Получи документы

Развитие связной монологической речи у детей старшего возраста посредством придумывания небылиц и загадок

татьяна ларина
Развитие связной монологической речи у детей старшего возраста посредством придумывания небылиц и загадок
▼ Скачать + Заказать документы

1 слайд Визитная карточка.

Я, Ларина Татьяна Владимировна. Работаю в Центре развития ребенка №23 «Родничок» воспитателем Городского округа г. Бор. Стаж педагогической деятельности 31 год. Мое жизненное кредо.

«Раздавай по крупицам, по капельке

Все, что доброе в жизни встречается.

Жизнь имеет особенность странную,

Что даешь – то к тебе возвращается»

2 слайд Тема

Публикация «Развитие связной монологической речи у детей старшего возраста посредством придумывания небылиц и загадок» размещена в разделах

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь у ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Владение монологической речью - высшее достижение в речевом воспитании дошкольников.

3 слайд

Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые традиции, заложенные в трудах К. Д. Ушинского, Л. С. Выготского. Проблемами содержания и методов обучения монологической речи в детском саду плодотворно занимались А. М. Бородич, В. В. Гербова, Э. П. Короткова, О. С. Ушакова, О. А. Шорохова и др. Е. Н. Водовозова изложила программу развития у детей родной связной речи и методику использования русского фольклора.

4 слайд Актуальность

Дошкольный возраст – интенсивный период формирования речи. ФГОС ДО выделяет 5 образовательных областей.

Речевое развитие обуславливает знакомство дошкольников с книжной культурой, детской литературой, пониманием на слух текстов различных жанров детской литературы. Это очень важно для развития грамматически правильной диалогической и монологической речи. На основе этого идет развитие речевого творчества у детей дошкольного возраста. Дети старшего возраста любят фантазировать. Поэтому я решила использовать в своей работе с детьми малые фольклорные формы: небылицы и загадки.

5 слайд

Цель моей работы:

Повысить уровень развития связной монологической речи старших дошкольников через проведение работы по развитию речи средствами малых фольклорных форм: небылицы и загадки.

Цель достигается через задачи:

1. Познакомить детей с жанрами малых фольклорных форм: небылицами и загадками, с принципом их композиции.

2. Упражнять в придумывании небылиц с использованием средств внутритекстовой связи : антонимы, синонимы, союзы.

3. Обучать детей составлению описательных загадок с отрицательными сравнениями, используя союзы «а» и «но».

4. Совершенствовать умение конструировать разные типы предложений, правильное грамматическое оформление высказывания.

5. Формировать навыки самостоятельного творческого рассказывания.

6. Развивать фантазию.

7. Воспитывать интерес к народному творчеству.

6 слайд 1 этап

Моя работа с детьми строилась в 3 этапа. На 1 этапе для меня было важно создать мотивацию деятельности. Были проведены: беседы о малых фольклорных формах: небылицах и загадках, чтение загадок и небылиц, дидактические игры, упражнения. Дети познакомились со структурой и принципами композиции загадок и небылиц, приемом перегруппировки признаков при отгадывании загадок с отрицательными сравнениями. У детей появилось желание самим научиться составлять загадки и небылицы.

7 слайд 2 этап.

На втором этапе дети пополняли словарь образными выражениями, стали использовать средства лексической выразительности: антонимы, синонимы, союзы при создании связных высказываний; отбирали условные заместители героев сказок; при составлении модели загадки, подбирать образные характеристики к загадываемому животному; во время игр – драматизаций домысливали диалоги главных персонажей и составляли сказки «наизнанку».

9 слайд. 3 этап.

На 3 этапе дети стали самостоятельно составлять небылицы и загадки. На этом этапе активно привлекали родителей. Родители включились в составление небылиц и загадок. Дети выступали в роли учителей. В результате этой работы мы составили 2 книги: " Большая книга небылиц" и " Книга загадок".

10 слайд. Взаимодействие с родителями.

Чтобы активизировать родителей. я провела родительское собрание в форме круглого стола, анкетирование, консультацию. Дети вместе с родителями придумывали небылицы и загадки и оформили газету. И вся наша большая работа завершилась совместным развлечением Посиделки " В веселой горнице".

11 слайд.

развивающая микросреда.

Чтобы работа по теме была успешной, нужно было пополнить развивающую микросреду литературой, дидактическими играми и пособиями. Активное участие в этом приняли родители. С их помощью были сделаны: картинки – подсказки для пересказа сказок. Схемы – подсказки описания героев. Условные заместители для обозначения персонажей и структуры сказок. Мной были придуманы : схемы – подсказки для придумывания небылиц. Условные заместители к загадкам. Родители изготовили маски для игр - драматизаций. Пополнили книжный уголок соответствующей литературой.

12 слайд. Новизна.

Небылицы требуют большого остроумия и лексического запаса, как от детей, так и от воспитателя. Дети и воспитатель должны научиться лаконично высказывать свои мысли. Требуется большая речевая работа с детьми, поэтому многие педагоги боятся работать с небылицами и загадками. Новизна педагогического опыта состоит в том,

что разработала схемы для придумывания небылиц,

использовала прием перегруппировки признаков при отгадывании загадок с отрицательными сравнениями.

13 слайд

Таким образом в результате проведённой работы по формированию связной монологической речи у детей с использованием нетрадиционных приемов и методов, дидактических игр и упражнений, занимательного материала, наглядных пособий дало свои результаты:

1. Пополнился и обогатился словарный запас детей до уровня необходимого ребенку в школе.

2. Ребята активнее стали работать на занятиях.

3. У детей развилась активная речь, повысился процент ее точности и выразительности.

4. Дети уместно употребляют средства художественной выразительности в собственном словесном творчестве.

5. Научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения.

6. Составляют рассказы из нескольких предложений, используя их различные конструкции.

7. С большим желанием придумывают небылицы и загадки.

Таким образом, в результате проведённой работы по формированию связной монологической речи у детей с использованием малых фольклорных форм: небылицы и загадки у детей пополнился и обогатился словарный запас детей до уровня необходимого ребенку в школе.

С большим желанием придумывают небылицы и загадки.

14 слайд Перспектива

На будущее я планирую:

Выпуск семейных журналов по теме «Небылицы и загадки».

Адаптировать опыт работы с небылицами и загадками с шуточными стихотворениями.

Распространить опыт работы в сетевом сообществе муниципальных дошкольных учреждений города.

15 слайд Литература

На этом слайде представлена литература, которую я использовала в своей работе.

Спасибо за внимание

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи «Придумывание загадок-описаний о животных» Конспект ОД по развитию речи. Тема: придумывание загадок – описаний о животных. Цель: способствовать развитию связной речи. Задачи: 1. Учить.

Тема самообразования «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством моделирования» Цель: Развитие связной речи детей. Задачи:Развитие свободного общения со взрослыми; совершенствовать диалогическую форму речи; развивать.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами моделирования Важность речевого развития для дошкольников подтверждена тем, что во ФГОС дошкольного образования оно входит в две образовательные области:.

Придумывание загадок как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Придумывание загадок в процессе ознакомления с художественной литературой как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного.

Развитие связной монологической речи дошкольников посредством восприятия художественной литературы. (вторая младшая группа) Тема: «Отправляемся в путешествие». Цель: обогащать речевое развитие детей через формы народного фольклора. Воспитывать любовь к родному.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через обучение составлению рассказов по картине и серии.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста У детей старшего дошкольного возраста развитие связной речи достигает довольно высокого уровня. Развитие детских представлений и формирование.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством кружковой работы «В гостях у сказки». Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и.

Составление загадок и небылиц. Чтение небылиц Цели: • Дать понятие о жанре небылицы. • Закрепить представление об особенностях жанра сказки. • Упражнять в умении рассуждать, делать выводы,.

Отчет по самообразованию «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с помощью рассказывание сказки» Творческий отчет по самообразованию «Сказка ставит и помогает решать моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие связной монологической речи у детей старшего возраста посредством придумывания небылиц и загадок
Опубликовано: 24 августа 2015 в 20:08
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие связной монологической речи у детей старшего возраста посредством придумывания небылиц и загадок» (включая файлы) размещена пользователем татьяна ларина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД