Вершинская Анна
Развитие спортивной одаренности посредством реализации ИОМ
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте одаренных в спортивной сфере насчитывается всего 2 –5 % от общего количества, и они, как правило, лишены поддержки и развития своих способностей. А мы считаем, что заниматься одаренными детьми совершенно необходимо. И прежде всего потому, что качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой и резкое возрастание потребности общества в людях обладающих хорошим здоровьем и физической подготовкой.
Публикация «Развитие спортивной одаренности посредством реализации ИОМ» размещена в разделах
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Работа инструкторов по физической культуре
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Выявление и развитие спортивной одаренности детей, мы занимаемся 4 года. Данная деятельность способствует не только развитие физических навыков, но и укрепляет здоровье наших воспитанников и дает возможность:
- ребёнку определиться видами спортивной деятельности при выходе из дошкольного учреждения;
- содействовать выбору индивидуального пути (маршрута, траектории) образования и развития ребенка, по которому он может продвигаться в приемлемом для него темпе;
- создать ребенку комфортную эмоциональную среду, создать «ситуацию успеха» и развивающее общение.
Для определения одаренности ребёнка в спортивной деятельности мы проводим диагностические тесты, наблюдаем за рё бенком и обращаем внимание на: его интерес и желание заниматься спортом, умение приобретать новые навыки и умения. Перед тем как начинать диагностические мероприятия, изучаем медико-педагогическую документацию, что позволяет лучше узнать возрастные и индивидуальные особенности ребёнка, выявлять у воспитанников, имеющие ограничение физической нагрузки, отдельные противопоказания.
Немало важная деталь при определении одаренность рёбенка, это то, как он проявляет инициативу, самостоятельность и умеет взаимодействовать с взрослыми и детьми, работать в команде и конечно заинтересованность родителей воспитанников в развитии именного этого направления развития в становлении своего ребёнка.
Деятельность по определению одаренности проводим с детьми старшего дошкольного возраста. Именно данный возраст позволяет правильно увидеть и определить спортивную одаренность, а самое главное, дети данного возраста могут выразить сами своё желание и предпочтение, а так они уже могут выдерживать спортивную нагрузку, проявлять выносливость, силу воли, что так необходимо в спорте.
Так в 2021 - 2022 г. г. у 6 обучающихся было вывялено способность в беге на длинную дистанцию; 7 – метание в цель; 3 - прыжках в длину. В 2022 – 2023 - 3 детей показали отличные результаты по гибкости, 4 ребёнка в игре в футбол, 2 в плавание.
С целью развития одаренности детей мы совместно с педагогом-психологом, воспитателями групп и родителями воспитанников разрабатываем индивидуальные образовательные маршруты для каждого ребёнка. Это персональный путь реализации личностного потенциала обучающегося.
Траектория маршрута определяется комплексом факторов:
- особенностями, интересами и потребностями самого ребёнка и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;
- возможностями дошкольного учреждения удовлетворить образовательные потребности ребёнка;
- возможностями материально-технической базы детского сада.
Реализация образовательного маршрута ребенка проходит у каждого ребёнка по-разному, у кого-то он корректируется и дополняется, у кого-то он закачивается. Все зависит от индивидуальных особенностей их запросов детей.
На практике мы выделяем 2 маршрута
1 - Вариативный образовательный маршрут для детей с опережающими темпами развития;
2 - Вариативный образовательный маршрут для детей с желанием заниматься определенными видами спорта.
Что входит индивидуальный образовательный маршрут: цель, задачи, пути реализации (технологии, разнообразные методы и подходы, взаимодействие с педагогами, а именно с педагогом-психологом, музыкальным руководителем, с родителями воспитанников, сроки проведения. Каждый маршрут оформляется в виде таблицы, куда так же вносятся мероприятия, которые мы проводим с ребёнком и его результаты.
Реализацию маршрутов мы выстраиваем как индивидуально с ребёнком, так и с подгруппой детей. Данная деятельность полностью отражается в нашей циклограмме образовательной деятельности на учебный год. Все мероприятия мы планируем согласно индивидуальным особенностям каждого ребёнка и проводим в игровой форме. Хорошо продумываем мотивационную часть, включаем сюрпризные моменты, героев сказок, проблемные ситуации, элементы исследовательской деятельность и т. д. Обязательно обсуждаем с детьми что получилось, что не получилось и что надо сделать еще для достижения более высоких результатов.
Для формирования положительного эмоционального настроя на продолжения занятий мы устраиваем различные спортивные мероприятия :
- развлечения «Зимние забавы», «За здоровьем в детский сад», «Веселые старты на воде», «Мой весёлый звонкий мяч» и т. д.
- соревнования «День бегуна», «День велосипедиста», «Малые олимпийские игры», «Городки», «Веселые старты на воде», «Скиппинг» и т. д.
- акции «Мы говорим, нет - вредным привычкам, мы говорим да – спорту», «Мы здоровые ребята», флэшмоб «Наш спортивный детский сад!»