Наталья Шаламова
Развитие спортивной инфраструктуры и повышение эффективности ее использования для регулярных занятий спортом и отдыха
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие спортивной инфраструктуры и повышение
эффективности ее использования для регулярных занятий спортом и развивающего отдыха
Шаламова Наталья Вячеславовна, инструктор физического воспитания,
МДОУ «Центр развития ребёнка» - детский сад №2 «Радуга Детства», г. Богданович
Публикация «Развитие спортивной инфраструктуры и повышение эффективности ее использования для регулярных занятий спортом и отдыха» размещена в разделах
В стратегии развития воспитания в Свердловской области рассматривает несколько направлений стратегического развития системы воспитания : одним из направлений является физическое развитие и формирование культуры здоровья; [1].
Физкультурно-досуговая деятельность (КДД) - это важная составляющая жизнедеятельности детей в дошкольных учреждениях (ДОУ). Она позволяет решать целый комплекс развивающих, воспитательных и образовательных задач, в том числе способствует развитию интереса к физической культуре. КДД эффективно воздействует на эмоционально-психическую сферу детей, поэтому она выступает эффективным средством формирования положительной мотивации у детей к различным видам деятельности, повышает самооценку, уверенность детей в своих силах и возможностях.
КДД многогранна по содержанию, гибка к формам ее организации, открыта для всех участников образовательного процесса в ДОУ (дети, педагоги, родители, внешние организации). В связи с этим, она имеет большой потенциал в организации педагогического процесса. Педагоги не всегда методически грамотно проводят КДД, что в свою очередь не вызывает у детей желание включаться в данный вид деятельности
Культурно-досуговая деятельность – важный раздел организации жизни детей в детском саду, который способствует:
культурному отдыху детей, их эмоциональной разрядке, что необходимо для психического и физического здоровья дошкольников;
развитию детского творчества в различных видах художественной деятельности;
развитию способностей к импровизации, готовности к экспромту;
созданию условий для творческого взаимодействия детей и взрослых;
формированию коммуникативной культуры детей;
расширению кругозора детей, обогащению разнообразными впечатлениями средствами интеграции содержания различных образовательных областей;
формирование представлений о формах культурного отдыха, воспитание потребности в культурных развлечениях.
Культурно-досуговая деятельность имеет широкий спектр влияния на воспитание и развитие ребенка, на формирование его Я-концепции. Но главной, приоритетной задачей является создание условий для эмоционального отдыха детей, снятия психического напряжения (что является чрезвычайно важным для современного ребенка, испытывающего стрессы и напряжения современной жизни). Реализация этого условия требует от педагогов умения организовать детский досуг, сделать его игровым, импровизационным, веселым и радостным для каждого ребенка. С целью обеспечения психологического комфорта педагоги должны следить за настроением детей, хвалить, подбадривать их, создавать условия для творческого самовыражения (снимать чувство неуверенности, зажатости, боязни сделать то-то не так). Поэтому на развлечениях должны быть не подготовленные заранее детские выступления, а спонтанная импровизация либо исполнение по показу взрослого, что исключает оценку детского исполнения педагогом. Можно сказать, что основные «ключи» к организации детских досугов – это три «И» : Интеграция - Игра - Импровизация. Если педагоги владеют этими тремя «ключами», значит, они готовы к организации и проведению легких и веселых развлечений. В противном случае основная нагрузка ложится на детей: с ними разучивают стихи, песни, танцы для выступления (что приводит к их переутомлению).
Содержание развлечений с детьми планируется педагогами (воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию и другими специалистами) исходя из текущей работы, в которой отражается: время года, тематика разделов из различных образовательных областей, владение детьми различным игровым и музыкальным репертуаром. Например, это могут быть «Зимние забавы» (игры, аттракционы зимней тематики, или «Кем быть?» (развлечение с родителями – знакомство с профессиями, «В гостях у сказки» (чтение любимых сказок, просмотр мультфильмов, загадки, призы, и др., и т. д. Как правило, развлечения планируются и проводятся в соответствии с реализацией различных тематических образовательных проектов, являясь их кульминацией. Такое проектное планирование позволяет оптимально интегрировать содержание работы, рационально спланировать формы взаимодействия с детьми и их родителями.
Цикличность организации досугов предполагает ежемесячное их проведение (от 15 до 30 минут, в зависимости от возраста) во вторую половину дня. Содержание и форма развлечений должны варьироваться, поскольку каждый досуг должен нести новизну, быть сюрпризом. Ответственные за проведение различных по форме и содержанию развлечений должны быть разные педагоги ( оптимальным является чередование организаторов детского досуга: воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, и др.). Например, воспитатель организует в группе дни рождения детей, вечера загадок, игр, аттракционов, поэтических вечеров, инструктор по физическому воспитанию – спортивные развлечения в спортивном зале или на улице.
На любом развлечении должна звучать музыка, поэтому музыкальный руководитель рекомендует и помогает подобрать фонограммы для каждой темы.
Важно привлечь к организации детских досугов родителей, бывших выпускников, учащихся музыкальных школ, воспитанников детско-юношеских спортивных школ, и др.
Возможными формами досугов и развлечений, которые будут интересны детям и не потребуют длительной подготовки, могут быть:
• «Будь здоровым, сильным, ловким!» - спортивно-физкультурные досуги с различными эстафетами и соревнованиями;
• «Папа, мама, я – спортивная семья» - совместные физкультурные развлечения, походы.
• «День здоровья» совместные физкультурные досуги с педагогами, родителями и детьми;
• «Выпускники детского сада в гостях у малышей» - совместные, игры старших и младших дошкольников.
Эти и другие формы развлечений планируются и проводятся один раза в месяц для каждой группы. При планировании досуга учитывается время года, грядущие события, праздники, актуальные интересы детей, возможности, которые есть в детском саду, например, вечер игр после Нового года может быть посвящен зимним забавам, в которые дети играли на празднике. Осенью вечер стихов и сказок для малышей можно составить из коротких сказок о животных, которые по-разному готовятся к зиме. В марте можно организовать с детьми 6-7 лет игры по теме «Мамин день», «Помощники».
Возраст 3-4 года
Организация досугов требует учета возрастных особенностей детей четвертого года жизни: непроизвольности и небольшого объема внимания, утомляемости, спонтанности в проявлении эмоций. Младшие дошкольники увлекаются процессом, а не результатом предметно-двигательной деятельности (например, с увлечением собирают бутафорские грибочки, перекладывают овощи, и т. д.). Им еще недоступно понимание соревнования (кто быстрее, поскольку для них интересен сам процесс. Любимые забавы малышей – это прятки и догонялки. На этой основе педагог может варьировать различные игровые ситуации со сказочными персонажами: Петушки убегают от Лисы, Зайцы прячутся от Волка, Поросята разбегаются по своим домикам, и т. д. Дети любят, когда обращаются именно к ним, называя по имени. Для них важен тактильный контакт: погладить Зайчика, покормить Петушка. Дети с удовольствием выполняют игровые действия по показу. На этой основе можно импровизировать инсценирование детских песенок, маленьких сказок, стихов и потешек. Эти и другие возрастные особенности важно учитывать при организации игр-аттракционов, сюрпризных моментов.
Перечисленные выше формы организации досугов могут быть использованы в работе с детьми 4-го года жизни при условии их соответствия возрастным возможностям малышей. Например, на развлечении «Песенные посиделки» взрослые или старшие дети исполняют знакомые песни, сопровождая их образными движениями, которые повторяют малыши (чаще всего они подпевают и двигаются одновременно). На таких развлечениях широко используются мягкие игрушки, театральные куклы, приглашаются сказочные персонажи, которых играют старшие дети или взрослые.
Дети с большим удовольствием двигаются под музыку. Педагог помогает организовать музыкальное движение в виде простейшего танца или образного движения, например, «выход медведя». Воспитатель использует детали костюмов (шапочки персонажей, яркую атрибутику - платочки, искусственные цветы, колокольчики, ленточки, и др.
Кульминацией детских развлечений является сюрпризный момент. Чаще всего, это появление сказочного персонажа, который приносит какие-нибудь игрушки, а затем проводит с детьми игру.
Ряженье предлагается малышам с использованием только элементов костюмов и отдельных атрибутов: шапочек, платочков, колпачков и других деталей, с которыми они сами смогут справляться. Нарядившись, малыши могут подвигаться под музыку в своем образе, и педагог организует детские импровизации.
Спортивные соревнования должны учитывать интерес и возможности детей. В основном, это - подвижные игры, типа «займи домик» «спрячься от волка», «собери урожай».
Кукольный театр для малышей могут показать дети 6-7 лет. Это может быть также настольный театр, в который после представления поиграют и малыши. Подобные совместные мероприятия очень важны в детском саду, поскольку они объединяют детей разного возраста, воспитывают у старших желание общаться с малышами, обучать, помогать им, а для малышей это также полезный пример для подражания. Кукольный театр может завершиться общим просмотром мультфильма по той же сказке.
Содержание досуговой деятельности выстраивается на основе интеграции различных образовательных областей: изобразительной деятельности, детской художественной литературы, музыки, и др.
Возраст 4-5 лет
Развлечения для детей 5-го года жизни организуются на основе указанных выше требований. Однако тематика досугов может быть расширена в соответствии с обогащением содержания других образовательных областей.
В этом возрасте дети становятся более самостоятельными, у них лучше развита произвольная память, внимание, речь. В этом возрасте следует проводить различные варианты развлечений с игрушками (загадки об игрушках, стихи о любимых игрушках, импровизированные танцы с игрушками, прятки и другие аттракционы.).
Интеграция содержания различных образовательных областей в игровой форме, сюрпризы, экспромты с детьми на основе знакомого материала – основа организации досугов с детьми 4 – 5 лет.
Возраст 5-6 лет
В развитии произвольности внимания, памяти, поведения детей 5-6 лет происходит «скачок» : старшие дошкольники способны к более длительному произвольному вниманию, легко запоминают загадки, тексты небольших стихотворений и песен. Дети 6-го года жизни более самостоятельны в исполнительской деятельности, могут выполнять действия не только по показу, но и в соответствии со своим замыслом (а не просто спонтанно, как было в младшем возрасте). Это открывает новые возможности в расширении тематики досугов, использования различных форм интеграции.
Например, в процессе реализации проекта «Праздник хлеба» в игровом или танцевальном досуге можно с детьми исполнить хоровод с колосками и в конце сделать из них оригинальный букет. Заранее разучивать подобный хоровод нет необходимости - дети просто будут выполнять движения вместе с педагогом, а составление букета из колосков – спонтанное творчество.
Танцевальные развлечения могут быть организованы в форме детской дискотеки, флещ-моба импровизации свободных ритмичных танцев под современную музыку, что способствует спонтанному выбросу физической и эмоциональной энергии детей. Другой вариант - сочинение танцев, в которых найдут место сольные импровизации детей. Образно-игровые движения, столь любимые детьми, могут соединяться с ряженьем и стать спонтанным маленьким спектаклем на 2-3 минуты.
В старшем дошкольном возрасте особенно актуальными становятся физкультурно-оздоровительные развлечения, поскольку детям необходимо выплеснуть избыток энергии. Набегаться и накричаться, дать выход эмоциям — это жизненные потребности и главный интерес детей в подобном досуге (и педагоги должны создать для этого условия).
Возраст 6-7 лет
У детей 7-го года жизни уже сформирована потребность в культурно-досуговой деятельности, которая дает им возможность пережить эстетические эмоции, радость от совместного творчества, новых ярких впечатлений. В этом возрасте дети любят выступать и смотреть выступления других, у них уже воспитана культура театрального поведения: они поддерживают исполнителей аплодисментами, кланяются после выступлений, стараются сдерживать свои эмоции, если что-то не так (например, не смеются, если кто-то уронил атрибут, сопереживают другим детям).
Психологические особенности детей данного возраста позволяют использовать самые разнообразные формы досугов, обогащать содержание развлечений, дополнять и углублять познания детей о мире и самом себе.
Дети 7-го года жизни психологически готовы к конкурсам и соревнованиям, от которых они уже получают удовольствие. Важно учить их переживать выигрыш и проигрышь, «болеть» за свою команду. В спортивных развлечениях детям предлагаются различные соревнования, эстафеты, забавные аттракционы (например, бег в мешках, «езда» в тазиках, бег спиной, ловишки с завязанными глазами и т. п.).
Совместные досуги организуются с родителями, бывшими выпускниками, а также малышами, на которых старшие дошкольники могут обучать, помогать младшим. Эта форма досуга особенно актуально для современного социума, где нарушены естественные детские сообщества.
Таким образом, культурно-досуговая деятельность, являясь по форме и содержанию синтезом различных видов творчества, игры, общения, способствует не только эстетическому воспитанию детей, обогащению их жизненного опыта, развитию деятельностных способностей, но и несет в себе психотерапевтическую функцию, формирует потребность в культурном досуге как особом виде наслаждения и отдыха. В воспитании этой потребности содержится рецепт профилактики многих социальных болезней, которые могут встретиться в дальнейшей жизни детей, а также «ключ» к счастливой жизни, наполненной стремлением к эстетическим переживаниям, радости творческого самовыражения.
Список литературы:
1. Сыкеева Л. П., Кудрявцева М. О. Организация корпоративного обучения в школе [электронный ресурс]. URL : https://www.erono.ru/art/?ELEMENT_ID=1617 ( дата обращения: 03.01.2018)
2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273 «Об образовании в Российской Федерации» [электронный ресурс]. URL : https://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html ( дата обращения: 17.08.17).