познавательной активности и речи имеют игры-экспериментирования.
Для своих опытов ребенок выбирает объекты, принадлежащие к разным сферам:
рукотворной, т. е. созданной руками человека,
миру живой природы (растения, звери, насекомые, рыбы и т. д.)
миру неживой природы (камешки, песок, вода, земля, снег и т. д.)
Например, с водой можно организовать множество игр. Варианты:
Знакомство со свойствами воды:
-Вода разливается, она жидкая. Ее можно собрать тряпочкой или губкой.
-Вода бывает горячая, теплая и холодная. Попробовать на ощупь. Как из горячей воды сделать теплую?
-Вода чистая, прозрачная, через нее все видно. Сравнить стакан воды со стаканом молока.
-Вода не пахнет, у нее нет запаха, дать понюхать.
-Воду можно наливать и переливать. Дать детям возможность самим наливать воду.
-Воду можно окрасить, добавив в нее краситель (чай, кофе, гуашь, зеленку).
Вопрос слушателям: В какие еще игры можно поиграть с водой? С бумагой?
Все эти игры решают несколько задач, в том числе - расширение и обогащение словаря.
Предметно-манипулятивная игра как форма познавательной деятельности.
Предметно-манипулятивная игра является одной из основных форм игровой деятельности ребенка 1,5-3 лет. Она обеспечивает полноценное развитие его мышления и формирование мелкой моторики рук (что способствует развитию речи). Такого рода игра не имеет конкретной цели и, в отличие от сюжетной, не является попыткой воспроизведения или имитации чего-либо – для ребенка ценны и интересны производимые им действия и результат сами по себе. Первое знакомство малыша с изобразительными материалами тоже носит характер предметных манипуляций и может не иметь собственно изобразительных целей. Тем не менее значение этого этапа освоения мира трудно переоценить с точки зрения развития малыша.
В распоряжении детей постоянно должны быть следующие игрушки:
-игрушки-каталки (на палочке и с веревочкой, игрушки, заводящиеся ключом;
-пирамидки на конусной основе из 4-5 колец;
-матрешки 3-4 местные;
-формочки-вкладыши;
-конструкторы «Лего» и др. ;
-сборно-разборные игрушки;
-мозаика крупная и мелкая;
-озвученные игрушки (свистки, бубны, барабаны, погремушки и др., неваляшки);
-куклы двух размеров (с комплектом одежды, мебели, посуды);
-крупные мягкие игрушки (2-3 на группу);
-автомобили большие и маленькие;
-мячи большие и маленькие, кегли
-разрезные картинки (2 части);
-парные картинки;
-лото «Малышам»;
-формочки, совки, ведерки для игр с песком;
-бусы крупные для нанизывания.
Применение ИКТ в речевом развитии детей раннего возраста
Современную жизнь невозможно представить без компьютерных технологий. Достоинства компьютерного обучения несомненны, а необходимость овладения компьютерной грамотой тем, кому предстоит жить в ХХI веке, очевидно. Одним из основных процессов, характеризующих современное общество, является информатизация. Владение новыми информационными технологиями становятся в один ряд с такими качествами как умение читать и писать.
Современное дошкольное образование является первой ступенью в единой системе образования России. Это положение закреплено в Федеральном законе "Об образовании" и в Государственном стандарте дошкольного образования (ФГОС). Одним из требований принципов и задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста является вариативность и разнообразие содержания организационных форм дошкольного образования с учетом образовательных потребностей и способностей воспитанников.
Нам, педагогам-дошкольникам следует адаптироваться к новому информационному веку. Сегодня почти все педагоги используют компьютеры, как для самообразования, так и для поиска новой информации, обмена опытом, на занятиях для обучения детей. Использование компьютера открывает для педагога неограниченные возможности, новые перспективы в поиске улучшения образовательного процесса. В своей работе можно использовать компьютер как средство:
• создания электронной библиотеки
• электронного портфолио
• копилки дидактических игр
• создание презентаций для родителей и детей
В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи ребенка. Ведь именно от уровня развития речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и полноценное развитие детей. Думаю, многие согласятся, что современные родители мало и неохотно читают своим детям, не побуждают их к диалоговой речи, поэтому речь детей не отличается особой выразительностью, дети зачастую допускают в своей речи аграматизмы (нарушение способности пользоваться грамматическим строем речи, ограничиваются односложными ответами. Для повышения речевого развития к нам в помощь приходит использование компьютерных технологий как один из источников мотивации. Одна из важнейших линий познавательно-речевого развития ребенка состоит в последовательном переходе от более элементарных форм мышления к более сложным. Благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:
• дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;
• глубже постигаются понятия числа и множества;
• быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве;
• тренируется эффективность внимания и память;
• раньше овладевают чтением и письмом;
• активно пополняется словарный запас;
• развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз.
• уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора;
• воспитывается целеустремленность и сосредоточенность;
• развивается воображение и творческие способности;
• развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.
Дети раннего возраста активно стремятся к познавательному и интеллектуальному общению со взрослыми. Это проявляется в многочисленных вопросах детей к педагогу : "Зачем?", "Почему?". Дети проявляют интерес к играм, разработанных для интерактивной доски, предпочитают разные виды игр. Для этого используют различные методы и приемы: - метод обобщения, анализа, сравнения, классификации, формулировка понятий.
При подготовки к НОД использую электронные ресурсы учебного назначения:
а) мультимедийные презентации (анимация, звук, изображение, рисунки, цифровой фотоаппарат);
воспитание грамотного, всесторонне развитого подрастающего поколения.
Литература
• Бердянская М. Э. Критерии развития детей раннего возраста / М. Э. Бердянская, О. Е. Громова // Управление дошкольным учреждением. – 2003. – № 3.
• Сотникова, В. М. Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста ДУ / В. М. Сотникова, Т. Е. Ильина. – М, Издательство «Скрипторий», 2003.
• Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели) / Е. Б. Волосова. – М. Линка-Пресс, 1999
• Павлова, Л. Н. Раннее детство: Развитие речи и мышления / Л. Н. Павлова. – М., Мозаика-Синтез, 2000.
• Павлова, Л. Н. Знакомим малыша с окружающим миром / Л. Н. Павлова. – М., «Просвещение», 1987.
• Швайко, Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Г. С. Швайко. – М. «Просвещение», 1983.
• Педагогические условия психофизического благополучия детей раннего возраста : под редакцией Л. Н. Павловой. – М., 1994.
• Новотворцева, Н. В. Развитие речи детей 2 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов / Н. В. Новотворцева. – Ярославль. «Академия развития», 1997.
• Дубинина Д. Н. Мир вокруг меня / Д. Н. Дубинина. – Мн. Национальный институт образования. 2006.
• Белая, К. Ю. Занятия с малышами в детском саду. Модель воспитания детей раннего возраста / К. Ю. Белая. – М. Линка-Пресс, 2002.
• Любина, Г. А. Рука развивает мозг / Г. А. Любина. – Мн. Научно-методический центр учебной книги и средств обучения, 2002.
• Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду // Дошкольное воспитание. 1991. № 5.
• Калинина Т. В. Управление ДОУ // Новые информационные технологии в • Горвиц Ю. М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании.