татьяна ларина
Развитие связной монологической речи у детей старшего возраста посредством придумывания небылиц и загадок
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд Визитная карточка.
Я, Ларина Татьяна Владимировна. Работаю в Центре развития ребенка №23 «Родничок» воспитателем Городского округа г. Бор. Стаж педагогической деятельности 31 год. Мое жизненное кредо.
«Раздавай по крупицам, по капельке
Все, что доброе в жизни встречается.
Жизнь имеет особенность странную,
Что даешь – то к тебе возвращается»
2 слайд Тема
Публикация «Развитие связной монологической речи у детей старшего возраста посредством придумывания небылиц и загадок» размещена в разделах
- Небылицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Составление загадок. Учим детей придумывать загадки
- Старшая группа
- Темочки
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь у ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Владение монологической речью - высшее достижение в речевом воспитании дошкольников.
3 слайд
Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К. Д. Ушинского, Л. С. Выготского. Проблемами содержания и методов обучения монологической речи в детском саду плодотворно занимались А. М. Бородич, В. В. Гербова, Э. П. Короткова, О. С. Ушакова, О. А. Шорохова и др. Е. Н. Водовозова изложила программу развития у детей родной связной речи и методику использования русского фольклора.
4 слайд Актуальность
Дошкольный возраст – интенсивный период формирования речи. ФГОС ДО выделяет 5 образовательных областей.
Речевое развитие обуславливает знакомство дошкольников с книжной культурой, детской литературой, пониманием на слух текстов различных жанров детской литературы. Это очень важно для развития грамматически правильной диалогической и монологической речи. На основе этого идет развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста. Дети старшего возраста любят фантазировать. Поэтому я решила использовать в своей работе с детьми малые фольклорные формы: небылицы и загадки.
5 слайд
Цель моей работы:
Повысить уровень развития связной монологической речи старших дошкольников через проведение работы по развитию речи средствами малых фольклорных форм: небылицы и загадки.
Цель достигается через задачи:
1. Познакомить детей с жанрами малых фольклорных форм: небылицами и загадками, с принципом их композиции.
2. Упражнять в придумывании небылиц с использованием средств внутритекстовой связи : антонимы, синонимы, союзы.
3. Обучать детей составлению описательных загадок с отрицательными сравнениями, используя союзы «а» и «но».
4. Совершенствовать умение конструировать разные типы предложений, правильное грамматическое оформление высказывания.
5. Формировать навыки самостоятельного творческого рассказывания.
6. Развивать фантазию.
7. Воспитывать интерес к народному творчеству.
6 слайд 1 этап
Моя работа с детьми строилась в 3 этапа. На 1 этапе для меня было важно создать мотивацию деятельности. Были проведены: беседы о малых фольклорных формах: небылицах и загадках, чтение загадок и небылиц, дидактические игры, упражнения. Дети познакомились со структурой и принципами композиции загадок и небылиц, приемом перегруппировки признаков при отгадывании загадок с отрицательными сравнениями. У детей появилось желание самим научиться составлять загадки и небылицы.
7 слайд 2 этап.
На втором этапе дети пополняли словарь образными выражениями, стали использовать средства лексической выразительности: антонимы, синонимы, союзы при создании связных высказываний; отбирали условные заместители героев сказок; при составлении модели загадки, подбирать образные характеристики к загадываемому животному; во время игр – драматизаций домысливали диалоги главных персонажей и составляли сказки «наизнанку».
9 слайд. 3 этап.
На 3 этапе дети стали самостоятельно составлять небылицы и загадки. На этом этапе активно привлекали родителей. Родители включились в составление небылиц и загадок. Дети выступали в роли учителей. В результате этой работы мы составили 2 книги: " Большая книга небылиц" и " Книга загадок".
10 слайд. Взаимодействие с родителями.
Чтобы активизировать родителей. я провела родительское собрание в форме круглого стола, анкетирование, консультацию. Дети вместе с родителями придумывали небылицы и загадки и оформили газету. И вся наша большая работа завершилась совместным развлечением Посиделки " В веселой горнице".
11 слайд.
развивающая микросреда.
Чтобы работа по теме была успешной, нужно было пополнить развивающую микросреду литературой, дидактическими играми и пособиями. Активное участие в этом приняли родители. С их помощью были сделаны: картинки – подсказки для пересказа сказок. Схемы – подсказки описания героев. Условные заместители для обозначения персонажей и структуры сказок. Мной были придуманы : схемы – подсказки для придумывания небылиц. Условные заместители к загадкам. Родители изготовили маски для игр - драматизаций. Пополнили книжный уголок соответствующей литературой.
12 слайд. Новизна.
Небылицы требуют большого остроумия и лексического запаса, как от детей, так и от воспитателя. Дети и воспитатель должны научиться лаконично высказывать свои мысли. Требуется большая речевая работа с детьми, поэтому многие педагоги боятся работать с небылицами и загадками. Новизна педагогического опыта состоит в том,
что разработала схемы для придумывания небылиц,
использовала прием перегруппировки признаков при отгадывании загадок с отрицательными сравнениями.
13 слайд
Таким образом в результате проведённой работы по формированию связной монологической речи у детей с использованием нетрадиционных приемов и методов, дидактических игр и упражнений, занимательного материала, наглядных пособий дало свои результаты:
1. Пополнился и обогатился словарный запас детей до уровня необходимого ребенку в школе.
2. Ребята активнее стали работать на занятиях.
3. У детей развилась активная речь, повысился процент ее точности и выразительности.
4. Дети уместно употребляют средства художественной выразительности в собственном словесном творчестве.
5. Научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения.
6. Составляют рассказы из нескольких предложений, используя их различные конструкции.
7. С большим желанием придумывают небылицы и загадки.
Таким образом, в результате проведённой работы по формированию связной монологической речи у детей с использованием малых фольклорных форм: небылицы и загадки у детей пополнился и обогатился словарный запас детей до уровня необходимого ребенку в школе.
С большим желанием придумывают небылицы и загадки.
14 слайд Перспектива
На будущее я планирую:
Выпуск семейных журналов по теме «Небылицы и загадки».
Адаптировать опыт работы с небылицами и загадками с шуточными стихотворениями.
Распространить опыт работы в сетевом сообществе муниципальных дошкольных учреждений города.
15 слайд Литература
На этом слайде представлена литература, которую я использовала в своей работе.
Спасибо за внимание